Коваленко и Шевченко - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коваленко и Шевченко

Читать в
Отец Георгий считает, что именно Шевченко сформулировал украинскую политическую идею. И с ним трудно не согласиться. Вопрос только в том, что это за идея? В чем она?

В одной из своих предыдущих статей я говорил о том, что православная общественность была шокирована заявлением главы Синодального просветительского отдела протоиерея Георгия Коваленко. Суть того заявления буквально следующая: «Вообще, мне кажется, что нам, украинцам, очень повезло. У нас есть два гения, которые в простой и понятной форме сформулировали основные идеи: философскую (Сковорода) и политическую (Шевченко). А идею веры наш народ сформулировал колядками, все основные идеи христианской веры в них». И тогда я обещал, что мы обязательно поговорим о колядках, как «квинтэссенции» украинского богословия, по словам отца Георгия. Но сделаем мы несколько позже. Сегодня же, я хочу предложить вам небольшой экскурс в политическую мысль Шевченко.

Отец Георгий считает, что именно Шевченко сформулировал украинскую политическую идею. И с ним трудно не согласиться. Вопрос только в том, что это за идея? В чем она? Знаю, что отец Георгий мне не ответит. Не ответит не только потому, что не хочет. Не ответит еще и потому, что вряд ли он смог, хотя бы для себя, сформулировать ответ на этот вопрос. Поэтому, мне не остается ничего, кроме того, чтобы обратиться к текстам самого Шевченко. Итак.

Тарас Григорович политиком не был. Каких либо политических трактатов после себя он тоже не оставил. Но, вместе с тем, он довольно четко обозначил свое отношение к тем процессам, которые происходили в Украине. Коротко — он был уверен, что Украина должна иметь свой путь развития, и не зависеть ни от кого.

Многие любят вспоминать слова Шевченко о «москалях». И действительно о наших соседях, он часто высказывался очень жестко, временами на грани фола. И в первую очередь, его высказывания царской власти. Понять поэта, в принципе, можно. Он вырос в фактическом рабстве, и считал, что виновата в этом власть, которая допускает такие ужасы.

В то же время, он был уверен в том, что и в Европе нам делать нечего. И вот тут начинается самое интересное. Если в отношении России шевченковская позиция заключалась в неприятии власти, то в отношении Европы дело было в другом. Он был уверен, что корень всех бед на Украине — это католицизм. Подчеркиваю — всех бед, то есть и тех, которые касались взаимоотношений с «москалями». Другими словами — грех униатов не только в том, что они издевались над украинцами и сжигали их землю, а еще и в том, что таким отношением вынудили украинцев обратиться за помощью в Москву. Шевченко по этому поводу пишет:

«Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!
Братались з вольними ляхами,
Пишались вольними степами,
В садах кохалися, цвіли,
Неначе лілії, дівчата.»

С приходом унии эта веселая и вольная жизнь закончилась. Именно религиозный фактор стал главной причиной ненависти между украинцами и поляками. И именно религиозный фактор стал причиной того, что Богдан Хмельницкий инициировал присоединение Украины к России.

Вообще, Шевченко очень жестко относился к униатам, и, скорее всего, можно утверждать, что такое его отношение и было тем, что сегодня называют «политической идеей». Профессор Иван Огиенко, которого, без сомнения уважает отец Георгий, и которого, как историка, нельзя не уважать, в своей книге «Религиозность Тараса Шевченка пишет:

«Коли Шевченко згадує стародавні часи, і розповідає, як Україну душили поляки, католики та уніяти, то він тратить свій спокій і з його уст вириваються на них найтяжчі обвинувачення… Зміст «Гайдамаків» неймовірно тяжкий, і російський уряд дозволив їх видавати тільки тому, що поляки тоді ще ворушились і погрожували новим повстанням. Про поляків Шевченко кричить: «Мордуй, мордуй, — в Раю будеш!». І справді, вина поляків супроти України була страшна, вони:

«Полигалися з жидами
Та й ну руйнувати:
Руйнували, мордували.
Церквами топили…»

Проти ксьондзів Шевченко і слів не знаходить:

«Не ходили
Ксьондзи по селах, а возили
На людях їх з села в село, —
Такеє то у нас було!…»

Поховать хіба побитих поляків? Ні, — не треба: Вони католики!… Тому гайдамаки «об камінь ксьондзів розбивали!»…Ось пан католик своє весілля справляє. На нього напали:

«Кров'ю
Весілля вмилося… Не втік
Ніже єдиний католик…
Всі полягли, мов поросята
В багні смердячому»

Через усе це ясно, що коли Шевченко тільки заговорив про Папу Римського, покровителя поляків, ксьондзів та уніатів, то зараз же в нього вирвалось:

«Кругом неправда і неволя,
Народ замучений мовчить,
І на Апостольськім Престолі
Чернець годований сидить…»

Профессор Огиенко делает вывод: «У нашій літературі нема таких жорстоких і полум'яних виступів проти Папи, поляків, католиків та уніатів, як це робив Тарас Шевченко!.. Бо він жив у час, коли їхні насилля ще всі пам'ятали! Бо він добре знав, що це вони Україну розвалили».

Итак, наш великий Кобзарь, Тарас Григорович Шевченко, считал, что корень всех зол на Украине — это уния, греко-католицизм.

© РИА Новости . Павел Паламарчук / Перейти в фотобанкОбщегородское освящение воды в день Крещения Господня во Львове
Общегородское освящение воды в день Крещения Господня во Львове

Не сомневаюсь, что и сегодня многое из того, что происходит у нас в стране имеет свои истоком именно униатскую идеологию — идеологию ненависти и разрушения. Поэтому, вывод о политической идее Шевченка может быть только один — неприятие унии, возвращение к вере отцов, то есть Православию, и самостоятельный путь развития Украины. Думаю, что именно эту идею и имел ввиду глава Синодального просветительского отдела УПЦ. Или я ошибаюсь, отец Георгий?

Мирослав Горский

Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала