Люди регулярно спрашивают меня, как обстоят дела в Крыму. Им важно знать, что происходит на полуострове. Причины того могут быть самыми разными: от желания приехать отдохнуть, делать бизнес до пагубного злорадства. Тема Крыма становится ещё более актуальной с началом туристического сезона.
Возможно, год 2015 если и не даст ответы, что весьма вероятно, то, определённо, расставит важные акценты в данном вопросе. Ведь прошлым летом одни предрекали поток туристов как раз-таки на второй год российского Крыма (мол, освоятся, привыкнут, поедут), другие, наоборот, кликушествовали о зияющих пустотах в гостиницах и на пляжах, за которыми неизбежна ностальгия, тоска по украинским временам. Между тем, если верить официальной статистике, в 2014 году полуостров посетило 3 миллиона человек, что вдвое меньше, чем раньше.
Во многом именно от того для Крыма столь важно провести наступивший туристический сезон максимально эффективно, людно, красиво. Так, чтобы приехали. Так, чтобы уехали довольные. Поделились радостью, удовольствием со знакомыми, близкими. И в Крым поехали уже те.
Однако стартовала курортная рапсодия с минорных нот. Дмитрий Медведев заявил, что качество обслуживания на полуострове не соответствует ни современному международному, ни даже российскому уровню. И потребовал что-то с этим делать.
А спустя время, по новой крымской традиции, полетели головы. «Отстранили от занимаемой должности» министра труизма Елену Юрченко. Новым главой ведомства назначили Сергея Стрельбицкого, до этого бывшего советником Сергея Аксёнова по вопросам туристической отрасли. Такая инициатива, по словам председателя крымского парламента Владимира Константинова, должна придать министерству новый импульс.
Что, впрочем, не помешало украинским СМИ тут же заявить об отставке Юрченко из-за «проваленной подготовки к сезону». Да, коррелирует со словами Медведева, но по факту «на временно оккупированной территории» всё обстоит несколько иначе. Никакого провала, конечно, нет. Впрочем, и до идеальных условий весьма далеко. Сам Сергей Аксёнов оценил ситуацию как «трёхзвёздочную».
Между тем, если верить ВЦИОМ, желающих ехать в Крым в этом году как никогда много. Около 27% россиян впервые заявили полуостров в качестве самого желанного места для отпуска в 2015 году. Это из самовольно жаждущих, а ведь в достатке и тех — особенно среди госслужащих, — кому отдыхать в Крыму настоятельно порекомендовали. И путёвки в санатории дали, и детей в оздоровительные лагеря отправили.
Можно сколько угодно ёрничать, зубоскалить на данный счёт — желающих поупражняться в этом хватает, — но Крым, действительно, остаётся для постсоветского человека местом притягательным, манящим, островком чего-то тёплого, нежного — таким, каким его изображали в самом лучшем кино, где всё правильно, добродушно, и люди, улыбаясь, помогают друг другу. Да, разумом понимаешь, что на деле оно, скорее всего, не так, но всё равно невольно рождаются приятные ассоциации, и образ живёт, питает. Говоришь, слышишь «Крым» — и вспоминаешь морской бриз, вино «Чёрный доктор», кипарисные набережные, поцелуи под шум прибоя, великих писателей, корабли на причале. Вспоминаешь много такого, что возвращает тебя в чувство глубоко личного, защищённого, скрытого от излишних посягательств. Место, где находишь себя.
И если так, то в том, чтобы ехать в Крым, сомнений нет, но ведь есть масса тех, кто подходит к отдыху практически: сервис, цены, условия, транспортные дела. Сравнивает с привычными Турцией, Египтом, Тунисом; куда там ещё катаются россияне, если не в Крым? Хотя надо в Крым. Обязательно в Крым!
Потому первое, что предстоит решить, как добираться. Быстрее, легче всего — конечно же, самолётом. Рейсы прибывают часто — больше 120 в день, и число их будет лишь увеличиваться. Из десятков городов России. С умеренными ценами на билеты. Из Москвы можно улететь за четыре тысячи рублей, из Екатеринбурга — за шесть. Симферопольский аэропорт — пожалуй, один из тех объектов, которые при России ожили, разрослись, заработали по-настоящему. Ещё бы военные поделились частью севастопольского аэропорта в Бельбеке, как было при Украине — и стало бы совсем хорошо.
Чаще, конечно, едут через переправу, автомобилями, на которых затем и путешествуют по Крыму. Весьма практичный, надёжный метод, позволяющий максимально осмотреть полуостров. Правда, о дорогах, в полном соответствии с известным выражением Гоголя, в российском Крыму предпочли не заботиться.
Безальтернативность переправы и создаёт главные транспортно-логистические проблемы. Обилие машин, и, как следствие — масштабные «пробки», долгое ожидание. Для тех, кто стоит в очереди, построили огромную забетонированную площадку. Сколько ждать на ней — как повезёт, как пробьёшься. Но если непогода, шторм, ненастье, то Крым, согласно известному пророчеству Василия Аксёнова, превращается в остров, отрезанный от материка.
Через Украину ехать, в общем-то, тоже можно; однако не столько реальные проблемы, сколько исколотые нервы гарантированы. К российским номерам украинские хлопцы подчас относятся трепетно.
И всё же — доехали, добрались. Первое, с чем предстоит столкнуться — цены. Кусаются, брыкаются, обижают. Сильно отличаются от тех, что вы, если уже были, видели раньше. Теперь задумаешься, брать ли вино или черешню, а если брать, то сколько. Местные на этот счёт шутят: «Цены московские — зарплаты эфиопские». Одно тянет другое, и жители, работы у которых всё меньше, хотят заработать с тех, кто есть. Потому — всё очень дорого. Во всех сферах. Цены приводить не буду, так как меняются ежедневно, да и часто зависят от района, где вы собираетесь отдыхать, но выше средних по России, это точно. При этом дорого не значит лучше.
Главное же — в любой ситуации максимально избегать посредников. Важно также не бросаться на то, что дают, а изучать, искать приемлемые варианты; разброс цен очень велик. И если вы, например, собрались отдохнуть в санатории, то за одного человека можно заплатить от 2000 до 4000 рублей, при этом условия проживания будут практически одинаковыми.
Чаще всего, если речь идёт о санаториях, гостиницах, пансионатах, вам придётся столкнуться с советской эстетикой, облагороженной евроремонтом; лечение, питание, атмосфера, парковые зоны — всё, по большей части, из прошлого. И это, на самом деле, не есть плохо — скорее наоборот. Крым во многом хорош именно уникальной эклектикой разных эпох, когда на месте древних сакральных мест строились графские именья, со временем переформатированные в места оздоровления для населения. Хотя многие отдыхающие при этом предпочитают арендовать жильё у «частников»: выбор здесь как никогда велик.
Правда, я сам пишу эти строки в одном из санаториев Гаспры. Здесь были сначала римляне, затем Романовы. Античные колонны, спеющая мушмула, хвойный парк, галечный пляж, купоросного цвета море, душ Шарко, сауна, массаж, разнообразные ванны, соляные шахты — что ещё надо для здоровья, физического и душевного?
Для тех же, кто любит более активный отдых, Крым предоставляет массу возможностей: скалолазание, альпинизм, дикие (в том числе нудистские, вулканические) пляжи, дайвинг, охота, диггерство, рыбалка, экологический, археологический, этнографический туризм — собственно, полуостров хорош именно этим своим разнообразием.
Но главное в Крыму — это, безусловно, питающие, облагораживающие, живые лики великой истории, могучего наследия прошлого, которое встречается здесь в тысяче отблесков неугасаемой славы. Это и героические места Победы: 35-я батарея, Сапун-гора. И археологические памятники: Генуэзская крепость, Эни-Кале, Ханский дворец. И маршруты великих людей искусства: Старый Крым и Феодосия Александра Грина, Коктебель Максимилиана Волошина, Севастополь и Гаспра Льва Толстого, Ялта Антона Чехова. И древние сакральные места силы: Херсонес, Фиолент с алтарём Девы. И дворцы: Воронцовский, Ливадийский. Всё это — многообразный Крым. Мириады лучей, соединяющихся в благодатный поток света.
Ведь Крым — это, прежде всего, Крым сердца. Воспоминание, мысль о нём — всегда нечто светлое, доброе, нежное, точно картинка из детства, где мама заботливо укрывает одеялом и приносит плюшки с какао в постель, папа покупает подарок, и мультики по телевизору, и сладкая вата в парке — не можешь устоять, не можешь противиться ощущению рая, растворяясь в неге абсолютного счастья, ласкового, как запах свежеиспечённого хлеба.
Потому столь колоссален был патриотический порыв после возвращения Крыма в Россию. Гремел, сиял лозунг: «Домой, на Родину!». Но ведь не только Крым вернулся на Родину, но и сама Россия нащупала, отыскала её в себе. Чувство Внутреннего Крыма, спасительное, пробуждающее, рождавшееся у всех, кто был тогда на полуострове, возродило великую Русскую мечту, и та витальной побудительной силой, оберегавшей нас на протяжении десятков веков, вновь явила себя. Осияла Россию, указав путь, дабы причастить милосердием, справедливостью, верой, смирением миллионы людей, напомнив им, кто они есть на самом деле. Это могучее чувство пришло из Крыма. Пришло сотрясающей поступью победителя. Чтобы воцариться уже навсегда.
Оттого главное, ради чего нужно ехать в Крым — увидеть, прикоснуться к сиянию Русской мечты, к её новым истокам. Стать больше, сильнее в сакральном месте России.
Крым — это Мекка русского человека. И паломничество сюда обязательно. Оно спасает, питает, генерирует в человеке новую жизнь.