Президент Петр Порошенко решил провести в Верховной Раде небольшую «антитеррористическую операцию». Его сподвижник и глава крупнейшей фракции в парламенте Юрий Луценко анонсировал снятие депутатской неприкосновенности с семи депутатов по представлению генерального прокурора Виктора Шокина. Фамилии он не называл, однако, как всегда, в ярких красках описал тома парламентских уголовных дел, которые лежат на столе у генпрокурора (ГПУ). Спустя считаные часы произошла утечка информации, и имена шести «жертв» ГПУ стали известны СМИ.
Глава фракции Радикальной партии Олег Ляшко заявил о возможном аресте двух своих коллег: Андрея Лозового и Игоря Мосийчука. В «Оппозиционном блоке» подтвердили существование информации о снятии неприкосновенности с Сергея Клюева и Михаила Папиева. «Народный фронт» может понести утрату в лице Вячеслава Константиновского. Фигурирует еще один «любимец» ГПУ — внефракционный депутат Андрей Денисенко. Кто седьмой кандидат на снятие неприкосновенности, пока не ясно. В качестве версии называется командир батальона «Айдар» Сергей Мельничук.
Зачем это надо Порошенко и кто эти жертвы ГПУ? Ответ лежит на поверхности. Де-факто коалиция распалась. «Радикал» Ляшко вступил в персональный конфликт с Верховным главнокомандующим. «Неистовый гей» украинского парламента перешел «красную черту», когда стал обвинять Порошенко в крышевании криминальных схем Национального банка, который под руководством креатуры президента Гонтаревой нажился на колебаниях курса гривны. Олег Ляшко прямо на заседании СНБО обозвал Гонтареву «самкой собаки», а на предложение Порошенко извиниться просто удалился.
Поэтому появление представлений на Мосийчука и Лозового вполне вписывается в схему подавления бунта «радикалов». Андрей Лозовой, на протяжении последних трех лет был конфидентом Ляшко, его «поверенным» во всех делах. Злые языки намекают на более тесные связи между ними, но мы не будем опускаться до этого уровня. За что его можно сажать? Выбор более чем богат: угрозы убийства в отношении журналистов, мародерство во времена карательной операции в Мариуполе (май 2014 года), избиения, публичные дебоши. Да всего и не перечислишь. Что же касается Мосийчука, то этот человек весом 167 килограммов был исключен из нацистского карательного батальона «Азов» за мародерство. Ну, тут комментарии излишни — это все равно, что уволен из гестапо за чрезмерную жестокость. Игорь Мосийчук является главным участником всех пиаровских акций Ляшко, официальным спикером «радикалов». Снятие неприкосновенности с этих персонажей — сильнейший удар лично по лидеру «радикалов».
А представление ГПУ на Андрея Денисенко — это персональный привет олигарху Игорю Коломойскому, который в последнее время развил бурную деятельность в Раде. Он создал собственную фракцию «Возрождение» на базе группы «Экономическое развитие» (34 депутата), выдернул всех днепропетровских депутатов из президентской фракции, провел успешные переговоры с Юлией Тимошенко на предмет сотрудничества и даже заключил пакт о перемирии с Ляшко. И все это не покидая славного города Женевы.
По Денисенко картина достаточно четкая: лидера днепропетровского «Правого сектора» обвиняют в убийстве офицера СБУ и создании преступной группировки, которая организовала контрабандные поставки товаров в зону АТО. От него ниточки тянутся к ближайшим сподвижникам Коломойского — Корбану и Боголюбову. Ну, не получается «мировая» у Порошенко с олигархом. Коломойский по-прежнему контролирует «Укрнафту» и «Укртранснафту», не платит дивидендов государственным акционерам (срок выплат 4,5 миллиарда гривен прошел 10 апреля), отразил с помощью своего батальона «Днепр-1» попытку Фонда госимущества завладеть акциями «Запорожьеоблэнерго», которое хочет приватизировать. В общем, идет «мирная война».
«Народный фронт» премьера Арсения Яценюка может понести утрату в лице Вячеслава Константиновского. Он стал депутатом под лозунгом «Продал «Роллс-ройс» — пошел в АТО» по мажоритарному округу Киева при поддержке «Народного фронта». Человек с богатейшим уголовным прошлым. Можно даже сказать, легенда преступного мира: киллер преступной группировки авторитета Семена Могилевича. Все об этом знали, но молчали. Естественно, ради Майдана и «победы над Путиным» Константиновский продал свой «Роллс-ройс» «Фантом». Какая связь между продажей машины и АТО, никто пояснить не может. Однако народ повелся и избрал его парламентарием.
Репрессии в отношении представителя фракции премьера — чрезвычайно серьезный намек как самому Яценюку, так и министру внутренних дел Арсену Авакову (под крышей МВД находится батальон «Киев-1», финансируемый Константиновским). Ни для кого не секрет, что Порошенко хочет уволить Яценюка с должности премьера и сделать его крайним за провал реформ. Отдать, так сказать, на растерзание возмущенным массам. А массы реально возмущены. Пара тысяч шахтеров из западных областей Украины сегодня поставили на уши администрацию президента и Кабмин. До штурма дело не дошло, но милицейский кордон протестующие смяли. Ко всему прочему, премьер откровенно лоббирует интересы Коломойского.
Проблема же с его отставкой заключается в том, что увольнение Яценюка приведет к распаду коалиции и досрочным парламентским выборам. А у Порошенко пока не пришли к единому мнению по поводу целесообразности совмещать осенью текущего года местные и парламентские электоральные кампании. Арсения Яценюка его «побратимы» по блоку имени Петра Порошенко настойчиво вынуждают написать заявление по собственному желанию и дать гарантии, что «Народный фронт» останется в составе действующей коалиции. Премьер, надо сказать, воспринял информацию о лишении неприкосновенности депутатов очень нервно. Сделал заявление, в котором пообещал лично защищать всех парламентариев.
И, наконец, «Оппозиционный блок». С ним все просто: все они «кремлевские шестерки» и «работают на Путина». Почему на роли жертв избрали Сергея Клюева и Михаила Папиева? Сергей является братом экс-главы Администрации президента Януковича Андрея Клюева. Активисты «евромайдана» уверены, что именно он координировал работу по разгону «мирных митингующих». Михаил Папиев занимал должность министра социальной политики в правительстве Азарова. Его подозревают в финансировании «титушек», которые «похищали» и «пытали» «героев».
Каковы перспективы вопроса о снятии депутатской неприкосновенности в сессионном зале? Создается впечатление, что пока идет шантаж представителей «европейской коалиции» со стороны администрации президента. Если бы хотели снять, и были необходимые голоса — то сразу внесли бы и проголосовали. А так Луценко озвучил информацию, которую публично не подтвердил сам генеральный прокурор. Но и не опроверг. В истории украинского парламентаризма было всего два случая лишения неприкосновенности. В 1999 году ВР дала согласие на арест премьера Павла Лазаренко. А в 2009 году парламент снял неприкосновенность с депутата блока Юлии Тимошенко Лозинского. Оба случая были экстраординарными. Лозинский был фактически пойман на месте убийства, а Лазаренко на долгие годы стал символом украинской коррупции.
За весь «список» генерального прокурора Рада вряд ли проголосует. Разве что за арест представителей «Оппозиционного блока». Это в любое время и с превеликим удовольствием. Однако Порошенко необходимо довести дело с посадкой депутатов до логического конца. Иначе он утрачивает свое влияние на коалицию. Опальный олигарх сколотил свою группировку в Раде и даже планирует поддержать на президентских выборах кандидатуру Андрея Садового. Ляшко в открытую наезжает на «гаранта нации», Тимошенко сидит в засаде, однако в любой момент может вступить в сговор. Только страх может удержать коалицию в подчинении. Во времена Януковича депутатов шантажировали лишением полномочий по решению суда. Достаточно было «уволить» двух парламентариев, как ситуация в законодательном органе власти резко стабилизировалась. Порошенко пошел по пути своего предшественника. Судебную власть он пока еще не контролирует настолько хорошо, как Янукович. А вот с ГПУ у него полное взаимопонимание. Поэтому этот ресурс и брошен на усмирение Рады.