Сейчас много пишут об изощренных информационных технологиях для массового оболванивания украинцев. Тут тебе и 25 кадр, и окна Овертона, и много чего ещё. Однако всё эти замысловатости (на мой непрофессиональный взгляд) имеют мало общего с реальностью.
На деле всё очень просто — для успешного воздействия на пытливые умы галичан сегодня достаточно ругательски ругать «проклятый совок», который десятилетиями ломал нашу жизнь и втаптывал в грязь самобытные ростки украинской культуры. Крайне важно снисходительно рассказывать о тотальном пьянстве, поголовном голоде и разрухе, начинающимися стазу же за МКАД, и глупых крымчанах, по недомыслию оказавшихся в путинском плену.
Хотя уже есть перемены. Ещё совсем недавно мы могли их всех по нашей Галицкой доброте пожалеть (правда, после их глубокого и искреннего раскаяния). Однако на днях популярный львовский журналист Остап Дроздов доходчиво разъяснил, что мы были глубоко неправы, когда изо всех сил пытались вернуть в материнское лоно Крым. Оказывается, там живут два с половиной миллиона неисправимых дебилов, которые всегда тянули Украину назад, в средневековье.
Специально для сомневающихся:
Мнения об этой оригинальной точке зрения в высоких инстанциях пока выяснить не удалось. Но вернемся к теме. Простые вопросы о качестве «совкового» образования, которое почему-то признавалось по всему миру, гарантированном бесплатном медицинском обслуживании и (о ужас) социальном жилье (опять же бесплатном), вызывают легкий ступор, затем обвинения в отсутствии патриотизма и, наконец яростные проповеди об особом ЕВРОПЕЙСКОМ пути Украины.
Всё это, конечно, здорово, только куда бы мы ни двигались, обойтись без квалифицированных кадров на этом пути никак не получится. Использование пришлых варягов и импортных лузеров на высших государственных постах — надежное тому подтверждение. Молодая поросль управленцев наверняка не знает популярного старого лозунга «кадры решают всё!», а зря. Непродолжительное время украинской самостийности (это я об историческом масштабе), всё советское неизменно именовалось позорными страницами жизни под сапогом московских оккупантов. А новые «кризисные менеджеры» победоносно вещали о некоем волшебном рецепте, который в одночасье способен превратить нашу жизнь в Евро-Рай.
Скромные напоминания о том, что Польше, которая для нас всегда была примером и лучшим другом, понадобились долгие годы и «шоковая терапия», тонут в буре негодования. Нам подавай всё и сразу!
Так вот о больной теме. Как рассказывал знакомый кадровик, сейчас любое производство, которое еще дышит, стоит перед серьезной проблемой: естественная убыль старых кадров из-за ухода на пенсию способна кого хочешь вогнать в ступор. Конечно и сегодня работают учебные заведения (преимущественно платные), где за хорошие деньги из вчерашних школьников берутся подготовить менеджеров, юристов, психологов, и врачей всех специальностей, которых и без того во Львове пруд пруди. А вот из четырех десятков позавчерашних ПТУ, где готовили токарей со слесарями и разных там станочников, не говоря уж об операторах станков с ЧПУ, осталось всего четыре. Некоторые специальности вообще «испарились». Интереснее всего, когда на базе вчерашнего ПТУ вдруг появляются многочисленные лицеи, частные ВУЗы и т.д.
Во времена президентства Кучмы нашумела история частного львовского медицинского ВУЗа, который на поверку оказался элементарным разводиловом, без должной учебной базы и квалификации преподавателей. Скандал решили замять, студентов, с понижением на один курс, растолкали в несколько мединститутов близлежащих городов. Правда, перед этим им устроили экзамены по профилю, которые не все смогли сдать. А через несколько лет «левый» ВУЗ вернулся в своё первобытное состояние, т.е. занялся повышением квалификации станочников металлообработки.
Ситуация на рынке труда понемногу меняет психологию не только сегодняшних абитуриентов, но и их родителей. Конечно, практически все мечтают видеть своего ребенка с дипломом юриста или менеджера, и даже готовы платить за его обучение приличные деньги. Но что дальше? Стоять на польском базаре с корочками бакалавра или специалиста? Оказывается, это совсем не обязательно. Еще несколько лет назад наши западные друзья подобно пылесосу прошлись по местным медицинским кадрам. На очень выгодных, конечно по местным меркам, условиях приглашались на работу в Польшу опытные медсёстры и рентгенологи. Сегодня, вместе с восстановлением работы польской металлообработки, подошла очередь станочников.
Оказывается в Польше свои специалисты, пользуясь открытыми границами, давно махнули в Германию, где заработки покруче, да и уровень жизни повыше. Благо, паспорт жителя Евросоюза это позволяет.
Что же предлагают нашим ребятам польские работодатели?
— Ты удивишься, но там платят довольно приличные (по украинским меркам) деньги 800-900 долларов в месяц, — рассказывал кадровик. — Единственное требование — специалист должен иметь производственный опыт т.к. возиться зелёным новичком никто не будет. Дальше всё просто: те, кто поумней, после окончания школы идут в ПТУ по специальности металлообработка. Пару лет обучения (бесплатного — это тебе не лицей!) и можно идти на завод. Во Львове достаточно предприятий, которые с удовольствием возьмут такого выпускника. Информации о вакансиях полно в службе занятости. Много он, конечно, не заработает — примерно полторы — две тысячи гривен в месяц (по нынешнему курсу 54-77 $), зато приобретет практический опыт. Главное не сачковать и быть готовым учиться — таким всегда охотно помогают. А вот года через полтора-два можно перебираться в Польшу. Здесь нам здорово подгадила близость границы и простота её пересечения».
Как человек не очень доверчивый, решил проверить полученную информацию и тут же отметил интересную особенность — услуги по трудоустройству в Польше для станочников предлагает немало украинских рекрутинговых фирм из Киева, Запорожья, Харькова. Условия работы довольно жёсткие — шесть дней в неделю, 10-часовый рабочий день, проживание рядом с предприятием, а вот относительно размера будущего заработка ни гу-гу. Исходя из этого, допускаю, что здесь кроется масса подводных камней.
Следующий запрос в Гугл уже на польском. Тут, похоже, всё по-честному: требуются токари, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ в Варшаве, Катовицах, Познани, Быдгоще. Везде полный рабочий день, официальное трудоустройство, соцпакет. Требования довольно стандартные: умение читать технические чертежи и готовность приступить к работе без дополнительного обучения. Заработки в пределах 2-4 тысяч злотых (532-1065 $).
Прожиточный минимум в Польше от 170 долларов в городе, до 120 — в сельской местности.
Вот так, не вкладывая ни одного злотого в профессиональную подготовку, соседнее государство получает готовые кадры. Понятно, что все они будут рыть землю под ногами, ведь на родине мало того, что нищенская зарплата, так ещё и риск прямо с рабочего места загудеть в АТО. И их трудно осудить — ребята стремятся работать по специальности, а не стоять на базаре за копейки. Можно, конечно поинтересоваться — что нам с того? Но это уже вопрос государственной кадровой политики, которой уже практически нет.
Ради интереса можно озвучить заработки в сельском хозяйстве той же Польши. Без специальности, если повезет, можно разово устроиться на сезонную работу по сбору ягод. Заработок пару сотен долларов, но это довольно тяжело физически. Некоторых устраивает поденная работа в поле: прополка свеклы и т.д., что скорее подходит для сельских женщин, привычных к подобному труду. Конечно, тут не озолотишься: что-то около 12 злотых в день, проживание и питание бесплатно, хотя уровень старания поденщика учитывается хозяином, который часто трудится рядом.
Всего за последнее время в Польшу в надежде получить политическое убежище и спасаясь призыва в армию (мобилизации подлежат мужчины от 25 до 60 лет, а также военнообязанные женщины-медики от 25 до 50 лет) обратилось более 3 тыс. украинцев. Искомый статус обрело менее 1%. Формулировка для отказа практически одинакова — отсутствие боевых действий на территории страны.
Согласно неофициальным данных Международной организации по миграции, доля украинских граждан, работающих за границей, по сравнению с 2011 годом, выросла с 28% почти до 41%. Более половины населения Украины заявило о желании выехать за границу.
Однако вернёмся к нашим кадрам. В силовых ведомствах та же невесёлая картина. Например, многие работники прокуратуры по инсайдерской информации сегодня чувствуют себя как на пороховой бочке. Всех, кто по тем или иным причинам рискует перечить начальству, без особых церемоний отправляют в АТО. Предлог самый благовидный — исполнение патриотического долга. На место опальных сотрудников тут же прибывает киевская молодежь без практического опыта работы, правда это мало кого интересует. Главное — широкая спина в верхах и, патриотизм, который по идее должен компенсировать всё (когда-то подобное явление именовалось классовым чутьём). Схожие требования предъявляются и к кандидатам на работу в будущей львовской патрульно-постовой службе, которая уже покрыла себя «неувядаемой славой» в Киеве. Словом, всё надежно схвачено.
Около года назад, когда АТО только начиналось, довелось присутствовать на производственном собрании, посвященному призыву нескольких работников предприятия в зону боевых действий (ребят просто вызвали в отдел кадров и вручили повестки). Начальство всё сплошь в вышиванках, патриотические речи, каждая из которых начиналась обязательным призывом «Слава Украине!». «Героям слава!» — в едином порыве отвечал зал. Через несколько месяцев в город пришли первые гробы. Те же работяги, недавно провожавшие своих коллег на фронт, мрачно курили на кладбище после похорон. Многие из них наверняка благодарили Бога, что имеют возможность просто жить, пусть бедновато и не так шикарно, как в Польше, зато ежедневно видеть семью и работать, а не быть погребенным под звуки военного оркестра в свежевырытой могиле на аллее героев Лычаковского кладбища во Львове.
Очередная волна мобилизации идет туго. Из-за чего работникам приходится включать фантазию. Например, в одном из райцентров Ивано-Франковской области устроили небольшую облаву на автомобильном базаре, справедливо рассудив, что именно туда ходят ещё не отловленные мужики. Правда, результаты, по словам одного из покупателей, оказались скромными. В Ужгороде пошли дальше и после задушевной беседы военкома Николая Журавлёва с местными цыганскими баронами, на сборный пункт пришло 12 ромов-добровольцев. Правда, после прохождения медкомиссии годными к службе оказалось всего двое. У одного из них вообще не было никаких документов, так что все данные пришлось заполнять со слов цыгана. Однако, лиха беда начало, по словам военкома цыгане всегда отличались смекалкой, это свойство делает их прирождёнными разведчиками.
И в завершение маленький тест на сообразительность.
Кто, по-вашему, одержал победу в Дебальцевском котле? (Правильный ответ — украинские войска совместно с добровольческими батальонами). Полная победа не была одержана из-за киевских изменников, которые в самый решительный момент запретили атаковать сепаров и российских вояк, а не то мы бы им показали…
В подобную галиматью на полном серьёзе верят многие украинцы. А чего, если, по словам Петра Порошенко, украинская армия лучшая в Европе.