На Украине началось то, о чем давно предупреждали — открытый конфликт между самым влиятельным олигархом Игорем Коломойским и президентом Петром Порошенко. Первый шаг сделал президент — наблюдательный совет сместил с поста главы подконтрольной государству компании «Укртранснафты» человека Коломойского Александра Лазорко, после чего офис компании был захвачен. Губернатор ответил в той же манере, лично ночью прибыв «освобождать» компанию с личной охраной, а при выходе из офиса произнес ставшую уже легендарной обличительную речь в адрес журналиста, имевшего глупость спросить Коломойского о целях столь позднего прибытия в офис «Укртранснафты».
О причинах конфликта и его последствиях «Эксперт Online» рассказал Дмитрий Марунич, сопредседатель киевского Центра энергетических стратегий.
- Какое вообще отношение Коломойский имеет к «Укртранснафте»?
— Эта компания занимается транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам. Она является на 100% государственной и управляется «Нафтогазом», так что формально Коломойский никакого отношения к ней не имеет, и его появление ночью в окружении вооруженной охраны в офисе «Укртранснафты» вообще не должно было состояться. Однако еще в 2009 году Коломойскому удалось пролоббировать туда назначение лояльного ему менеджера — господина Лазорко. Поэтому он рассматривает ее как в общем-то свой актив.
- А в чем смысл претензий государства к Лазорко?
«Укртранснафта» еще в прошлом году откачала из трубопроводов около 600 тысяч тонн технологической нефти под предлогом того, что она может попасть на неконтролируемые украинской стороной территории (часть трубопроводов шла на Лисичанский НПЗ (Луганская область), который сейчас находится в зоне боевых действий). В этом есть определенная логика, хотя непонятно, где бы сепаратисты бы ее хранили — разве что в Россию бы отправили. В итоге эту нефть закачали в резервуары украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), поскольку у «Укртранснефти» собственных резервуарных мощностей такого объема просто нет. Это расследовала Генеральная прокуратура Украины (ГПУ), однако, без последствий для менеджмента «Укртранснафты». НАК «Нафтогаз» обвиняет свою дочернюю компанию в том, что хранение этой нефти обходится в слишком большие суммы. Однако эти претензии, по сути, недоказательны, поскольку никакой альтернативы не было — объемы слишком уж большие, в Украине попросту нет нефтебаз, которые могли бы их принять. Я очень сомневаюсь, что суд примет их сторону.
Также есть подозрения в том, что часть этой нефти была переработана на контролируемом Коломойским Кременчугском НПЗ (ПАО «Укртатнафта»). Однако, я очень сомневаюсь, что губернатор Днепропетровской области стал бы подставляться через открытое воровство государственной нефти. Да и вообще нужно понимать, что есть четкие законодательно утвержденные инструкции по учету нефти, и никто из сотрудников «Укртранснефти» не будет так открыто подставляться ради под уголовное преследование.
Еще одна претензия к Лазорко заключается в том, что при нем упали объемы прокачки нефти. Однако и тут его вины нет — просто Россия снижает объемы перекачки нефти через Украину.
Вообще «воду мутит» Игорь Еремеев — депутат Верховной Рады, работающий в тесной связке с олигархом Дмитрием Фирташем. У них с Коломойским большой конфликт по целому ряду направлений и они давно «копают» под губернатора Днепропетровской области. В том числе и через выдвинувший претензии к Лазорко НАК «Нафтогаз», (где у Еремеева есть свои люди).
- Коль наезд был произведен с участием госструктур, то получается, что к Еремееву и компании присоединился Порошенко?
— Получается что так. Фирташ ищет выходы на администрацию президента и находит их — Петру Порошенко нужен баланс сил среди олигархов. И нужен он не только Порошенко — ходят слухи о том, что американцы дали отмашку и потребовали поставить Коломойского на место. Не случайно имеющий тесные связи с США Арсений Яценюк — вроде как близкий к Коломойскому политик — самоустранился и уехал на время разборки в Брюссель. Не было на месте и главы «Нафтогаза» Андрея Коболева. Это очень напоминает рейдерские схемы времен Януковича, когда не желающие отвечать за захваты чиновники уезжали на несколько дней за границу.
- И чем в итоге закончился этот захват? Кто победил?
— После разборок в офисе «Укртранснафты» и возле него Коломойский отправился к президенту. Судя по всему, они достигли определенного компромисса. Будет проведен конкурс на должность главы госкомпании. Лазорко уже заявил, что в нем принимать участие не будет, однако это не означает, что Коломойский однозначно проиграл — пока не ясно, каковы будут условия этого конкурса, и чьи люди будут претендовать на эту должность.
- Можно ли ожидать какого-то продолжения конфликта?
Многое будет зависеть от того, какую цель преследовали противники Коломойского. Конечно, нельзя исключать, что это лишь начало полномасштабной атаки на губернатора. И в этом плане «Укртранснафта» — логичный первый шаг. Это госконтора, где позиции Коломойского достаточно слабы — он не акционер и не министр. За ней может последовать лишение Коломойского позиций в «Укрнафте» и других компаниях.
Однако устраивать полномасштабнрую вендетту Коломойскому явно не в интересах Порошенко. У губернатора большая поддержка, достаточно ресурсов и много штыков в Верховной Раде. И даже если США дали отмашку — они что, помогут президенту в случае бунта Коломойского? Если хозяин Днепропетровской области снимет с фронта несколько тысяч своих бойцов и отправит в Киев, то в ответ американцы пошлют на Украину отряды морской пехоты? Звучит абсурдно.
Так что не исключено, что Порошенко просто постарался прощупать ситуацию и показать Коломойскому, что тот не всесилен. Возможно, с этим и связана все демонстративность и скандальность захвата «Укртранснафты». Теоретически Лазорко можно было легитимно сместить через собрание акционеров — однако для этого нужно соблюсти процедурные вопросы, необходимо время. Поэтому пошли самым простым путем — провели заседание Наблюдательного совета (его состав сменился несколько месяцев назад), на котором было принято решение о временном смещении Лазорко. На его место поставили Мирошника — бывшего сотрудника СБУ, который ни дня не работал в нефтегазовой сфере и понятия не имеет о нефтетранспортном бизнесе. А дальше произошел элементарный захват офиса. Туда вломились, вынеся по ходу дверь, разнесли личные вещи Лазорко.
В пользу ограниченной версии наказания говорит и сам статус компании, контроль за которой у Коломойского отняли. «Укртранснафта» — не такой уж и лакомый актив. Она ежегодно транспортирует около 15 миллионов тонн нефти в Европу. На Украине все заводы стоят, и поставки идут на единственный работающий на Украине НПЗ — Кременчугский, который и контролирует Коломойский. Это лишь 2 миллиона тонн. Чтобы вы понимали — еще 5 лет назад украинские заводы получали по этим трубопроводам более 10 миллионов тонн, а общие объемы (возможной — ред.) переработки составляли 50 миллионов тонн нефти.
- Однако, тут же как в джунглях — если один раз дать себя беспрепятственно укусить, то просто загрызут со всех сторон…
Именно поэтому Коломойский и отреагировал максимально жестко. Он ответил на наглость наглостью — благо ему не в первой — и лично приехал на разборку. Губернатор дал в рыло сначала захватчикам, а потом образно говоря, и собравшимся на улице журналистам. Видеозапись о том, как он поставил на место корреспондента «Радио Свобода» Сергея Андрушко, уже стало хитом в сети.
- А с чем связана такая агрессия? Этот журналист чем-то насолил Коломойскому?
Этот журналист просто попал под раздачу. Он у нас типа такой борец за свободу слова, и думал, что и сейчас будет как при Януковиче (когда журналистов не трогали, и его лишь раз охрана президента положила лицом в асфальт, когда он бросился к Януковичу). А вот Сергей Лещенко и Мустафа Найем — выходцы из «Украинской правды», ставшие сейчас депутатами — целенаправленно ведут информационную войну против Коломойского предположительно при поддержке другого олигарха — Виктора Пинчука. Лещенко, кстати, присутствовал той ночью возле «Укртранснафты», но стоял в сторонке и помалкивал.
- Можно ли ожидать каких-то ответов Коломойского не только журналисту, но и Порошенко?
Ну, Коломойский уже отвечает. И не только блокированием счетов президентских компаний в своих банках. Подконтрольные ему СМИ — например, канал «1+1» — начали писать о возможных беспорядках и дестабилизации в отдельно взятых регионах. Ведь непонятно, куда повернется Коломойский — можно вспомнить его диалоги по скайпу с пранкером, представлявшимся Губаревым, где губернатор говорил о том, что можно договориться и повернуть танки на Киев. Кто знает, может Коломойский и знал, что его разыгрывают.