Азиатско-Тихоокеанский регион давно стал ареалом тесных межгосударственных связей, которые зафиксированы во многих двухсторонних и многосторонних соглашениях. Назовём в первую очередь Декларацию 1967 года об образовании АСЕАН — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Полноценный договор об АСЕАН был подписан в 1976 году. Организация охватывает 10 стран региона, там все «местные», ни США, ни других западных стран там нет. Наиболее крупные члены АСЕАН — Индонезия и Малайзия.
Премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохамад еще в конце прошлого века заявлял о необходимости дальнейшего расширения интеграционной группировки в регионе. Первым шагом в этом направлении стало объединение «АСЕАН плюс три», созданное для улучшения существующих связей с КНР, Японией и Южной Кореей. Затем появилось «АСЕАН плюс шесть». Эта новая группировка была создана в качестве первого шага на пути к запланированному Восточноазиатскому сообществу.
Другой региональной группировкой является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), появившееся в 1989 г. На сегодняшний день в АТЭС состоит 21 страна. По типу это объединение можно отнести к экономическому форуму. В странах-членах АТЭС проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. В 1998 году к АТЭС присоединилась Россия, а в 2012 году саммит АТЭС прошёл во Владивостоке.
Есть и ряд других организаций и многосторонних соглашений, охватывающих страны Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, АТР. Казалось бы, надо улучшить работу существующих международных форумов и соглашений, расширить членство в них за счет приглашения в состав АТЭС и АСЕАН новых государств. Однако в конце прошлого десятилетия неожиданно появились признаки того, что в регионе может родиться еще одна международная организация под названием Транстихоокеанское партнёрство (ТТП).
Строго говоря, организация с таким названием возникла еще в 2005 году, ее учредителями и членами стали Новая Зеландия, Сингапур, Чили и Бруней. Однако несколько лет о ее существовании знали лишь узкие специалисты да некоторые чиновники указанных четырех стран.
Неожиданно в 2008 году организацией ТТП заинтересовался Вашингтон. Там родилась идея на базе этой малоизвестной организации создать гигантское международное объединение под эгидой США. Семь лет американцы вели кропотливую работу по созданию широкой региональной организации в Восточном полушарии. С 2010 года по сентябрь 2013 года страны провели 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о ТТП. Работа велась в условиях большой секретности, к ней привлекались не все государства, которые можно причислить к тихоокеанским, а только те, которые получали приглашение от Вашингтона. Ни Китай, ни Россия приглашения не получили.
Как правило, сообщения о проекте ТТП шли в паре с информацией о планах Вашингтона по созданию еще одного гигантского международного объединения —Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТАП). Еще два года назад многие эксперты были уверены, что Вашингтон раньше придет к финишу с проектом ТАП. Однако с весны 2014 года ситуация в мире стала сильно меняться. Началось обострение отношений США с Китаем и особенно с Россией. Обозначились тенденции к быстрому сближению Пекина и Москвы, появились признаки того, что на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе могут возникнуть международные объединения, ядром которых станут Россия и КНР.
Чувствительным ударом для Вашингтона было создание весной 2015 года по инициативе Пекина Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Что еще обиднее для Вашингтона — учредителями и членами АБИИ стали его ближайшие европейские союзники, прежде всего Лондон. «Великое переселение народов» с Востока в Европу вообще переключило внимание европейских европейцев на проблемы, далекие от торгового и инвестиционного сотрудничества с Новым Светом. Поэтому неожиданно для многих из двух американских проектов к финишу раньше пришел проект ТТП, а не ТАП.
Мир узнал об этом из очень скупого сообщения: 5 октября 2015 года в Атланте (США) достигнуто соглашение по Транстихоокеанскому партнерству между 12 странами: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. В порядке справки СМИ сообщили, что доля упомянутых стран в мировом ВВП достигает 38-40 % и в международной торговле — ¼. Иначе говоря, ТТП может стать гигантской интеграционной группировкой, превышающей по совокупным показателям Европейский союз и НАФТА (Соглашение о свободной торговле стран Северной Америки).
Сообщение о подписании какого-то соглашения в Атланте прошло по всем СМИ, но сам документ не опубликован. Режим строжайшей секретности, установленный ещё на переговорах о подготовке Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), сохраняется. Впрочем, несколько утечек информации позволяют составить некоторое представление об этом американском проекте. Полное название документа — Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement). По мнению антиглобалистов, создание ТТП представляет собой «корпоративный переворот», поскольку только 2 из 26 глав соглашения о ТТП имеют какое-либо отношение к торговле, а большая часть соглашения «предоставляет новые права и привилегии глобальным корпорациям, в особенности связанные с защитой интеллектуальной собственности (законы об авторских и патентных правах), а также — ограничение на государственное регулирование».
По всей видимости, соглашение о ТТП является второй попыткой транснациональных корпораций добиться многостороннего соглашения, предоставляющего крупному частному капиталу особые права. В частности, право оспаривать и отменять те законы и решения государства, которые «подрывают международную конкурентоспособность» ТНК.
Первая такая попытка была предпринята в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Тогда был разработан проект многостороннего соглашения об инвестициях (МСИ). Странам-членам ВТО было предложено подписать МСИ, которое подавалось как дополнение к другим соглашениям, которые уже были подписаны в рамках ВТО (соглашение об интеллектуальной собственности, соглашение о телекоммуникациях и др.). МСИ тоже готовилось в обстановке секретности, но о документе узнали. Разгорелся скандал, МСИ было похоронено, средства массовой информации, подконтрольные хозяевам денег, то есть главным акционерам ФРС, предпочитают теперь о нём не вспоминать. Если бы МСИ было принято и начало действовать, государственному суверенитету стран-членов ВТО окончательно пришёл бы конец. У транснациональных корпораций остались бы одни права, а у государств — обязанности (не перед народом, конечно, а перед ТНК).
Эксперты, изучавшие проекты «многостороннего соглашения об инвестициях», прямо предостерегают: соглашение о ТТП — это реинкарнация МСИ.
Соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве представляет попытку Вашингтона укрепить свои пошатнувшиеся международные позиции, яркую демонстрацию стремления американского истеблишмента диктовать всему миру свои условия. Вашингтон даже не маскирует свои намерения. После подписания документа в Атланте 5 октября президент Обама заявил: «Когда более 95% наших потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила… Соглашение, достигнутое сегодня в Атланте, обеспечит это».
Впрочем, как ни крути, соглашение о ТТП еще надо ратифицировать. В парламентах всех 12 стран есть много оппонентов Транстихоокеанскому партнёрству. Немало их и в Конгрессе США. Ратификация соглашения о ТТП запланирована на начало 2016 года. Так что вся борьба вокруг этого американского проекта ещё впереди.
Валентин Катасонов