Украинский режим ещё пофинансируют. ЕС придётся делать выбор - 16.01.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский режим ещё пофинансируют. ЕС придётся делать выбор

© Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкПервое рабочее заседание участников саммита "Группы двадцати"
Первое рабочее заседание участников саммита Группы двадцати
Читать в
ДзенTelegram
О важных словах в выступлении главы МВФ, опыте взаимодействия МВФ с Украиной и предстоящем выборе Европы пишет постоянный автор Украина.Ру, экономист Александр Белозёров

15 января состоялось выступление главы МВФ Кристин Лагард перед Советом по международным отношениям. Для справки: Совет — одна из наиболее влиятельных некоммерческих организаций (может быть, и самая влиятельная) в сфере выработки и реализации внешней политики США.

Речь, разумеется, шла о глобальных экономических проблемах. Была упомянута и Украина. Было сказано (в переводе автора): «геополитические риски увеличиваются. Для Украины, например, критически важно, чтобы поддержка со стороны МВФ была дополнена более существенной международной поддержкой».

В переводе с осторожного дипломатического языка эта фраза может означать:

  • во-первых, призыв к США, ЕС, Мировому банку и другим странам и организациям увеличить кредитование Украины или взять на себя гарантии по такому кредитованию;
  • во-вторых, объявление о намерении приложить усилия к тому, чтобы коммерческие кредиторы Украины (прежде всего, держатели её еврооблигаций) согласились с потерями от возможной реструктуризации долгов украинского правительства;
  • в-третьих, комбинацию вышесказанного.

Несколько недель назад проходила информация, что МВФ просил Россию не предъявлять к досрочному погашению еврооблигации, выпущенные в декабре 2013 года. Как известно, глава российского правительства на днях объявил, что Россия намерена воспользоваться правом на досрочное погашение этих облигаций.

© РИА Новости . Екатерина Штукина / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития социальной сферы
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития социальной сферы

Логично, что Россия не может финансировать враждебный ей режим, тем более, финансово поддерживать те страны, которые этот режим к власти привели. К тому же, у украинских властей существует возможность досрочно погасить декабрьские облигации:

  • у Украны есть ещё валютные резервы в размере 7,5 млрд. долларов в достаточно ликвидной форме;
  • в феврале-марте должен поступить минимум удвоенный транш от МВФ;
  • США на днях объявили о готовности предоставить гарантию на 2 млрд. долларов под выпуск новых украинских еврооблигаций; для справки: в этом случае (виртуальные или реальные) расходы Казначейства США примерно равны стоимости покупки страховки от дефолта по украинским долгам;
  • украинские власти получат и другие кредиты;
  • велика вероятность, что платёжный баланс Украины (до кредитов) начнёт улучшаться в 2015 году благодаря, главным образом, обвальному обесценению гривны во второй половине 2014 года.

Полезно ли для Украины сотрудничество с МВФ? Приведу несколько сюжетов из опыта этого сотрудничества. Сюжет первый, при оранжевой власти. После внутренней проверки (то есть, проверки внутри МВФ) использования Украиной кредитов, выделенных в 2008-2009 годах, проверяющей группой был составлен специальный меморандум руководству МВФ. В нём указывалось на факты нецелевого расходования средств (в переводе с офисяза: факты воровства). В меморандуме рекомендовалось больше не предоставлять Украине значительных сумм сразу и требовать от властей Украины выполнения предварительных условий.

© РИА Новости . Владимир Песня / Перейти в фотобанкЛекция директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард
Лекция директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард

Сюжет второй, при бело-голубой власти (цвета Партии Регионов). Предоставление МВФ кредитов Украине в 2010 году («режиму Януковича»!) было абсолютно бессмысленным и даже вредным с экономической точки зрения, и это не могли не понимать в самом МВФ. В итоге кредиты МВФ были абсолютно бездарно растрачены на искусственное поддержание курса гривны, что значительно ухудшило конкурентоспособность украинской экономики. Та же участь постигла и российский кредит, выданный через покупку еврооблигаций в декабре 2013 года. Вспоминается поговорка: «жизнь висит на нитке, а думает о прибытке».

Сюжет третий, при чёрно-кровавой или коричневой власти (окрасили себя в те цвета, в которые они себя окрасили). Несмотря на получение кредитов от МВФ, валютные резервы упали в течение года с 20-миллиардного уровня до всего 7,5 млрд. долларов.

И всё это вполне логично. Весь опыт кредитования Международным Валютным Фондом при всех украинских режимах (Кучмы, оранжевых, Януковича, хунты) строился по следующей схеме:

  1. кредит выделяется на поддержание платёжного баланса, то есть, фактически на поддержание импорта, в том числе, потребительского, часто излишнюю защиту банковской системы и излишнее накопление иностранной валюты населением и бизнесом;
  2. для того чтобы кредит страна могла вернуть, вводятся жёсткие (сейчас крайне жёсткие) бюджетные ограничения, чтобы оставались деньги на погашение кредита;
  3. реальных мер по стимулированию роста экономики не предусматривается;
  4. поскольку кредитное соглашение заключается фактически с олигархатом страны (или с поставленными под диктовку из-за рубежа управляющими), увеличение налогового бремени кладётся на малый и средний бизнес, а также население; снижение бюджетных расходов затрагивает тоже в основном население, включая пенсионеров.

И так будет и сейчас. Порядок в стране не наводится: в стране слишком много легального и полулегального оружия, растёт преступность, коррупция никуда не делась. О нормализации отношений с Россией нынешние власти и их заокеанские покровители и не думают. А ведь Россия была внешним рынком, создававшим наибольшую добавленную стоимость в украинской экономике.

В заключение немного оптимизма для жителей европейского континента из речи главы МВФ. Говоря о регулировании международной торговли, Кристин Лагард сказала, что переговоры по Транс-Тихоокеанскому партнёрству могут в 2015 году как успешно завершиться, так и провалиться. Что касается Трансатлантического партнёрства, политики должны ускорить переговоры по его созданию, но этот проект находится сейчас на менее продвинутой стадии, чем подобный проект со странами Тихоокеанского пространства.

И это радует, что на менее продвинутой стадии. Ведь экономика Европы может быть задушена со стороны США, так же, как североевропейские экономики придушили экономики стран южной Европы и экономики новейших членов ЕС. Кроме того, уменьшение торговли со странами ЕАЭС ещё более усугубит ситуацию во всё более проблемной экономике ЕС, а также в экономике ЕАЭС. Пока ещё есть шанс, что в Европе возобладают более разумные позиции.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала