В этот день 340 лет назад, в 1675 году, Пресвятая Богородица проявила к монастырю Свою особую материнскую заботу. Явившись вместе с преподобным Иовом, она защитила обитель от нашествия татар и турок, обратив их в бегство.
Именно это событие и послужило началом установления празднования Почаевской иконы Божией Матери.
Нашему корреспонденту удалось пообщаться с Наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры Владыкой Владимиром о ситуации вокруг Лавры.
- Владыка Владимир, на прошлой неделе Вы обратились с заявлением к официальным властям, в котором говорилось о том, что против Свято-Успенской Почаевской Лавры готовится провокация. Вы могли бы подробнее рассказать, что это за провокация и какие цели и задачи преследуют ее организаторы?
— Мы на самом деле обратились на прошлой неделе к Предстоятелю нашей Церкви Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, а также к властям. Суть этого обращения такова — не допустить возможных провокаций на территории Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Так как в последнее время вокруг монастыря сложилась соответствующая ситуация, поэтому мы имеем все основания для беспокойства. Говоря о возможных провокациях, мы имеем в виду конкретную информацию, которой с нами поделились люди, неравнодушные к судьбе Почаевской Лавры.
Эти люди понимают, что Богу и святыне нельзя изменить ни мыслями, ни словами, ни поступками. Именно поэтому они разоблачили тайные планы, которые недруги Свято-Успенской Почаевской Лавры стараются осуществить. По этой причине мы обратились к Блаженнейшему, и к президенту страны как гаранту обеспечения конституционных прав и свобод, а также к руководству СБУ и МВД.
В своих обращениях мы просили, чтобы они отреагировали должным образом на ту информацию, которой мы располагаем, — проверили ее и предотвратили те инциденты, которые могли бы или могут произойти на территории нашей обители.
- А что именно готовилось?
— Там целый перечень различных провокаций. Всю информацию я изложил в обращении к должностным лицам. В частности, обратил внимание на то, что, возможно, нам хотят подбросить кое-что…
- Кое-что — это что?
— Оружие. Чтобы обвинить нас в том, что мы в западном регионе нашего государства поддерживаем связь с определенными людьми с востока страны. Ну, и что мы тоже, возможно, готовим какую-то провокацию в западном регионе.
Планировалось, что подброшенное оружие с маркировкой «ДНР» и «ЛНР» снимут на видео, которое распространят среди народа. А уже это, по замыслу провокаторов, должно было спровоцировать расправу над монахами, которые живут в Почаевской Лавре.
- А кто, по Вашему мнению, стоит за этими провокациями? Кому они выгодны?
— За этими провокациями стоят представители некоторых сил, которые сеют вражду и неприязнь, хотят нас скомпрометировать, негативно представить. Скажут, что мы не патриоты Родины, что мы не за мир, а за то, чтобы разжигать вражду и войну, мы якобы настроены враждебно к нашей стране.
Одним словом, будут говорить все те глупости, которые говорят уже давно. Себя же они выставляют честными и справедливыми. Конечно, они рассчитывают на то, что все это будет иметь негативные последствия для обители.
- Свято-Успенская Почаевская Лавра является форпостом канонической Украинской Православной Церкви в западном регионе. Вместе с тем, в последнее время участились случаи силового захвата храмов. Какова ситуация сейчас?
— Да, к сожалению, захваты храмов становятся всё более частыми. Например, недавно в нашем районе было захвачено несколько храмов, один из которых находится близко к Почаевской Лавре. Понятно, что тем самым раскольники хотят поколебать в определенной степени и авторитет Лавры.
Дело в том, что в западном регионе достаточно много людей, которые принадлежат к другим христианским конфессиям: греко-католиков, католиков, автокефалистов и представителей «Киевского патриархата». Однако, как бы громко это ни звучало, наша Церковь — единственная, которая сохраняет чистоту и святость нашей веры. Мы стараемся с Божьей помощью творить то, к чему призваны. Кому-то это не нравится, поэтому иногда бывают словопрения.
Например, когда в Лавру приезжают люди других конфессий и настаивают на том, чтобы их исповедовали и причастили. Мы им объясняем, что мы не имеем права этого делать, потому что они являются членами другой конфессии, с которой мы не имеем молитвенного общения.
А согласно правилам Церкви Христовой, людей, которые по знанию или по незнанию, оказались в другой вере или расколе, нельзя допускать к принятию Святых Таинств. И только в том случае, когда они осознают свою ошибку и через покаяние вернутся к канонической Церкви, их можно допустить к Таинствам.
- Как местное население относится к Лавре?
— Слава Богу, в Почаеве люди верующие и нас поддерживают. Хочу сказать, что почаевцы каждый день видят, с каким благоговением приезжают сюда паломники, а это в определенной степени и их тоже вдохновляет, правильно настраивает. Кроме этого, они живут рядом с такой святыней, могут быть на богослужениях, что в свою очередь тоже просветляет и вразумляет. Это же можно сказать и об окружающих православных селах.
- Владыка, Вы встречались с представителями ОБСЕ. О чем шла речь во время встречи?
— Поскольку в представительство ОБСЕ обращались местные жители по поводу захвата храмов, то они и приехали сюда, чтобы пообщаться с людьми и увидеть, что непосредственно происходит в этом крае. Мы предоставили представителям этой организации различные материалы, в том числе и видео, которые ярко свидетельствуют поведение некоторых представителей власти и «Правого сектора».
По крайней мере, они увидели своими глазами всё то, что происходит, и были удивлены поведением людей, которые способны оскорблять своих земляков и соотечественников. Есть силы, которые разжигают религиозное противостояние и не хотят, чтобы наш народ жил в мире и согласии. Также хочу подчеркнуть, что захватами храмов занимаются преимущественно люди неверующие, которые не желают молиться и в храм никогда не ходили. Какой можно сделать из этого вывод? Что те, кто отбирает церкви, выполняют заказ определенных сил.
Например, сейчас мы часто слышим о селе Башуки. Так вот, после того, как был захвачен храм, везде говорили о том, что все село захотело перейти в другую юрисдикцию. И что мы видим сегодня? Что те, кто захватил храм, в него не ходят! В воскресенье в захваченном храме 2-3 десятка человек. А вот большинство, наши православные, которых выгнали, молятся в предоставленном доме!
Еще одни момент: мы видим, что православные христиане верят неформально. Они действительно чувствуют, что благодать Святого Духа действует только в канонической Церкви. Они понимают, что, только участвуя в Таинствах, в богослужениях, можно обновить свою душу, очистить ее и быть наследником вечного блаженства. У них действительно реальная и живая вера.
А какая вера у тех, кто приходит захватывать храм? В большинстве случаев, они и не знают, как правильно перекреститься! Я бы даже сказал, что они не знают и «Отче наш». Разве может верующий человек прийти в другое сообщество и чинить там зло? Или устроить разбой, расправу? Нет! Нам не позволяет делать это христианская совесть. А они это себе позволяют, так как в них нет никакой христианской морали.
Заметьте, что раскольники почти ничего не строят на Украине, а пытаются забрать то, что им не принадлежит. Например, на окраине Почаева, при въезде со стороны Кременца, слева за заправкой, так называемым «Киевским патриархатом» уже около 10 лет строится часовня. Они сначала говорили, что построят здесь административный центр в честь Андрея Первозванного, который должен стать противовесом Почаевской Лавре. И что? На протяженииэтого времени они не могут достроить часовню!
Приведу вам еще один пример. Недалеко от Почаева есть село Савчицы, в котором несколько бунтарей захотели перевести общину в раскол. И им это удалось. Но, заметьте, вторая часть села, которая была оскорблена и изгнана, за одно лето построила новый храм! Это свидетельствует о том, что вера для них — это не формальность. Вывод делайте сами.
- Когда Вы говорите о расколе, о «Киевском патриархате», чувствуется, что Вы принимаете близко к сердцу все то, что произошло…
— Конечно, принимаю близко к сердцу, а как же иначе? Потому что это боль нашей Церкви, а значит — и моей души. Потому, что те люди, которые поддерживают раскол, лишены благодати Святого Духа. А наши современники не могут этого понять!
Возьмем конкретный факт. В прошлом году скончался Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Предстоятели и представители всех поместных православных церквей приехали на похороны. Через 40 дней, когда был избран новый Предстоятель — Блаженнейший Митрополит Онуфрий, они вновь приехали на интронизацию.
Некоторые сделали правильные выводы, все остальные должны спросить: а почему эти предстоятели и представители не поехали в гости к так называемому «патриарху» Михаилу Денисенко? К большому сожалению, то, что мы с вами сейчас переживаем — это то, о чем предупреждал преподобный Лаврентий Черниговский. Он говорил, что будут открываться храмы, многие из них будут сиять великолепием, но молиться в этих храмах православным христианам нельзя будет, потому что там не будет действовать благодать Святого Духа.
Хочу обратить ваше внимание, что, после того, как произошел раскол, ни один действующий монастырь нашей Церкви не перешел к самосвятам!
- Владыка, я недавно разговаривал со священником «Киевского патриархата», он утверждал, что их таинства действительны.
— Это мнение раскольников, которые себя оправдывают. По церковному учению, на основе канонов, они совершили великое преступление, в результате чего они лишены благодати и Апостольского приемства.
А как же без благодати Святого Духа? Приведу такой пример. Дом построен и обустроен, но линия электросети, которая тянется к трансформатору, оборвана. Мы включаем свет, а света в доме нет. Вот что значит каноничность и действие благодати Святого Духа. Раскол — это тот самый обрыв линий. Святые отцы говорят, что грех раскола несмываем и мученической кровью! Спросим, кто будет отвечать за всех тех, кто обманут расколом?
Благодать и Истина — это не формальность. Если бы не действовала благодать Святого Духа, то люди бы не очищались, не обновлялись и не достигали христианского совершенства. Тогда у нас не было бы и святых. А мы видим, что Господь прославил нетлением мощей и чудесами таких преподобных, как Иов и Амфилохий Почаевские, Алексей Карпаторусский, Иов Угольский, Кукша Одесский и целый ряд святых, живших и подвизавшихся в лоне нашей Церкви!
Вообще хотелось бы отметить и констатировать тот факт, что на Украине находится около 180 мощей угодников Божиих, которые свидетельствуют о реальной Животворящей Божественной Силе. Вместе с тем, хочу снова спросить, а кто будет отвечать за тех людей, которые обмануты? Но, к сожалению, эти вопросы остаются без ответа. Если бы те люди, которые совершили раскол, понимали величину своего греха, они бы сокрылись в пещерах и оплакивали бы свое преступление!
Мы должны изучать свою веру как с точки зрения исторической, так и с точки зрения догматической. Так вот, мировое Православие осуждает поступки, которые совершили представители так называемого Киевского патриархата. И поверьте, что уже только это имеет принципиальное значение! Не может ошибаться все мировое Православие!
Иерусалимская, Румынская, Болгарская, Сербская Православные Церкви, Церковь Чешских земель, Константинопольская Церковь — все ошибаются? А «Киевский патриархат», который попрал все церковные каноны, один не ошибается? Так, может, пора кому-то задать себе вопрос: как так, что все ошибаются, только мы с Леонидом Макаровичем не ошиблись!
С другой стороны, как я уже выше говорил, мы видим, как захватываются храмы и как доводят людей до межконфессиональной вражды. Никогда православные миссионеры не насаждали Веру огнем и мечом. Это, скорее, методы западных проповедников и их последователей.
Евангелие учит нас другому: «любите друг друга» (Ин.13,34), «добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас» (Мф.5,44). Господь не сказал идти огнем и мечом насаждать, резать замки, входить и говорить, что вот, посмотрите, что мы вам принесли. Что вы принесли? Насилие и разбой? Но Господь сказал, что по их плодам сможете их узнать. И по горьким плодам их мы можем познать их ошибки и лицемерие.
- Вы пользуетесь высоким авторитетом. Что Вы можете сказать тем людям, у которых уже отобрали храмы, а также людям, столкнувшимся с угрозой того, что у них могут отобрать храм?
— Тем, у кого отобрали храм, желаю, чтобы они, несмотря на все невзгоды, стояли в Истине, твердо верили в непоколебимые слова Спасителя: «не бойся малое стадо, ибо благоволил Отец дать вам Царство» (Лк.12,32).
Тем, перед которыми возникла угроза того, что у них могут отобрать храмы, я бы хотел пожелать, чтобы они заботились о своем спасении, о своей вере. Чтобы они помнили, что Бог боязливых не любит. Святыню надо отстаивать. В соответствующие моменты надо свидетельствовать о своей вере и сделать все возможное для этого.
По статистике, верующими на Украине себя признают около 80% населения, но, к великому сожалению, реально верующих на самом деле мало. Мало людей, которые ходят в церковь. Апостол подчеркивает, что «сердцем веруется в правду, устами исповедуется во спасение». Понимаете?
Господь через пророка говорит: «что вы мне говорите: Господи, Господи, а волю мою не делаете?» (Лк.6,46). Мало сказать «Господи, Господи», надо еще волю Божью творить. А люди этого делать не хотят. Забыли и не верят, что земная жизнь — это подготовка к вечности. Однако Царство Небесное силой берется. И для того, чтобы получить это Царство, надо потрудиться. Во время земной жизни нужно готовиться.
Тем более, что Господь предупреждал: мало тех, кто будет идти узким путем, который ведет в Царство Небесное. И придет время, когда мы горько будем жалеть, но будет уже поздно. И никто нам не поможет. Не помогут ни родственники, ни дружба, ни слава, ни богатство, только вера и добрые дела смогут нас оправдать перед нелицеприятным Судией.
- Что Вы хотите пожелать нашим читателям?
— Желаю, чтобы Господь просветил наш разум, наше сердце, чтобы мы поняли, для чего нам дана жизнь и достигли вечного спасения. Помоги нам, Господи, чтоб мы все творили и преумножали в своей жизни добро!
Иван Пономарев