Международный валютный фонд на прошлой неделе таки перечислил Украине 5 млрд долларов. По словам директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, это первый транш новой программы «международной экономической помощи» в объеме 17 млрд долларов, рассчитанной до 2018 года включительно. Много это или мало и как оно поможет Украине? Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо проанализировать текущее состояние финансов этой страны. В том числе — нынешний вид ее внешних и внутренних долгов.
Всего Украина должна примерно 76 млрд долларов, из которых около 34 млрд приходится на иностранные заимствования государства, а также кредиты, полученные частными организациями под государственные гарантии. На протяжении 2015 года Украина должна выплатить иностранным кредиторам порядка 11 млрд долларов, в 2016 году — 5 млрд, и в 2017-м — еще 8 млрд. Таким образом, за три года, включая текущий, Киеву необходимо где-то найти 24 миллиарда. Совершенно очевидно, что упомянутых семнадцати для этой цели не хватит. Фактически уже сейчас понятно, что нынешнее украинское правительство всего лишь переносит сроки погашения долгов на более отдаленный период в надежде найти решение проблемы «когда-нибудь потом».
Впрочем, эта надежда весьма призрачна. Принятый Верховной радой бюджет страны на 2015 год во всех смыслах поразителен. Какая-никакая расходная часть в нем есть, а доходной толком нет. Бюджет рассчитан, исходя из курса 17 гривен за доллар, хотя уже сегодня он фактически достиг уровня 22. Это значит, что заложенный в официальных расчетах дефицит госбюджета в 3,7% от ВВП превращается в 4,3% «нехватки денег». По оценкам Минфина страны, всего ВВП Украины на 2015 год планируется в объеме 1,720 трлн гривен или 83 млрд долларов США (при пересчете по курсу 21). Стало быть, для финансирования всех запланированных расходов в текущем году стране не хватит как минимум 3,56 млрд долларов. Это если доходная часть будет исполнена в точности, как планировалось. В свете происходящего на Украине нарастающего коллапса экономики и тотальной остановки производств исполнимость бюджетных планов уже сейчас вызывает весьма серьезные сомнения.
К примеру, остается неясным источник изыскания средств на закупку газа на текущий год. Украина потребляет примерно 20 млрд кубов. При средней цене 345 долларов за тысячу кубометров в течение года Киев должен будет заплатить 6,9 млрд долларов, которых на данный момент у него нет. Помимо них, еще набежали долги трем государственным монополиям: «Нафтогаз Украина» (7,8 млрд долларов), «Укрзализныця» (3,4 млрд долларов) и «Укравтодор» (2,2 млрд долларов). Таким образом, вместе с обязательными платежами по внешним долгам только в 2015 году Украине понадобится заплатить минимум 21,46 млрд долларов. Это еще без расходов на закупку угля для тепло- и электростанций, а также без долгов госмонополий.
На этом фоне обещанные 10 млрд долларов погоды не сделают. Даже если Украине дадут их все, что еще совсем не факт. В 2014 году Запад тоже много чего обещал. Тот же МВФ, к примеру, уже согласовывал Киеву выделение 17 млрд срочной помощи на 2014-2015 годы, но реально предоставил всего 4,6 млрд. Всемирный банк договаривался на 3,5 млрд, а дал только 2,5 млрд долларов. Из обещанных Европейским банком реконструкции и развития 1 млрд евро в действительности в Киев пришло только 600 млн евро. Скорее всего, нынешняя картина поступления денег вряд ли будет сколько-нибудь серьезно отличаться от прошлогодней.
Украина уже почти год балансирует на грани дефолта, ради спасения от которого ее правительство пускается во все тяжкие. В том числе путем ликвидации своих золотовалютных резервов, которых на 1 января 2014 года имелось 20,412 млрд долларов, а на 1 февраля 2015 года осталось только 6,419 млрд. Причем из них действительно ликвидные активы это: 1,33 млрд долларов в иностранной валюте и на депозитах; 967 млн долларов в монетарном золоте; 19,2 млн долларов в Специальных правах заимствования (форма валюты, в которой помощь выдает МВФ). Таким образом, реально в деньги Украина может превратить всего 2,3 млрд долларов. Остальные 4,099 млрд лежат в различных, прежде всего внутренних, ценных бумагах, стоимость которых точному вычислению не поддается. Эксперты считают большую их часть вообще мусорными.
И вот в такой ситуации, что украинское правительство планирует сделать с поступившими 5 миллиардами? Согласно официальному заявлению, 2,2 млрд долларов будут направлены в Нацбанк для пополнения ЗВР якобы в целях реализации какой-то программы мер по поддержанию курса гривны. Остальные 2,8 млрд уйдут правительству для покрытия дефицита государственного бюджета. В теории все красиво, практика выглядит куда менее привлекательной.
На данный момент Нацбанк Украины фактически банкрот. Без внешних заимствований он будет вынужден объявить дефолт уже в ближайшие пару месяцев. Например, как только свои 3 млрд долларов потребует вернуть Россия (хотя официально и заявляется, что она их потребует в декабре 2015 года). Или Китай, который Украина кинула тоже на 3 млрд долларов, и иск о возмещении которых Пекин подал в Лондонский международный арбитражный суд. С практически стопроцентными шансами на выигрыш дела. Платить придется, т.к. для Украины критично важно получить от Китая новый кредит в 3,6 млрд долларов на модернизацию «Нафтогаза» для технического расширения реверсных поставок газа из Европы. Китай эти деньги, вероятно, даст, но 2,7 млрд долларов только в виде прямой оплаты поставляющим это оборудование китайским компаниям, и всего-навсего 900 млн долларов другим, в том числе украинским, производителям. В общем, Украина просто делает новые долги, чтобы ими закрывать старые. Впрочем, даже с этими деньгами неизбежный крах отодвигается всего лишь до лета.
Собственно, дефолт уже начался, даже несмотря на поступившие деньги. На встрече с инвесторами в Киеве министр финансов Украины прямо сказала, что теперь страна намерена заняться активной реструктуризацией всего своего внешнего долга.
Стоит помнить, что обычно под этим термином подразумевается простая схема: вернем далеко не все и точно не в обещанные сроки. По словам главы аналитического отдела «Инвестиционный Капитал Украина», частным инвесторам стоит ожидать примерно 40-50% убытка. Государственные долговые облигации Украины в настоящее время котируются примерно в половину их номинальной стоимости. Но до этого срока Киев намерен продолжать войну. В реальности — с собственными гражданами в Донбассе, в медийном пространстве — с Россией.
Такой вывод следует из анализа изменения структуры государственного бюджета страны, в котором расходы на оборону увеличены до 5% ВВП и на внутреннюю безопасность до 2% ВВП. В сумме получается, что Украина на ведение войны в 2015 году намерена израсходовать 5,81 млрд долларов. Половину из которых — 2,8 млрд — Киев сейчас как раз и получил из поступившего транша МВФ.
Горькая ирония происходящего заключается в том, что Запад помогает Украине лишь на словах и в публичных выступлениях перед телекамерами. На деле же страна все делает исключительно за собственный счет. В 2014 году Украине «дали» около 9 млрд долларов, а по всяким внешним обязательствам «забрали» более 14 млрд долларов. В 2015 году обещают 10 млрд, а только по основным обязательствам предстоит вернуть не менее 11 млрд долларов. Т.е. внешние кредиторы фактически тут же забирают назад всю ту помощь, которую торжественно дают. А как же расходы? А их, согласно требованиям МВФ, планируется сокращать. В том числе в виде продолжающегося отказа государства от исполнения каких бы то ни было социальных обязательств. От выплаты пенсий, пособий и дотаций.
Недостающее планируется получить за счет массовой распродажи остатков государственной собственности. В текущем году министерство аграрной политики и продовольствия Украины планирует приватизировать 254 принадлежащих ему госпредприятия. Еще 158 будут реструктуризированы и позднее также выставлены на продажу. Это три четверти государственных аграрных активов Украины.
Такая вот получается финансовая помощь. Больше похожая на откровенный грабеж. Вроде бы в страну поступают миллиарды, но кроме наращивания суммы долга, ни к чему больше они не приводят. Хотя, нет. Они позволяют украинскому правительству продолжать вести гражданскую войну со своим собственным населением. И позволяют иностранным инвесторам его еще немножечко ограбить. Самую малость. По статистике прошлых заимствований Украины у МВФ выходит так, что вся эта помощь стоит стране примерно 24% от суммы кредита. Т.е. получив 10 млрд долларов и тут же вернув их в течение 2015 года, Украина останется должна МВФ и эти 10 млрд, и еще около 2,5 млрд дополнительно.
Фактически нынешняя Украина является наглядным примером того, как работает англо-американская система управления миром, основанная на принципе «разделяй и властвуй». Под разговоры о преимуществах западной цивилизации, о поддержке европейских выборов и всякой там борьбы за свободу и демократию происходит самый обыкновенный «развод» на деньги. Разве что потом ребята с бейсбольными битами выколачивать долги не приходят. Зачем, если должник все, что у него есть ценного, с радостью отдает сам и добровольно? И продолжаться это будет до полного разорения клиента. Которое при такой политике Украины становится неизбежной закономерностью.