25 октября в Киеве прошли выборы в местные органы власти. Граждане Украины пошли выбирать новую местную власть, не особо анализируя предшествующую кампанию, в ходе которой кандидаты не гнушалась самими грязными методами: подкупом, запугиванием, угрозами в адрес конкурентов, каруселями. В стране, погрузившейся после 2014 года в настоящий хаос, выборы прошли, по данным экзит-полов, при рекордно низкой явке — 35-40%.
Корреспондент «Украина.Ру» посетила избирательные участки в разных районах столицы в разное время дня. Утром подавляющее большинство избирательных участков буквально пустовали. Независимые наблюдатели и члены избирательных комиссий откровенно позевывали: кто-то читал газеты, кто-то листал новости в смартфонах и лишь к обеду к избирательным урнам стали подтягиваться люди. Настроение киевлян в подавляющем большинстве было довольно-таки мрачным. Да и чему особо радоваться: цены растут, доллар уходит в отрыв (после выборов ему обещают 30 гривен за доллар), и это — не считая новых платежек за газ и отопление, которые вот-вот придут. Словом, жизнь все больше усложняется.
— Что вы ожидаете от выборов, чего хотите?— спрашиваю женщину 80-ти с лишним лет.
— Хочу умереть, — неожиданно признается женщина.
— Но вы же пришли на избирательный участок, значит, на что-то надеетесь? Разве можно думать о смерти?
— Деточка, у меня внуки уже взрослые. Я всю жизнь проработала инженером-текстильщиком по окраске тканей на заводе. Работу очень любила, а вышла на пенсию с массой болячек и пособием 1,5 тысячи гривен. Я коренная киевлянка, здесь родилась и прожила всю жизнь. Меня волнует, кто тут будет мэром.
На вопрос, за кого будете голосовать, ответила:
— Буду голосовать за Виталия Кличко. Мне кажется, что он честный человек.
Но, опросив немалое количество киевлян, я услышала и множество негативного в адрес нынешнего мэра. Киевляне в основном недовольны тем, как бездарно ведется городское хозяйство, как интенсивно происходит застройка в исторической части города, разрушается его ансамбль. Да и многие другие проблемы, обострившиеся после Майдана, раздражают жителей столицы. Качество жизни снижается. Город, как известно, в преддефолтном состоянии, по сути — банкрот.
ФОТО: Полина Орловская
— Мы проголосовали за «Самопомощь» — признались корреспонденту двое молодых людей. Свою позицию они объяснили тем, что «Самопомощь» еще во власти не была, поэтому не коррумпирована.
Один мужчина поделился своими проблемами: на зарплату 3-4 тысячи гривен в Киеве жить трудно, практически невозможно, а жилья нет и купить его не за что.
— Мы — офисный планктон, и мы боимся даже такую работу потерять. Жить стало в разы хуже. Одноклассники уезжают кто куда: в Америку, Германию, Россию. У нас ребенку два годика: если тут ничего не изменится — придется уезжать, признается молодой человек. — Хорошо тем, у кого в наследство квартирки хоть какие-то остались. Многие киевляне живут на то, что сдают жилье в аренду. У нас свободных метров нет: живем с родителями в трехкомнатной хрущевке. Дом старый, гниет, ремонта не было лет тридцать, если не больше. Наши дома вокруг обложили новой застройкой, высотками, поэтому часто света дома нет, вырубается электричество. Но кто-то ведь живет в этих домах, значит, покупают люди в Киеве квартиры. Надо, чтобы были какие-то субсидии, чтобы помогали людям покупать жилье — жалуется молодой человек. — Вот даже при Николае Азарове обещали строительство социального жилья, а сейчас купить квартиру обычным людям в Киеве нереально. Денег хватает только на скромную еду, транспорт и одежду секонд-хенд. Кредиты тоже не взять, потому что инфляция «сжирает» все, что можно, — сетует молодой человек. — А «Самопомощь» имеет такую программу, при которой люди должны сами организовываться и добиваться своих целей, не зависеть от чиновников и не ждать, когда те дадут денег.
— То есть, вы деньги будете сами добывать на ремонты подъездов, площадок?
— В некотором роде — да, — отвечает собеседник.
— Сегодня во власть идут те, кто хочет не для нас что-то сделать, а отнять у нас, забрать наши голоса, — говорит киевлянка Александра Ивановна. — Я сегодня всех вычеркнула принципиально. Мне 67 лет, но я вынуждена еще работать, хотя уже не очень хочу. Но как жить на маленькую пенсию? При всех властях мы не видели ничего хорошего. А мой папа был коммунист, и жили мы неплохо в советское время. И вот я впервые решилась всех вычеркнуть, — признается женщина. — Надоел обман.
Во второй половине дня электорат стал активнее, избирательные участки заполнились людьми. Однако, пройдя по избирательным участкам, я поняла, что люди не хотят никаких Майданов, а хотят просто лучше жить. Для этого всего-то нужно ходить на выборы и менять власть только легитимным путем. Многие киевляне это, наконец, начинают понимать.
После восьми часов партии и самовыдвиженцы начали подводить первые итоги. Корреспондент «Украина.Ру» побывала на коротком брифинге «Оппозиционного блока».
— Эти выборы — самые грязные из всей истории выборов в Украине, — сказал собравшимся журналистам лидер «Оппоблока» Юрий Бойко. — Но, по сравнению с прошлым годом, наш рейтинг вырос, а «Оппозиционный блок» победил в шести областях.
Юрий Бойко пообещал судиться и бороться с действующей властью, установившейся в 2014 году путем переворота.
Полина Орловская