Александр Мороз: Процедура внесения изменений в Конституцию вызывает сомнения - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Александр Мороз: Процедура внесения изменений в Конституцию вызывает сомнения

Читать в
ДзенTelegram
Глава Социалистической партии Украины Александр Мороз принял участие во II Всеукраинском конституционном форуме, который состоялся 8 июля в Киеве

Мороз А.А. 8 июля 2015г.

Форум по конституционной реформе.

«Украина.Ру» публикует стенограмму выступления.

Благодарю за приглашение принять участие в этом форуме, учитывая, что этой темой я занимался не как юрист, а как ответственный за это дело, будучи сопредседателем конституционной комиссии. Два года отдал работе в конституционной ассамблее и, видимо, по этой причине меня не включили в следующую комиссию.

Моя позиция всегда сводилась к развитию местного самоуправления. К сожалению, движения в этом направлении и тогда и сегодня мы не видим — слов много, а дела нет. Неделю назад, больше недели уже, многие из моих коллег поздравляли меня с Днем Конституции. Один из соавторов Конституции предложил, чтобы ни один президент за период своей каденции не имел права вносить изменения в неё, потому что каждый из них, приходя к власти, начинает все изменения именно с Конституции. Припомним Кучму, который предлагал двухпалатный парламент, сокращение количества депутатов и прочее… на подобие снятия неприкосновенности.

Скажите, кто из людей откажется поддерживать такие популистские заявление? Конечно, будут поддерживать! И он это прекрасно знал. Поэтому подобное выносилось на референдум 2000 года. Всё это делалось, чтобы концентрировать власть в одних руках!

Ссылки юристов на подобные вещи не совсем корректны, потому что законы, сама Конституция предвидела, что референдум, который касается изменений к Конституции, должен получить поддержку большинства в парламенте. За рефрендум 2000 года тогда проголосовали 171 депутат. И он был снят с повестки дня.

Понятно, что сегодня беспокоит тех, кто занимается конституционными процессами, что всё это проходит в закрытом режиме. Я уже идя сюда, впервые смог ознакомится с изменениями, которые касаются децентрализации власти, предложенные президентом. Пользуясь своими связями в соответствующих кругах, я еще полгода назад имел на руках проект этих изменений, и всё это время говорю, что это не децентрализация… это узурпация власти! И нельзя такие шаги допускать.

Более того, Венецианская комиссия сделала свои замечания именно по тем пунктам, о которых говорил я.

В частности, в предварительном варианте было отмечено, что представители президента на местах, т. е. префекты… тогда они еще так не назывались, будут координировать органы государственной и исполнительной власти на местах. Я тогда спрашивал — так что, Кабмин будет заканчивать свои полномочия на Грушевского? А на местах — на представителях президента, которые единолично назначаются и увольняются с должности? Я хочу сказать, что за все время существования нашей державы ни один руководитель местной гос. администрации не был уволен за развал работы! Их увольняли лишь за то, что в период голосования они не поддерживали действующую власть, президента. Поэтому децентрализация власти — это не потребность, надуманная для тех, кто займет эту позицию, а потребность каждого из нас, для общества. Мы должны быть ответственными за собственную жизнь, за жизнь каждого человека. Для этого необходимо создать условия, а эти условия — есть формула, обозначенная в Конституции.

Когда создавали Конституционную ассамблею, её создали по требованию того времени, но я смотрю, кто туда вошел: Ющенко, Кучма, Тимошенко, которые всё сделали для того, чтобы демократизации и самоуправления не было, они воевали против этих процессов. Под видом отстаивания демократических основ.

Чудеса — конституционная комиссия работала- работала, а проект изменений появляется аж сегодня, и то от президента. А комиссия только на прошлой неделе доложила, что есть какие-то изменения…

У меня есть много замечаний по ним. Изменения вызывают серьезные подозрения в отношении намерений действующей власти. Детально на этом останавливаться не буду, но хочу только сказать, что два года назад в журнале «Юридический вестник» опубликован текст изменений к действующей Конституции, над которыми я работал. Тогда я ввёл одного из лучших конституционистов Алексея Ющика в администрацию президента… и тогда же понял свою стратегическую ошибку — представил лучшего спеца тем, кто сами себя считали лучшими. И поэтому на нашу работу, проект не обратили внимания! Конституция готова уже! Еще два года тому…

Надо было еще тогда популизировать и принять всенародным референдумом, чтобы никому не повадно было лезть в основной закон, как это делается сейчас, как и раньше… снова, снова и снова! Это надо было делать!

Сейчас произошло сужение темы изменений до проблемы децентрализации. Да это надо, но есть же суды, прокуратура… остались вне границ изменений. А в том (2 года назад) варианте, все эти изменения были предусмотрены, как того требовали 1 и 2 майдан.
Так как это сегодня подхвачено и с провокативной целью использовано в минских договоренностях.

Поэтому сама процедура внесения изменений в Конституцию вызывает сомнения, это очевидно.

Так ли все обстоит на самом деле, как нам преподносится? Обратите внимание, уже много недель и дней идет агитация-пропаганда административной реформы. Административная реформа сводится вроде бы к простым вещам — объединить общины — это уже будет основа, и уже в этом проекте появляется такое предложение, как норма Конституции. У меня впечатление, что людей, вносящих эти предложения, никогда не было в селе. Они не знают, что такое община! Если мы говорим про полномочия общин, то давайте рассмотрим, как эти полномочия воспринимаются теми, кто живет в этих общинах. Берем, к примеру, мой хутор и объединяем с Березовкой, которая в 30 км находится… У них разные подходы, возможности… разное видение — потому что в каждом населенном пункте свои особенности!

Я считаю, что это делается для того, чтобы административной реформой перекрыть все конституционные изменения. На деле же происходит зачистка украинской территории от украинских граждан! И это надо понимать. Видеть и понимать! Потому что если из села ушел сельсовет, то значит, что из села этого уйдут школа, дороги, интересы и всё остальное…

Почему никто об этом думает?! Я не говорю про Закарпатье, где большинство трудоспособного населения работает за границей, но я недавно был в Полтавской области в одном городке, где 20 лет тому было 17 000 человек! А сегодня 7 000… Это центр Украины!
Мы думаем, что объединение всех даст возможность самоуправления. Это профанация того, что называется самоуправлением. А начинать надо с референдума… поставить первую задачу — сколько налогов должно оставаться в местном бюджете… пересмотреть налоговое законодательство. Откуда источники финансирования. Пересмотр бюджетного законодательства.

И третье — Конституцией предусмотрено, что недра являются собственностью тех, кто на этой земле живет. А они распоряжаются? Нет! А это источник финансирования!

Рентная плата за землю, лес, песок… всё что в этой земле. Местные должны понимать, что как они распорядятся этими ресурсами, как организуют самоуправление — так и будут жить. Это должно быть прописано в Конституции.

Тогда они уже за килограмм гречки и кусок колбасы не будут голосовать — лишь бы за кого! Или как начальство сказало. Они будут думать уже, кто будет там при власти.

Есть тут риск или нет… конечно есть. Несомненно. У нас настолько сегодня коррумпирована система, доскональна она настолько, что один берет прокурора за галстук так же нарушая закон, а потом выясняется что оба они одинаковые.

Но, двигаться надо всё же этим путем — путем изменений бюджетного и налогового законодательства. Приняять закон про основы финансирования местных органов власти. Дать возможность местным органам власти функционировать, как следует…

Чтобы не было, как сейчас… волонтеры… собирают эти копейки… перезвони на номер, переведи деньги для защитника родины… в этой… зоне АТО… А в это время разворовываются бюджет и недра! В этом вся сегодняшня власть. Всё это не поддается никакой логике! Ужас просто.

Поэтому надо отказаться от того, чтобы административной реформой подменять Конституцию. Это большая угроза! Поддерживаю проведение референдума относительно реформы Конституции — это надо делать.

Но, только при объеснении этих изменений и всенародном обсуждении! У нас первое обсуждение было в 1992 или 1993 году. Но мы же не понимаем, в каком обществе живем. Граждане привыкли, что «там, сверху» всё решат! Раз сказали — значит правильно. А если это еще и по ящику покажут — что это так, значит действительно — так!

А потом люди удивляются — кто этих дураков в парламент набрал… забывши про то, что они сами этих дураков туда и выбрали. Кто их туда направил? Сами же таких и направили… очевидно.

Пояснения обязательно надо делать. Помню, тогда еще, в 92-93 году, делали анализ — выяснилось, что предложенный текст Конституции прочитали 6% депутатов всех рангов! Что уж говорить про простых людей?!

А сегодня может быть и еще хуже. Надо делать из человека гражданина, а из населения народ — это важно!

По минским соглашениям… предлагают изменения с введением особого статуса определенных регионов… а какой это регион? Это что в Конституции мы запишем, что это раковая опухоль у на с будет всё время теперь?!

А эти идиотские высказывания про «лугандонов»? И прочее… это следствие какой-то недальновидности, что ли…

Мы должны всем регионам дать права самоуправления такие, чтобы человек мог агитировать за себя или свое дело не с автоматом, а созданием рабочих мест, инфраструктурой… защитой прав любого человека на нормальную жизнь.

Сегодня разрушаются институты государственности в Украине! Когда говорят «Революция достоинства» и прочее… я критически отношусь к таким вещам… всегда и сейчас тоже. Когда ребята собираются и за плату начинают бить стекла, крушить всё вокруг под видом протеста и права народа… А потом оказывается, что через месяц-два те, кто всё ломали, спрашивают — а что теперь делать — ничего же не осталось…

Институты государственности нельзя разрушить — иначе не станет государства! Можно людей менять, но не эти институты.

Когда был майдан 2004 года и одна из известных деятелей тогда заявила, что будем захватывать главпочтамт… Спрашиваю — зачем оно тебе? Ты сама там хоть раз была? Что вы с ним будете делать? Зачем тебе он? Когда есть Дом Профсоюзов у вас. Места достаточно… Зачем это делать?

Тогда хватило ума — не захватили… но, то что происходило с захватами админзданий вот… зимой, когда министр энергетики с его золотом… что эти ребята? Видели, когда заходили в знание? Нет, об этом заявили намного позже. Так же как и про «золотой батон»… который толком никто и не видел…

Подчеркиваю! Институты государственности нельзя разрушить — тогда разрушится государство! Менять надо людей. А чтобы это сделать, надо поднять статус гражданина! То, чего я всегда добивался.

Процесс непростой будет. В коалиции разборки. Много людей в парламенте случайные… Надо изменить избирательное законодательство. Разговоры про открытые списки — на публику.

А под выборы все обо всем договариваются. Такое ощущение, что финансирование идет из одного общака.

Всё определено наперед… состав комиссий, результаты, победители и пр. Я в 2012 году в округе, в котором избирался 5 раз, выявил, что в городке Мироновка с 13 000 жителей против меня голосов было вкинуто… 5000 бюллетеней. Обратился в прокуратуру в ЦВК… а мне — факты не подтвердились… Что тут будешь говорить.

Вот что надо менять. Нужно реальное самоуправление, только не с административной реформы надо начинать.

Общины сами решат, надо им объединяться или нет, когда начнут распоряжаться своей землей. Но, загонять людей в так называемые общины — нельзя! Это большой риск, риск потери государства, начиная с зачистки территории от украинцев! Спасибо!

Закончу своими строками:

Немец говорит — парламент ист либен…

Я, конечно, такой не один.

Украине Мороз нет… не нужен,

Ей нужнее Ляшко и Литвин.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала