Приднестровье снова стало зоной напряжения и источником тревожных новостей из-за возникшего здесь военно-политического напряжения. Оно связано с резким обострением ситуации из-за фактической блокады российского миротворческого контингента и военнослужащих оперативной группы российских войск, охраняющих склады с боеприпасами, находящиеся там еще с советских времен.
Молдавия и Украина, между которыми находится Приднестровская Молдавская Республика, практически единовременно ужесточили режим пересечения своих границ. Кишинев без какого-либо уведомления или объяснения перестал пропускать в Приднестровье российских военнослужащих, Киев же официально денонсировал 8 соглашений о военно-техническом сотрудничестве с Россией, включая договор о транзите российских военных, официально заявив о прекращении пропуска контингента и военных грузов. Одновременно к Одессе были стянуты комплексы С-300, которые, как было заявлено, будут сбивать российские самолеты, если они полетят в Приднестровье без согласования.
Таким образом, российские подразделения в регионе, насчитывающие около 1500 человек, лишились возможности ротировать военнослужащих, осуществлять материально-техническое обеспечение контингента.
Причины такого шага понятны: власти Киева и Кишинева решили воспользоваться обострением отношений между Россией и Западом, чтобы создать для Москвы еще один очаг напряженности, надеясь, что она, избегая конфронтации, начнет сдавать свои позиции. При этом Кишинев ожидает, что Москва выведет свои войска, после чего оставшееся без российской защиты и находящееся в экономической блокаде Приднестровье, где проживают около 200 тыс. российских граждан, удастся «втолкнуть» в границы Молдавии.
Украина имеет свой резон: вывод миротворческого контингента ослабит позиции России в регионе, а попытки разблокировать ПМР приведут к очередным обвинениям Кремля в агрессии и нарушении границ. Все это в новом свете выставит Украину как «жертву Москвы», и это позволит надеяться на новую волну поддержки Запада. Интересы последнего тоже очевидны: осложнение ситуации с российскими миротворцами в Приднестровье — очередное средство давления на Москву с целью принуждения ее к выполнению условий, связанных с конфликтом в Донбассе. Более того, именно Запад, скорее всего, и подбросил идею «приднестровского сценария» Киеву и Кишиневу.
Но как быть в сложившейся ситуации самой России? Обсуждение возможной реакции Москвы крутится вокруг трех основных вариантов: усиление автономности российской группы войск, достижение договоренности с Кишиневом о «воздушном мосте» в Тирасполь через территорию Украины без согласия официального Киева.
Первый вариант заключается в том, что, коль скоро Москва не может ратировать своих военнослужащих и снабжать их, она должна сделать их максимально независимыми от пересечения границы. Этого можно добиться, заменив российских военнослужащих на контрактников — жителей ПМР, имеющих российские паспорта, и попросив Тирасполь взять эти подразделения на свое полное довольствие и медицинское обеспечение, компенсируя это финансовым образом.
В каком-то виде такой вариант уже реализуется. Немалая часть российского воинского контингента уже укомплектована местными жителями, а часть продовольствия закупается на месте. Довести это соотношение до максимума не представляет сложности, что существенно снизит зависимость российских частей от капризов Киева и Кишинева. С другой стороны, если рядовой, сержантский и младший офицерский состав можно набрать из местных уроженцев, то найти среди них старших офицеров нельзя, а значит — надо присылать из России. Это же относится и к обеспечению воинского контингента некоторыми техническими элементами, которые сложно найти в ПМР, например, запчастями для бронированной военной техники.
Второе предложение предполагает договориться с Кишиневом о возобновлении пропуска российских военнослужащих. Причем, договариваться можно лишь с Кишиневом, т.к. апеллировать к Киеву — бесполезно, ибо киевским властям нужно лишь обострение ситуации (либо украинская власть может выставить цену, неприемлемую для Москвы).
С Молдавией же есть перспективы договориться. По мнению экспертов, Россия должна предложить ей два варианта: либо допуск молдавской сельскохозяйственной продукции на российский рынок, либо полное прекращение оного и введение ограничительных мер против молдавских трудовых мигрантов.
Сейчас допуск молдавской продукции в Россию ограничен, и это — крайне негативный фактор для страны, беднейшей в Европе. С учетом внутриполитических реалий и того, что немалая доля ее граждан позитивно настроена к России и к сотрудничеству с ЕАЭС (что подтвердили недавние местные выборы), вероятность положительного решения довольно велика.
Если же это не сработает, то, к сожалению, у Москвы окажется немного инструментов, которые исключают обострение обстановки.
Только представьте себе, что какая-то страна вдруг блокировала доступ к американской базе в Косово или в Афганистане… Конечно, Вашингтон не стал бы решать вопрос одними лишь дипломатическими мерами.
Поскольку российский воинский контингент находится в ПМР в полном соответствии с договорами об урегулировании приднестровского конфликта и решениями ОБСЕ, Россия должна собрать заседание Совета Безопасности ООН, на котором публично заявить о своем желании добиться выполнения международных обязательств любыми средствами.
Украинское государство — один из гарантов поддержания мира в Приднестровье и, запрещая снабжение российского контингента, она тем самым нарушает международное право, отказывается от исполнения собственных обязательств и препятствует их выполнению другими сторонами. Россия не может не снабжать свой миротворческий контингент всем необходимым и должна будет поставлять грузы по воздуху, несмотря на введенные Киевом и Кишиневом запреты. Это — непростое решение, и оно должно применяться только тогда, когда мирные средства будут исчерпаны. По мнению некоторых военных экспертов, во избежание рисков, транспортные самолеты должны идти в сопровождении других самолетов, готовых подавить пусковые установки, а на время пролета Россия может объявить над территорией Юга Украины бесполетную зону (как это делали американцы в Ливии).
Россия не может «сдать» Приднестровье и уйти оттуда, оставив его незащищенным перед Кишиневом и Киевом. Иного варианта реагирования История нам не предоставляет.