Состав российской делегации уже утвержден, и она получилась крайне представительной. В него вошли, в частности, сам президент России, председатель комитета Совета Федерации по международным дела Константин Косачев, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, помощник президента РФ Юрий Ушаков, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков и ряд других деятелей российской дипломатии.
Вероятно, российский президент принял решение лично поехать в Нью-Йорк по ряду причин. Прежде всего, необходимо донести российскую позицию до всего мира. Делать это приходится Путину лично — отчасти потому, что он является одним из немногих российских политиков (наряду с Сергеем Лавровым), которые умеют говорить правильные вещи правильными словами в правильном тоне.
Кроме того, Путину никто не может помешать высказаться. Ни для кого не секрет, что Россию последовательно пытаются лишить возможности выражать свою позицию на различных площадках публичной и официальной дипломатии. Скандалы с лишением российской делегации слова в ПАСЕ, отказ Финляндии пускать Сергея Нарышкина на парламентскую ассамблею ОБСЕ, нынешняя ситуация с Валентиной Матвиенко — все это элементы политики по изоляции России.
И эта политика будет продолжаться, ведь чем очевиднее становится провал «украинского проекта Запада», тем весомее будут высказываемые российскими представителями аргументы. Поэтому грех сейчас не использовать такую уникальную возможность для выступления с самой репрезентативной в мире трибуны и попытаться донести до мира свой взгляд на причины и последствия событий, происходящие сейчас вокруг России.
Кроме того, визит может быть ширмой для проведения серьезных переговоров. В Кремле отказываются говорить с кем и зачем будет встречаться Владимир Путин. «Рабочий график пребывания президента России в Нью-Йорке в рамках Генассамблеи ООН в сентябре согласовывается, он будет кратким, встречи в проработке», — лаконично заявил Юрий Ушаков. Однако всех волнуют две вероятные встречи.
Первая — это Нормандский формат. Встреча в общем-то давно назрела. Пока украинские власти занимаются симулированием конфликта с Россией (называя ее агрессором и одновременно прося денег), экономическая ситуация на Украине с каждым днем становится все сложнее.
Агентство Fitch в очередной раз понизило долгосрочный кредитный рейтинг Киева до уровня «дефолт неизбежен», а Москва отказывается уступать в вопросе реструктуризации 3-миллиардоного кредита, который Киев должен вернуть в конце этого года. Кроме того, зима приближается, и Украина к ней откровенно не готова. Власти пытаются изыскать деньги на покупку российского газа, который нужно закачать в подземные газохранилища, а денег этих никто не дает. В результате Россия и ЕС могут из-за Украины снова столкнуться с проблемой транзита российского «голубого топлива».
Возможно, Россия готова будет пойти на уступки и в очередной раз спасти Украину от финансового краха. Однако в ответ Москва хочет прекращения украинского позерства, а также четкого и безусловного соблюдения Украиной условий минских соглашений.
Вряд ли Киев на это пойдет, однако, вероятно, обсудить такую возможность стоит. Ну или на крайний случай попытаться выработать какие-то базовые основы Минска-3 — Москва готова искать различные приемлемые для нее компромиссы, но при условии, что Петра Порошенко заставят их соблюдать.
Еще одной возможной встречей могут стать переговоры на высшем уровне с американцами, по крайней мере на полях Генеральной Ассамблеи. Да, конфликтность — это, по сути, нормальное состояние российско-американских отношений. Однако проблема в том, что на сегодняшний день эта конфликтность достигла запредельного уровня.
Украинская ситуация и демонстративное поведение Москвы в Крымском вопросе привели к резкому сокращению дипломатических контактов и проблемам во взаимопонимании между сторонами. В результате существует риск, что конфликт будет развиваться по спирали, автопилотом. США и России необходимо выработать некие правила игры в этом конфликте, которые не давали бы сторонам преступить определенные красные линии.
В свою очередь, Барак Обама тоже заинтересован в ограничении конфронтации — США уже давно выиграли украинскую партию, и пора фиксировать прибыль. Кроме того, возобновление конфронтации в период предвыборной кампании может сыграть на руку республиканцам. Поэтому российским и американским лидерам есть о чем поговорить с глазу на глаз.
Геворг Мирзаян