Недавно агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на британских официальных лиц, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон решил выделить 15 млн. фунтов стерлингов на поддержку демократии в Молдавии, Грузии, Сербии и Боснии и Герцеговине. Эта сумма дополняет те 5 млн. фунтов, которые уже выделены на укрепление политических институтов Украины. Главной целью выделения средств называется противодействие угрозе российского доминирования во всех этих странах.
Выбор объектов финансирования понятен. Ставленники Запада в указанных странах сталкиваются с немалыми трудностями в продвижении своей повестки дня, что делает задачу противодействия Лондона и Вашингтона «российскому доминированию» достаточно сложной. В Молдавии последние парламентские выборы ознаменовались скандалом, когда выступающая за развитие тесных связей с Россией партия Patria была отстранена от участия в выборах. Правда, сторонникам ассоциации с Евросоюзом в Молдавии это не помогло. Победу на выборах одержала Партия социалистов, отстаивающая выбор в пользу евразийской интеграции. Прозападную правящую коалицию в Кишинёве удалось сформировать с большим трудом. При этом Приднестровье выглядит практически потерянным для Молдавии, а в Гагаузии на референдуме в феврале 2014 года 98% избирателей высказались за вступление в Таможенный союз и отложенный статус автономии, который дает Гагаузии право выйти из состава Республики Молдовы в случае утраты ею независимости.
В Грузии Саакашвили и его сторонники потерпели фиаско на парламентских выборах 2012 года и с тех пор были вынуждены скитаться по миру, разыскиваемые новыми грузинскими властями за многочисленные преступления, пока их не приютили идеологические единомышленники на Украине.
Сербия отказывается вводить против России экономические санкции и с возмущением отвергает советы из-за рубежа не ездить в Москву на празднование 70-летия Победы над нацизмом. Что касается Боснии и Герцеговины, то она была и остаётся искусственным политическим образованием, где сербы, хорваты и мусульмане удерживаются в составе единой страны лишь благодаря присутствию воинского контингента Евросоюза (EUFOR).
Дэвиду Кэмерону при этом приходится учитывать, что ориентированные на Запад группировки, которым, собственно, и предназначаются деньги, отличаются такой алчностью, что 15 млн. фунтов стерлингов на всех точно не хватит. А от предложения 5 млн. фунтов, которыми британский премьер собирается поддержать украинскую демократию, депутаты Верховной рады почувствуют себя просто оскорбленными. Поэтому Дэвид Кэмерон, конечно, понимает, что для эффективной поддержки стоящих с протянутой рукой украинских демократов расходы на них британскому правительству понадобится увеличить многократно.
Отчасти деньги на это уже изысканы: согласно официальным данным, расходы на образование в Великобритании в 2015 году будут сокращены на 100 млн. фунтов стерлингов по сравнению с 2014 г., ассигнования на социальные выплаты — на 2,6 млрд. фунтов. Однако денег всё равно не хватает.
На состоявшемся недавно референдуме о независимости Шотландии победили сторонники сохранения единства Великобритании, но для обеспечения такого результата тому же Кэмерону пришлось пойти на ряд финансово-экономических уступок Шотландии. Правящая там Шотландская национальная партия крайне критически относится к ряду общебританских государственных расходов. Например, по соображениям экономического порядка она выступает категорически против финансирования британского ядерного арсенала и за одностороннее ядерное разоружение. А расходы Кэмерона на новую холодную войну под видом поддержки демократии в Восточной Европе могут снова качнуть настроения в Шотландии в сторону независимости.
Агентство Bloomberg отмечает, что новый проект Кэмерона берет за основу Фонд «Ноу-хау» (Know How Fund) — британскую правительственную программу технической помощи странам Центральной и Восточной Европы, Прибалтики и бывшего СССР, которая была запущена по инициативе Маргарет Тэтчер в 1989 году и преследовала цель ослабить влияние Москвы в центрально-восточноевропейском регионе.
Наибольшего успеха эта программа имела в Польше и странах Прибалтики, которые считаются ныне бастионом англо-американского влияния в Европе. Однако успех оказался далеко не полным. Восточная Европа сейчас не та, что в 1989-1990 годах, картина политических предпочтений в странах этого региона усложнилась. Если Польша, Прибалтика, а также Румыния по-прежнему стремятся идти в авангарде антироссийской политики Вашингтона, то, например, в Венгрии, Чехии, Словакии перспектива их превращения в придаток США вызывает всё большее неприятие.
А что касается Украины, то с ней вообще плохо. Несмотря на военную помощь Запада, украинская армия и карательные батальоны, созданные на средства Коломойского, так и не смогли уничтожить нарождающуюся государственность Донецкой и Луганской народных республик.
Экономические санкции против России тоже не дают эффекта, на который они были рассчитаны, и могут привести лишь к окончательной потере западными корпорациями выгодного рынка. Теперь же, оказывается, что и демократия на Востоке (читай: противодействие «российскому доминированию») требует от Запада новых денег, без этого ей никак не состояться.