Порошенко подписал законы о «декоммунизации» (сокращенно — ЗД — авт.). Их опубликование 20.05.2015-го это означает технически, что к 20 ноября сего года надо демонтировать памятники советской эпохи, переименовать проспекты, улицы и переулки.
Если до этой даты решений не примут местные советы, то за следующие три месяца декомунизировать должны представители Порошенко — председателей областных и районных госадминистраций. Таким образом, к 20 февраля 2016 года, к двухлетней годовщине государственного переворота в Украине нас осчастливят жизнью в «декоммунизированной» Украине.
На самом деле этого не произойдет. Что-то начнут, но не закончат. У нынешней власти денег нет ни на что, кроме своих «хотелок». Переименование транспортных магистралей, в масштабах страны, обойдется недешево. В разных источниках встречается сумма от сотен миллионов до пяти миллиардов гривен; необходимая правдивая сумма — где-то такого порядка.
Убеждать сторонников «декоммунизации» в неэффективности такой растраты денег — разговор с глухим человеком. В несвоевременности этой кампании для нынешней Украины, без серьезной общественной дискуссии — тоже. С их точки зрения, «декоммунизация» — всегда своевременно.
Безусловно, их «не волнует» и то, что свои правоустанавливающие документы должны перерегистрировать юридические лица, а также «физики», которые не захотят жить со штампом в паспорте, при котором они юридически живут по улице Ленина, но юридически переименованованную, например, в улицу Бандеры.
Для начала ответим себе на вопрос…
Чего хотел и чего добился Порошенко, подписав ЗД?
Лучшая на сегодняшний день ведущая политического ток-шоу современной Украины Татьяна Даниленко из 5 канала (очень «оранжевая», что не имеет отношение к ее высокому уровню телевизионного профессионализма), написала на своей странице в «Facebook» 15.05.: Порошенко «підписав декомунізацію за годину до закінчення терміну, відведеного законом. Вагання зрозумілі, крок — історичний».
Мне колебания Порошенко непонятны.
В наличии националистических, как и любых других политических убеждений, он не замечен последние лет 30. Следовательно, для него ЗД не являются таким делом жизни, как, например, для Юрия Шухевича. Порошенко — человек политической целесообразности. И, подпиши он ЗД перед президентскими выборами (2014), я бы понимал мотивы его действий.
Безусловно, он не хотел терять националистический, бандеровский электорат. Он, конечно, не желал, и в этом его тоже можно понять, подставить себя под удар Яценюка, Тимошенко, «Свободы» и более мелких политических групп типа будущей партии Корбана.
У Порошенко было много вариантов действий.
Во-первых, убрать страшную по сути формулировку в одном из ЗД: «пропаганда комуністичного тоталітарного режиму — це публічне заперечення, зокрема через засоби масової інформації, злочинного характеру комуністичного тоталітарного режиму 1917-1991 років в Україні».
Она означает следующее.
Это — цензура публичных высказываний каждого, кто захочет сказать что-то позитивное о периоде Украины 1917-1991 годов.
Во-вторых, доработать ЗД, чтобы убрать оттуда явно нарушающие Конституцию вещи. Например, связанные с запретом партий с коммунистической идеологией.
Не надо быть экспертом в конституционном праве, чтобы понимать, что запрет любых партий в Украине, включая и те, которые придерживаются коммунистической идеологии, возможен в нашем государстве не решением парламента, т.е. законом, и не решением Президента Украины, а исключительно решением суда.
В-третьих, можно было передать ЗД для оценки Конституционным судом. Это несправедливо в нынешних условиях, когда КС практически ежедневно испытывает силовое давление, но и такой путь был.
Ничего Порошенко не сделал.
«Минусы» решения Порошенко подписать ЗД намного перевешивают «плюсы».
Их всего четыре, они — весомы.
Первый «минус» — никогда и ни при каких обстоятельствах Порошенко не сможет объяснить, почему именно сейчас, когда Украина нуждается в единстве, он породил в стране новые линии раскола. Люди, которые голосовали за него как «центриста», сшивающего Украину, убедились, что сделали ошибку.
Второй — в своих высказываний о грядущей «децентрализации» Порошенко настойчиво проводил в целом правильную мысль о разной исторической памяти разных регионов Украины. По его словам, ее единый вариант навязывать не будут. Подписав ЗД, предписывающие единый подход к исторической памяти, Порошенко показал, что лукавил и врал.
Третий «минус» — финансовые затраты, глупость которых в нынешних условиях очевидна. У этой власти и на внешние долги нет денег, экономика рушится, а им миллиарды гривен хочется на ЗД выбросить.
Я согласен с Таней Даниленко, что подписание Порошенко ЗД является «шагом историческим». Но это тот случай, когда Порошенко в историю влип, а не вошел.
Четвертый «минус» Порошенко — не надо было будить «демонов прошлого». Своим решением Порошенко вернул в актуальную украинскую политику то, что лучше было бы, чтобы осталось в истории нашей страны.
Ну что же, он это сделал.
Пока что прямым следствием решения Порошенко является то, что политические вандалы, уничтожающие архитектурные памятники по всей Украине, получили отмашку.
(…)