Политика, как известно, является концентрированным выражением экономики. Помнится, в ноябре — декабре прошлого года тогдашнее оппозиционное трио говорило о 50 миллиардах евро инвестиций, которые придут на Украину в случае подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Здравые голоса о беспочвенности таких ожиданий сразу же заглушались и отвергались напрочь. Впрочем, искать хоть каплю здравого смысла во всех событиях последнего года на Украине не приходится. А с точки зрения экономики, свергать власть насильственным путем, когда были достигнуты сверхвыгодные соглашения с Россией и Китаем — то ли сознательное вредительство, то ли беспробудное слабоумие. Скорее, все, вместе взятое.
Теперь давайте взглянем на ситуацию в экономике по результатам правления власти, пришедшей в феврале в результате вооруженного государственного переворота. Забегая наперед, скажем, что ситуация, мягко говоря, неудовлетворительна. Такое положение дел также является ключом к пониманию того, почему война не сможет прекратиться еще длительное время, оставаясь в состоянии «ни войны, ни мира».
Правда, в отличие от Троцкого, Порошенко предлагать распустить армию не будет (да и не даст отмашку на это реальный руководитель Украины — Джеффри Пайетт) — во избежание кратного увеличения бандитизма и махновщины по всей территории страны, ведь десятки тысяч комбатантов не отдадут добровольно оружие, которое в скором времени может стать залогом физического выживания. Теперь подробнее об экономике.
- ВВП. Падение ВВП, согласно Кабмина и Нацбанка, к концу года составит 7 — 8,3%, что сделает украинскую экономику одной из наиболее неэффективных мировых экономик в 2014 году. Вышеприведенные цифры, уверенно можно сказать, не соответствуют действительности, спад намного серьезнее, причем имеет кумулятивный эффект. Напомним, что рекорд падения ВВП был достигнут в 2009 году и составил 15,1% — без войны и с существенно большим запасом прочности. Серьезно «просел» экспорт — «минус» 9,1%, прежде всего из-за закрытия Россией своего рынка сбыта.
- Госдолг и резервы. Госдолг составляет $73 млрд, что составляет около 70% ВВП, а золотовалютные резервы бьют антирекорды — $9,9 млрд на первое декабря (падение за октябрь — ноябрь на 40%), что меньше госдолга в семь раз. При этом стоит учитывать, что ликвидные резервы, валюта и монетарное золото, составляют не более пятой части резервов и стремительно сокращаются, а структура ценных бумаг в резервах — terra incognita, есть все основания предполагать, что это абсолютно неликвидные «мусорные» бумаги. Дополнительное давление на ЗВР создает платежный баланс, имеющий дефицит в $2,3 млрд.
- Монетарная и бюджетная политика. Провалены напрочь. Бюждетный дефицит подстегивал Нацбанк запускать эмиссию — было напечатано необеспеченных 150 млрд гривен (примерно $11 млрд по средневзвешенному курсу), значительная часть которых направлялась не для покрытия бюджетного дефицита, а на рефинансирование банков — в действительности, привилегированные банки скупали валюту и уводили ее за рубеж. Таким образом, гривна упала на 150%, а неумелые попытки Нацбанка влиять на валютный рынок только усугубляли ситуацию. Последняя неделя ноября для коммерческих банков стала «черной» — сразу шесть финучереждений были признаны неплатежеспособными. Как результат — дополнительная нагрузка на бюджет, поскольку Фонд гарантирования вкладов не способен вернуть вкладчикам их сбережения в полном объеме.
- Инфляция. Статистика говорит о 21,8% — это такая же насмешка над здравым смыслом, как и спад ВВП на 7%. Девальвация гривны на 95% (в действительности — все 150% на «черном» рынке) при зависимости от импорта на две трети и повышении тарифов природных монополий на 10 — 100% — это никак не даст статистические 21,8%. Таким образом, прожиточный минимум составляет около $60 — минимальный уровень в СНГ. Достойнейший результат после «революции достоинства».
При этом стоит учесть введенное чрезвычайное положение в энергетике, Украина уже не обеспечивает свои потребности в угле и электроэнергии — начались веерные отключения по всей стране. Одной из причин отключений была названа авария на Запорожской АЭС, истеричное заявление о которой напугало европейские СМИ. Еще несколько таких заявлений со стороны Кабмина — и МАГАТЭ просто — напросто законсервирует все АЭС.
Для закрытия вопроса с энергоносителями требуется валюта, которой катастрофически мало — для возобновления поставок российского газа нужно погасить долг в $1,65 млрд. Ну хорошо, допустим, переживет Украина эту зиму, а кто-нибудь задумывается, как обеспечить наличие угля и газа на следующий отопительный сезон? Видимо, нет, именно поэтому зиц — премьер Яценюк заявляет, что основная задача в 2015 году — выжить. Дальновидная стратегия от лучшего премьера всех времен и народов.
Черной дырой остается коррупция, увеличившаяся настолько, что Янукович сотоварищи кажутся мелкими воришками. «Распилы» денег, выделенных на поддержания пламя гражданской войны ($6 млрд в эквиваленте), на рефинансирование банков, на макрофинансовую стабилизацию от МВФ, уже стали притчей во языцех.
Итоги крайне неутешительны — экономика Украины стремительно исчезает во времени и пространстве благодаря девяти месяцам правления майданной клики. Государство может выполнять свои функции до тех пор, пока внешние кредиторы предоставляют финансирование, однако выдача финансовой помощи уже прекращена ввиду осознания донорами простого факта — Украина уже больше никогда никому ничего не вернет.
Многих интересует вопрос — постучит ли в дверь дефолт. Дефолт, де — факто, уже произошел — государство, как было сказано, не может выполнять свои обязательства без кредитов извне. Скоро будет интересовать вопрос — постучит ли в дверь костлявая рука голода. Учитывая, что будущий бюджет будет составляться согласно настойчивым советам МВФ, вопрос отнюдь не праздный. Латинская Америка и Африка уже вкусили в полной мере все «прелести» от сотрудничества с МВФ — гражданские войны и банкротства.
В ходе майданного мятежа много говорилось о стремлении в Европу. Пока же Украина семимильными шагами приобретает черты Сомали, наводняясь незаконными вооруженными формированиями и тысячами стволов огнестрельного оружия, захваченных еще в феврале с оружейных складов в Галичине. Только безумец рискнет инвестировать в эту страну — страну, в которой монополия на насилие перешла от государственных институций к неонацистским боевикам, сколоченным в так называемые добровольческие батальоны. Проговорился об этом и прошедший в парламент командир карательного батальона «Донбасс» Семенченко на первом заседании Верховной Рады: «Происходят сейчас весьма интересные вещи: люди, которые должны быть на фронте захватывают предприятия по Киеву, мародерствуют и так далее».
«Злочынна влада» изгнана, у руля державы — сплошь патриоты и технократы, ассоциация с ЕС подписана, кредиты и финпомощь предоставлена, от дотационных Крыма и части Донбасса избавились, а всеобщее счастье и благоденствие не наступило. Как говорится, камо грядеши, Украина?!