Интервью с грузинским политиком и политтехнологом, экс-губернатором провинции Квемо-Картли (Юго-Восточная Грузия) о том, что означает приход в правительство «грузин Саакашвили», к каким последствиям для политической жизни на Украине это уже привело, и почему Порошенко держит при себе бывшего грузинского президента.
-Как возникла идея того, чтобы представители команды Саакашвили поработали в украинском правительстве?
— Принцип следующий: для того, чтобы проводить на Украине те «реформы», которые нужны Госдепартаменту США, уже есть подготовленные для этого в Грузии люди. Они составляли основу режима Саакашвили. Американцы доверяют «своим людям» и платят им высокие зарплаты.
-А платит кто, Сорос?
— Там разные варианты. Сорос — это что-то вроде подставной организации, типа частной, по финансированию. Просто напрямую тратить на них украинские государственные деньги нельзя. А в США есть контроль за бюджетными средствами. Больших денег там не потратишь. А Сорос — это частное предприятие, поэтому зарплаты там не имеют ограничений. Эти большие зарплаты получают подготовленные американцами люди, которые выполняют конкретные задания.
-А что значит «конкретные задания?» Что значит все эти «реформы»?
— «Конкретное задание» означает то, какой конкретно тип режима хотят построить на Украине. Об этом никто не будет советоваться с украинским народом. Никто не будет учитывать ни исторические предпосылки, ни сложившиеся в государстве реалии. То, что хотят американцы, то грузинские «специалисты» будут выполнять на Украине.
-А кто все эти люди, которые приехали «поработать» на Украину?
— Они все были подготовлены в Грузии после переворота 2003 года. На них были потрачены не малые средства. И вы знаете, какой кровавый режим построил Саакашвили в итоге. И при этом режиме все эти «специалисты» и работали. Вот они и выстроили тот режим, который мы и знаем, как «режим Саакашвили». Эти люди теперь на Украине работают, например, заместителями Генпрокурора и министра внутренних дел.
Украинец, который все это не видел, все это не испытал на себе, не понимает и не верит тому, что происходило в Грузии при Саакашвили. А она тогда занимала первые места в мире по количеству осужденных в перерасчете на душу населения, также по количеству умерших в тюрьмах.
Основная масса из них была условно-осужденными. Их всех держали под контролем. Например, с помощью прослушек. Таких, если что, можно упрятать за решетку, использовать в выборах и т.д. В Грузии тогда было очень много самоубийств и заказных арестов политических оппонентов. Вот то же самое, я имею в виду самоубийства представителей Партии регионов, сейчас происходит и на Украине. Чечетов неспроста выбросился с 17 этажа, а Ефремова арестовали за то, что был председателем фракции Партии регионов в Раде. Что в Грузии, что на Украине все происходит один в один. И, поверьте, это только начало. Это пока еще украинский народ не почувствовал, а грузины это уже на себе испытали.
- А что именно?
— Пытки в тюрьмах политических оппонентов, изнасилования с помощью «метлы», убийство манифестантов и т.д. Ведь кадры эти весь мир видел. Я не хотел бы пожелать Украине испытать то, что сделал Саакашвили со своим народом. Фасадная демократия и благополучие, а внутри насилие и кровавый диктат — вот это суть режима Саакашвили. Кстати, войну в Цхивали в 2008 году он для личного пиара затеял.
-А что это за «метла»?
— Это когда рукояткой метлы или с помощью дубинки насиловали людей для того, чтобы от них получить соответствующую информацию. Украинцы, увы, не верят этому.
-А вот эта Екатерина Згуладзе, зам главы МВД Авакова, она кто такая?
— Она была заместителем министра внутренних дел Грузии. Ее можно сравнить с теми немецкими женщинами, которые работали в полицейской системе во времена гитлеровской Германии. Она при Саакашвили в Грузии составляла списки тех людей, которых надо было арестовать, чтобы упрочить режим Саакашвили. Виноват этот человек или не виноват, но он мешает Саакашвили, поэтому он попадает в список Згуладзе. Все противники режима становились виновными, все были потенциальными преступниками. Режим Саакашвили обеспечивал виновность всем. Згуладзе и была исполнительницей заданий режима Саакашвили. После смены власти ей и ее начальникам пришлось уехать, потому что против них были возбуждены уголовные дела незаконные аресты, пытки и убийства.
-Мне кажется, что режим Саакашвили пал, в том числе и из-за того, что американцы отказали ему в поддержке, потому что в какой-то момент поняли, что Саакашвили уже вызывает у большинства грузин отвращение и попросту испугались, что это отвращение будет перенесено и на них. В таком случае они не будут второй раз приводить Саакашвили к власти. Согласны ли вы с этим?
— И я так считаю. Об этом говорят факты. Они хотели показать, что вот они, «реформаторы», создали в 2003 году некий очаг демократии на постсоветском пространстве. В принципе, неплохая цель. Но все это была ширма, за которой стояла реальная жизнь людей. А люди жили очень бедно. Они жили под постоянным прессом потенциальных репрессий. Но это все скрывалось. Ни одна международная организация об этом почти ничего не писала. Поэтому Саакашвили везде ездил и говорил: вот посмотрите, какую я лабораторию демократии построил. А испытуемыми мышками в ней был грузинский народ, над которым ставили жестокие эксперименты.
Но в итоге люди уже не могли терпеть, и когда появилась «Грузинская мечта» Иванишвили, то люди готовы были снести режим Саакашвили.
Американцы ведь не дураки. Они понимали, что нельзя в таких условиях дать возможность Саакашвили написать на выборах те цифры, которые он хотел. Просто они могли в таких условиях потерять Грузию. В результате ими было принято решение переводить Саакашвили на второй план.
-Хорошо. Если Саакашвили для американцев сбитый летчик, то зачем он тогда нужен Порошенко?
— Он выполняет очень интересную функцию. Он сейчас на побегушках у Порошенко, потому что знает в какие двери на Западе надо войти, в какие постучаться, кому позвонить. Он может нагло и надоедливо звонить любым чиновникам в тех же США. Это то, что не может сделать Порошенко и его чиновники.
К тому же он сейчас готовится к реваншу в Грузии. Для чего рекрутирует много офицеров, которые едут на Восток Украины. Планирует к тому же еще и заработать на поставках оружия.
-А кого он рекрутирует, украинцев?
— Нет, грузин, которых, надо сказать, немало. Он, таким образом, создает обученную армию. Второе, как подтверждают все грузинские военные, он очень хорошо заработал на торговле оружием. Сейчас идет вторая волна торговли — заход американского оружия на Украину. Он самый большой лоббист в вопросе поставок американского летального оружия Украине. Так что у него тут есть свои интересы. Он просто так ничего не делает, у него есть финансовые, военный и политические интересы на Украине. Он хочет устроить в ней большую войну. Это необходимо ему для того, чтобы взять политический реванш в Грузии.
-«Грузины Саакашвили» работают сейчас на Украине и для того, чтобы его команда была вместе, чтобы она не разбежалась?
— Американцы в отличие от россиян складывают все свои яйца в одну корзину и выигрывают. Команда Иванишвили тоже проамериканская команда. В случае чего ее может заменить такая же проамериканская команда Саакашвили. Поэтому для американцев после такой замены ничего не поменяется.
-А вторая революция роз в Грузии возможна?
— Попытки этого были вот сейчас, 21 марта. Саакашвили для этого потратил очень много денег. Но собралось 10-12 тысяч человек. Это небольшое количество для того, чтобы свергнуть правительство.
У Саакашвили есть очень большое желание устроить кровавый Майдан в Грузии. Он просто человек кровавый, мстительный. Поэтому для него важно что-то такое провокационное устроить. А потом вернуться и расправиться с теми людьми, которых он не успел уничтожить. Поэтому он всячески будет стараться дестабилизировать обстановку в Грузии.
-Обычно майданы случаются во время выборов.
— Выборы в парламент в Грузии будут на следующий год, но не исключено, что они будут досрочными и состоятся осенью.
-А почему досрочными?
— Потому что баланс сил не соответствует реальности. Люди Саакашвили, которые прошли в парламент, сейчас бы набрали меньше — не более 10 процентов.
-Но эти цифры в таком случае свидетельствуют, что у Саакашвили и сил, которые его поддерживают, вообще в Грузии нет никакого будущего.
— Будущее у них есть только через провокации. Это значит устроить Майдан, устроить переворот и провокации. Это и есть метод Саакашвили.
-Но мне кажется, Россия не допустит такого хода событий.
— Вы знаете, я могу вам сказать, что я не вижу, чего хочет Россия. Даже сам грузинский народ не может сказать, чего хочет Россия от Грузии. Она не выстроила никаких подходов по поводу урегулирования территориальных проблем. Не разработаны те моменты, которые бы не дали Грузии попасть под влияние других сверхдержав. Грузия сейчас находится в тяжелой ситуации. С одной стороны есть интересы России, а с другой — она полностью подконтрольна Западу. Если на Украине допустили Майдан, он может повториться и в других местах.
-Если Саакашвили действительно попытается устроить беспорядки в Тбилиси во время выборов, то каким может быть участие во всем этом порошенковской Украины? Может, в Грузию прибыть какой-нибудь экспедиционный корпус «правосеков»?
— Ни один из вариантов не исключен. Я вас уверяю, что у Саакашвили уже есть зондер-команда в несколько тысяч человек. И в случае надобности они все появятся в Грузии. Конечно же, за серьезное вознаграждение. Саакашвили чуть-чуть поменял риторику, когда не удалось собрать людей 21 марта. Он ведь опозорился, так как хотел собрать 50 тысяч людей. А то он до этого говорил, что я вернусь. Мол, для этого мне не нужны ни закон, ни Конституция. В этом году он не раз еще попытается устроить провокации в Грузии. Вооруженных людей на войне на Украине он успешно выращивает, а крупные финансы от поставок оружия на Украину он получит в ближайшее время.