В след за этим виртуальное государство появилось и на просторах Facebook. Судя по карте, выложенной в сетях, территория Латгальской народной республики располагается в границах 22 краев (Латгалии) со столицей в городе Даугавпилс.
По сообщению новостного портала «Делфи.лв», полиция безопасности Латвии проводит проверку по факту популяризации в социальных сетях идеи «Латгальской народной республики» (ЛатНР).
На данный момент ЛатНР существует только в интернете, однако слухи о возможной реализации данного «проекта» ходят уже давно. Председатель совета Краславского края Гунарс Упениекс в интервью газете «Диена» рассказал, что активисты ЛатНР приходят к людям домой, раздают буклеты и рассказывают о возможности присоединения Латгалии к России. По его словам, «они ходят в школы и другие общественные учреждения».
Дело в том, что основой этнического состава Латгалии являются так называемые латгальцы (по различным данным от 30 до 40%). Общее число латгальцев в мире составляет около 500 тысяч человек (в том числе более 1 тысячи проживает в России — в основном в Красноярском крае, Новосибирской, Томской, Кемеровской области, в республике Хакасия). Народ имеет свою историю, культуру и, что самое главное, свой собственный язык (первая сохранившаяся книга — «Evangelia toto anno» (Евангелия на целый год) вышла в 1753 году).
В интернете язык также востребован. Для латгальцев существует даже целый раздел Википедии (771 статья) на латгальском языке (не путать с латышским). Однако официальные власти Латвии не хотят признавать, что в их стране живут латгальцы, приписывая их к латышам. В утвержденном правительством Латвии классификаторе народов республики (Tautību klasifikators. Правила Кабинета министров номер 246 от 8 апреля 2008 года) латгальцы не числятся.
Согласно закону, государственным языком в ЛР является латышский, латгальский же определен как его разновидность. По мнению профессора Латвийского университета Л.Лейкумы, с научной точки зрения неправильно называть латгальский язык диалектом или говором, а разновидность — вообще понятие растяжимое. Ни на говоре, ни на диалекте, ни на разновидности не издаются книги и словари, их не изучают в школах. Латгальский язык имеет свой грамматический строй и речевую систему.
Мнение профессора подтверждает и тот факт, что латгальский язык имел официальный статус: в 1919 году (во время правительства Стучки) и в СССР (до конца 1960-х годов).
Язык сохранился только благодаря поддержке энтузиастов, объединившихся в Ассоциацию учителей латгальского языка и литературы, создающих интернет-сайты, выпускающих книги, снимающих кино. Вопрос об использовании латгальского языка в семье под давлением общественности все-таки был включен в анкету переписи населения Латвии 2011 года. Оказалось, что его активно используют 164 510 человек, из них 123 052 назвали основным языком в семье латышский, и 41 458 — другой, преимущественно — русский.
Местный латгальский краевед и автор нашумевшей в свое время статьи «Латгальской народности быть», опубликованной в самой массовой газете Латвии Latvijas Avize, Янис (Юоньс) Стродс высказал не совсем политкорректное для нынешней латвийской власти мнение (а с учетом последних событий на просторах интернета — полукриминальное!): «В России, к примеру, совершенно определенно сказано, что латгальцы являются отдельным народом и не являются латышами. Это подтверждает и перепись населения». Даже при нацистской оккупации, утверждал Стродс, было признано, что латыши и латгальцы «идут разными путями».
Это подтверждало и католическое радиовещание из Ватикана по-латгальски, распространение религиозной литературы на латгальском языке с целью поддержания паствы. Латыши, которые большую часть своей истории провели под немцами, в большинстве своем исповедуют лютеранство, латгальцы же, в свое время являясь Речью Посполитой — католицизм.
В паспортном столе Латвийской республики господину Стродсу категорически отказались ставить в графу национальность «латгалец». Латвии придется пойти на компромисс и решить латгальскую проблему, либо в Даугавпилсе (самом крупном городе на востоке Латвии) есть консульство Российской Федерации, и там, хоть и со скрипом, каждый желающий может получить российский паспорт (отказавшись от латвийского гражданства, либо заменив паспорт «негражданина»). Получается парадоксальная ситуация — в борьбе за собственные права ближайшими союзниками латгальцев являются… русские (которые, к слову, в Латвии имеют схожие с латгальцами проблемы).
Опасения латвийских властей вполне понятны, ведь «за вычетом» латгальцев латыши перестанут быть самым крупным этносом Латвии.
Стоит отметить, что соседнюю Литву «эпидемия» народных республик тоже не обошла стороной. Там в интернете «появилась» Виленская Народная Республика.
За 23 года независимости Латвии образовалось целых два национальных вопроса — русский и латгальский. И по иронии судьбы оба они пересекаются в одном регионе — граничащей с Россией Латгалии. Власти страны не только не решили ни одну из проблем, но и с каждым годом загоняют их все дальше в тупик. По мнению экспертов из полиции безопасности Латвии, распространение в публичном пространстве идей, направленных на оспаривание закрепленного в конституции Латвии (Сатверсме) принципа территориальной целостности страны, «соответствует геополитическим интересам России». Такими темпами Латгалия вскоре превратится во вторую Каталонию.