Высокопоставленные чиновники в обеих странах неоднократно демонстрировали свою твердую решимость создать надежную основу для двустороннего диалога. Впрочем, несмотря на все усилия, предпринятые до сих пор, объем экономического сотрудничества остается непропорционально низким по отношению потенциалу двух государств-соседей.
В связи с принятием совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA) в рамках соглашения между Ираном и группой P5+1, для решения проблем, с которыми сталкивается международное сообщество, открываются новые горизонты. Возникшая новая атмосфера должна способствовать и укреплению международных связей Ирана. Однако в течение последних двух недель в различных средствах массовой информации появлялись негативные замечания относительно влияния подписанного соглашения на взаимоотношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией. По ряду причин, о которых сказано ниже, эти замечания нельзя признать обоснованными, а перспективы двусторонних отношений между двумя странами вызывают устойчивый оптимизм.
1. Международные санкции против Ирана негативно отразились на деловых связях между Ираном и Россией, в особенности в 2012 и 2013 годах. В 2014 тенденция снижения остановилась, и объем взаимной торговли между двумя странами вырос на 5 процентов и достиг 1,7 миллиарда долларов. Разумеется, эксперты уверены в том, что потенциал торгового обмена значительно превышает эту цифру. Во время своей недавней встречи в Уфе в рамках Саммита Шанхайской Организации Сотрудничества президенты обеих стран выразили уверенность, что, несмотря на значительное укрепление сотрудничества между Тегераном и Москвой, деловые связи между странами далеко еще не исчерпали своих возможностей.
Осуществление упомянутого выше плана JCPOA может привести к снятию финансовых и экономических санкций с Ирана, в результате чего торговые отношения между Ираном и Россией получат дополнительный стимул к развитию. Недавно глава ирано-российского делового совета Виктор Мельников объявил, что реализация соглашений, подписанных между двумя странами в течение года после снятия антииранских санкций, может дать толчок развитию деловых связей и способствовать доведению объема ежегодного двустороннего сотрудничества до 10 миллиардов долларов в ближайшие годы.
2. Принятие Ираном и группой Р5 + плана JCPOA создало позитивный прецедент решения важных международных проблем путем переговоров и иных дипломатических усилий. Венское соглашение, которое было заключено при активном участии и благодаря особому вкладу России, показало, что если оставить в стороне язык санкций и угроз, и перейти к взаимовыгодному подходу, отвечающему национальным интересам обеих сторон, достижение соглашения становится гораздо более реальным. Помимо всего прочего, если бы разногласия в связи с иранской ядерной программой обострились и увеличили риск войны, последствия военных действий против Ирана могли оказать негативное воздействие в том числе и на ближнее зарубежье России.
3. Подписание Венского соглашения может привести к изменениям в некоторых противоречивых аспектах баланса сил на Ближнем Востоке в пользу усиления региональной и глобальной стабильности и безопасности. Ликвидация взаимного недоверия, окружающего споры вокруг ядерной программы приведет к уменьшению степени вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела стран ближневосточного региона. Кроме того, в условиях снижения давления и напряженности, сотрудничество между Ираном и Россией может оказать более стремительный позитивный эффект на стабильность и безопасность, а также на эффективность борьбы с международным терроризмом. Таким образом, если другие страны Ближнего Востока пойдут тем же путем, существующая почва для вмешательства Соединенных Штатов в региональные проблемы будет сокращаться.
В заявлении, опубликованном российским Министерством иностранных дел по результатам принятия плана JCPOA по Ближнему Востоку, подчеркивается важность таких аспектов, как «позитивное воздействие соглашения на общую стабильность и безопасность в мире и на Ближнем Востоке, «обеспечение важных условий для достижения такой цели как создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового поражения», и «формирование широкой антитеррористической коалиции в рамках региона».
4. Россия приложила огромные усилия для содействия принятию Ирана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, однако, эта цель пока не была достигнута из-за международных санкций, наложенных на Иран. После снятия упомянутых санкций не останется никаких препятствий для полного членства Ирана в Шанхайской Организации Сотрудничества, и, после повышения статуса Ирана со страны-наблюдателя до полного члена, связи между Ираном и Россией в рамках этой международной организации станут более прочными и разнообразными, чем когда либо.
5. В частности, отмена антииранских санкций может существенно повлиять на развитие сотрудничества между Ираном и Россией в сфере ядерной энергетики. В ноябре 2014 года Иран и Россия подписали новый контракт на строительство двух дополнительных ядерных реакторов в портовом городе Бушер на юге страны, а также еще два важных документа. Когда существующие в настоящее время препятствия для финансовых отношений между двумя странами будут устранены, вероятность реализации подписанных договоров существенно возрастет. Помимо этого, станет возможным ядерное сотрудничество между Ираном и Россией, направленное на создание центра по производству стабильных изотопов на базе ядерного центра в Фордо и обмене излишками низкообогащенного (энергетического) урана и урановой руды.
6. Утверждения о том, что ядерная сделка увеличит разногласия между Ираном и Россией и подтолкнет Тегеран к сближению с Западом, не соответствуют действительности. Политика Ирана и Соединенных Штатов Америки в отношении региональных и глобальных проблем в значительной степени различаются, по многим аспектам имеются существенные противоречия. Иран не намерен вести переговоры с США по двусторонним, региональным или глобальным проблемам, а прежние двусторонние переговоры касались исключительно иранской ядерной программы.
Впрочем, с другой стороны, у Москвы и Тегерана имеется ряд общих интересов, касающихся региональных проблем, в том числе в Центральной Азии, на Кавказе, в каспийском регионе, в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Что касается проблем, связанных с нынешней неустойчивой системой международной безопасности, Иран и Россия разделяют общую точку зрения в отношении односторонней политики Соединенных Штатов, ограничений, с которыми сталкиваются суверенные национальные государства и вмешательства Запада во внутренние дела других стран, а также расширения в восточном направлении Организации Североатлантического Договора (НАТО) и планов США по созданию системы противоракетной обороны в Европе. Внешняя политика администрации президента Ирана Хасана Рухани рассматривает дальнейшее углубление и упрочение связей с Россией, Китаем и Индией как важнейшие приоритеты.
7. Некоторые аналитики отмечают, что результатом ядерного соглашения Запада с Ираном станет обострение соперничества между Ираном и Россией. В интервью агентству новостей «Россия сегодня» министр иностранных дел Сергей Лавров коснулся этих вопросов, справедливо заметив, что «в сущности, иранская нефть никогда не исчезала с мирового рынка. Согласно оценкам экспертов, в ближайшем будущем не предвидится существенного роста нефтяного экспорта. Иранский газ никогда не подпадал под действие каких-либо жестких санкций. В течение многих лет он стабильно поставляется в Турцию и другие страны».
В действительности, Иран и Россия имеют общие интересы в нефтегазовой сфере, что отражается в их усилиях по стабилизации мировых цен на нефтяном рынке. Иран и Россия являются участниками Форума стран-экспортеров газа (GECF) и могут сотрудничать в сфере регулирования рынка природного газа. Наращивание иранского нефтяного экспортного потенциала займет определенное время, и международный рынок успеет адаптироваться к новым условиям. Между тем, политика, проводимая другими странами, входящими в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), а также остальными нефтедобывающими странами будет играть важную роль в установлении цен на мировом рынке нефти.
8. Несмотря на то, что снятие отдельных элементов эмбарго на поставки оружия Ирану предусмотрено с отсрочкой на 5-8 лет, ядерное соглашение может также проложить путь для расширения технологического и военного сотрудничества между Ираном и Россией. За последние годы Тегеран и Москва не прекращали взаимодействовать в этой сфере, и в новых условиях это сотрудничество получит дополнительный стимул к активизации и расширению. Недавнее распоряжение российского президента Владимира Путина о снятии запрета на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран стало важным шагом в этом направлении.
9. Отмена санкций может снизить влияние, которое третьи страны оказывают на отношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией, поскольку этот фактор до сих пор создает препятствия для реализации многих планов, имеющихся у двух этих стран. После подписания ядерного соглашения, администрация российского президента сделала заявление, в котором подчеркивается, что соглашение является мощным стимулом в развитии двусторонних связей между Россией и Ираном, и эти отношения больше не будут подвергаться воздействию внешних факторов.
В таких условиях поощрение присутствия российских компаний на конкурентном рынке Ирана и наращивание иранского экспорта на российский рынок могут создать прекрасную почву для роста объемов взаимной торговли между двумя странами.
10. Двусторонние отношения должны выходить далеко за пределы содействия развитию торговли и деловых связей. Пришло время для значительной активизации сотрудничества в сфере науки и образования, расширения туристических контактов, а также стимулирования регионального и международного сотрудничества в рамках новых инициатив Тегерана и Москвы. В сложившихся условиях необходимо сосредоточиться на дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества между давними партнерами.
Мехди Санаи — чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации, президент иранско-евразийского исследовательского центра (IRAS)
Перевод: MixedNews