Ослабевают и входят в стадию упадка старые международные учреждения, что заметно на примере охромевшей ВТО, переживающего кризис Евросоюза, деградирующей ОБСЕ. Разговоры о реформе ООН так и остаются разговорами.
Прошли пик своего могущества Соединенные Штаты. США еще остаются сильнейшим в экономическом и военно-политическом отношениях государством мира, но им наступают на пятки другие державы. Если оценивать валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности, Китай уже перегнал Америку. Укрепляются взаимосвязи в рамках группы БРИКС, расширяется Шанхайская организация сотрудничества, в которую вскоре должны вступить Индия и Пакистан.
То обстоятельство, что слабейшим звеном ЕС оказалась прародина демократии Греция, лишь оттеняет вырождение западных демократических моделей с их апологией однополых «браков» и расшатанностью институтов национального государства.
США всё больше напоминают линкор времен Второй мировой войны, получивший крупную пробоину ниже ватерлинии. Сверху еще ничего не заметно, корабль продолжает движение, его орудийные башни грозно смотрят в сторону противника, но скорость замедляется, и он начинает оседать в воде. Тигель переплавки культур, о котором много говорилось во времена Билла Клинтона, остыл, единое общество не сложилось, и недалек тот час, когда преобладание «латинос» на всех этажах социальной пирамиды снимет с англосаксов Северной Америки «бремя белого человека». Это будет уже другая страна — с иной культурой и, не исключено, иными целями.
Пока же США отступают, оставляя за собой очаги напряженности и незаконченные войны. Вооруженный конфликт на Украине, перманентная война на Ближнем Востоке, разрушенные Афганистан и Ирак — приметы этого отступления.
В попытке замедлить своё отступление США пытаются выстроить Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), стараясь сплотить вокруг Финансового интернационала пресловутый «золотой миллиард». Однако набирающие силу «новые правые» и «новые левые» Европы уже в ближайшие годы способны внести серьезные коррективы в планы Вашингтона и Фининтерна — либо предпринять новое издание «концерта государств и наций», либо вернуться к идее единого пространства от Лиссабона до Владивостока.
Для США проект ТТИП — это ещё и попытка отрезать от Европы Россию, оттеснить Россию вглубь Азии. Избегая называть информационно-психологическое противостояние с Россией холодной войной, США, по сути, ведут такую войну по всему фронту. Свидетельства тому — быстрое наращивание сил реагирования НАТО, возвращение американской армии в Европу, ввод ее подразделений на территорию стран, граничащих с РФ, размещение в Европе систем ПРО, разговоры о ревизии договора по РСМД, заявление британского министра иностранных дел Филипа Хэммонда о том, что Великобритания готова разместить на своей территории американские ядерные ракеты и т. д.
Поддерживается в тлеющем состоянии конфликт на Украине. Несмотря на все попытки установить на Украине мир («нормандская четверка», ОБСЕ), угроза перерастания конфликта в большую войну, в ходе которой США могли бы в очередной раз выступить в качестве «спасителя» Европы, а попутно выстроить войска НАТО на границе с РФ от Балтики до Черного моря, еще не миновала. Если США дадут Украине добро на вступление в НАТО, нового обострения не избежать.
Однако Европу, хотя и стиснутую тисками атлантической доктрины, перспектива большой войны с участием в ней России не на шутку пугает. Поэтому и США не рискуют пока нажать спусковой крючок. Поездка Джона Керри в Сочи к Владимиру Путину говорит о том, что Вашингтон сегодня не готов к безоглядной эскалации конфликта. Уже всем понятно, что антироссийские санкции работают и против Европы, европейцы и рады бы от них отказаться, но отказ этот должен произойти так, чтобы Запад при этом сохранил лицо. Самый удобный путь — снижение уровня противостояния на Донбассе, но для этого нужна «смена караула» в Киеве.
В такой международной обстановке всё большее значение приобретает укрепление сотрудничества в рамках незападных межгосударственных объединений — БРИКС и ШОС. Очень важно, что членами обоих являются Россия и Китай. Результатом взаимодействия государств-членов этих интеграционных структур может стать появление Большой Евразии с крупными анклавами в Латинской Америке и Южной Африке. А это уже возможность альтернативы доминированию Евро-Атлантики. Недавняя договоренность России и Китая о совмещении деятельности Евразийского экономического союза и работ по китайскому проекту «Экономический пояс Шелкового пути», а также знаменательная синхронизация саммитов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в Уфе ускоряют такое развитие событий.