Когда 15 октября 2014 года вся прогрессивная и особенно патриотическая общественность «крайины у цэнтри Эвуропы» отметили первые полгода начала АТО в Донбассе, в артиллерийско-минном грохоте так называемого «режима прекращения огня» все как-то забили и о другой дате. А она, между прочим, не менее знаменательна и важна. Для будущего всей страны. Хотя бы тем, что даже если на Донбассе удастся достичь мира и гражданская война окончательно не развалит Украину, то ей, Украине, все равно не жить спокойно.
Речь идёт о том, что 23 апреля, буквально через неделю после славного похода карателей и полицаев за спинами армии в Донбасс в Киеве постмайданный, постпереворотный и якобы на всю голову антитоталитарный кабинет министров Арсения Яценюка продолжил славное дело диверсификации снабжения украинских АЭС, начатой ещё главными тоталитаристами современности по версии Майдана — Виктором Януковичем и Николаем Азаровым. А именно — принял решение о выделении 45 гектаров земли под строительство в Чернобыльской зоне централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ).
Суть дела вот в чем: в феврале-марте 2012 года Верховная Рада приняла, а президент Янукович подписал закон «Об обращении с отработанным ядерным топливом по размещению, проектированию и строительству ЦХОЯТ реакторов типа ВВЭР отечественных АЭС». Справедливости ради следует подчеркнуть, что именно «тоталитаристы» разрешили делать ядерную свалку в Чернобыльской зоне. Как и нынешние, прежние властители тоже были озабочены тем, что, как сказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, «правительство сейчас декларирует необходимость диверсификации поставщиков, хочет избавиться от одного поставщика и такой большой зависимости от России в этом вопросе».
Украина, как известно, имеет сегодня четыре АЭС, на которых установлены 15 ядерных реакторов типа ВВЭР. Это седьмое место в мире. А Запорожская АЭС с шестью энергоблоками мощностью 6000 МВт — крупнейшая станция в Европе. Общая мощность запланированного ЦХОЯТ — 16 529 отработанных тепловыделяющих сборок реакторов типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Общая стоимость проекта определена в 3,7 миллиардов гривен.
Суть же проблемы не только в том, что Украина закупает указанные сборки для ректоров типа ТВЭЛ в России. Она ещё туда же и отправляет отработанные. Кроме того, убеждали депутатов и общественность атомщики-лоббисты ЦХОЯТ, отправленное на хранение в Россию отработанное топливо нужно будет возвращать домой или платить за его хранение дальше. «Это дорогостоящее удовольствие, ежегодно мы, как минимум, платим 200 миллионов долларов в Россию, а это приблизительно сумма начальных работ строительства ЦХОЯТ», — сказал Юрий Недашковский, президент компании «Энергоатом», оператора всех действующих АЭС страны.
И со всем этим вполне можно было бы согласиться, если бы не четыре главных момента. Во-первых, ЦХОЯТ только частично диверсифицирует отправку отработанных ядерных отходов. В нем поместится лишь 20% того, что отрабатывают украинские АЭС. С остальным все равно придётся идти на поклон к России. И если она взвинтит цены, то всё равно мало не покажется.
Во-вторых, главенствующую роль в украинском желании построить ЦХОЯТ играет не целесообразность экономическая, а чистая политика, даже политиканство, замешанное на грубом бабле. Речь идёт не только об отработанном топливе, но и о свежем. Его, как уже было сказано, Украина тоже покупает в России, но есть много желающих вытолкать русских с украинского рынка.
В первую очередь это США, которые вот уже несколько лет подряд пытаются изгнать из украинских АЭС российские ТВЭЛы и заменить их на свои — компании «Westinghouse». По мнению упомянутого выше Марунича, никаких других причин менять поставщиков и хранителей отработанного у Украины нет. «Украина — крупная ядерная держава, у нас 15 атомных реакторов, это очень большой рынок. США борются с Россией за рынки и, естественно, решили воспользоваться большим влиянием на нынешнее украинское руководство для того, чтобы подвинуть Россию», — сказал он.
И тут можно только добавить то, что первую такую попытку американцы сделали после так называемой «оранжевой революции» 2004 года, когда они впервые привели к власти в Киеве своих «сукиных сынов» во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Теперь, как видим, «сукины сыны» поменялись, а планы США остались те же.
В-третьих, американские сборки не подходят к украинским реакторам. Вот так сразу их впихнуть не получается. Американское топливо нужно ещё дополнительно готовить к этой операции, чтобы обеспечить надлежащий уровень безопасности его эксплуатации. Это общее мнение всех специалистов-атомщиков. И не только в Украине и России.
«Так навищо ж його пхаты, якщо воно нэ лизэ?» — интересовался в этих случаях покойный уже спикер Рады Иван Плющ.
Однако попытки «впихнуть невпихуемое» уже были — на Южноукраинской АЭС после победы майданных «оранжистов-2004». Еле отскочили тогда, как говорится, без нового Чернобыля. Аналогичные проблемы были и в Чехии, где на АЭС в российский реактор тоже пытались впихнуть «американцев». И тогда Госкомитет ядерного регулирования Украины запретил использование американского топлива.
Теперь вот вторая американская попытка вытолкать конкурентов. Теперь США подошли покруче и пожёстче: чтобы гарантированно чего не вышло, они настояли на увольнении главы упомянутого Госкомитета ядерного регулирования Елены Миколайчук. Благо дело, увольнение подпадает ещё и под люстрацию: женщина же работала при Януковиче…
А надо говорить, что строить ЦХОЯТ будет американская фирма «Holtec International»? Она якобы выиграла тендер на это. Вот то-то же…
И наконец, в-четвертых, российские законы запрещают хранить у себя отходы чужого ядерного топлива. И если Украины заменит российские ТВЭЛы на американские «Westinghouse», то их, отработанные, Россия уже на хранение не примет. И тогда точно их придётся хранить в Украине. И тогда многократно возрастает опасность «нового Чернобыля», пока неизвестной мощности и совершенно непредсказуемой по последствиям.
Директор общественной организации «Киевский эколого-культурный центр» Владимир Борейко по этому поводу заявил журналистам «Корреспондент.nеt»: «Правительства меняются, а невежество и недальновидность в подходах остаются. Риски огромны, никакие хранилища меньше, чем в ста километрах от столицы, строить нельзя. Украина — густонаселённая страна, у нас хранить ядерные отходы негде. Или мы осознаем это, или балуемся с ядерной энергетикой, за что дорого заплатим… Проблема в том, что учёные не могут сказать, как отходы поведут себя со временем. Поэтому все хранилища имеют статус временных, но фактически эксплуатируются безгранично».
И вот ведь что характерно: американские законы тоже запрещают принимать на свою территорию ядерные отходы — любые! — если они не использованы в США. Так что в Украине будет храниться всё отработанное. А есть ли достаточный опыт с отработанной потенциальной смертью, это, конечно, вопрос вопросов.
Так почему же все-таки «пихают невпихуемое»? Борейко несколько приоткрыл завесу: «Украина по собственной глупости превращается в заповедник ядерных отходов со всего мира. Конечно, если хранилище построят, хранить в нем отработанное топливо захотят и США, и Европа — оставлять его у себя им не нужно».
Так что, как видим, не только непроходимая тупость нынешних укро-властителей — причина строительства ЦХОЯТ, а ещё и их непроходимая жадность, корыстолюбие и страстное желание хапнуть хоть что-то напоследок. Они всё надеются, что не просто хапнут, но и успеют спрыснуть с награбленным.
Ну что тут можно сказать? Янукович вон тоже на это наделся. А драпал так, что даже золотой батон оставил «победителям». А генпрокурор Шпонка? А другие «столпы регионального царствования»? Что-то они, конечно, унесли, но хатынки-то майданы уже приспособили под собственные нужды, проводят там экскурсии и стригут купоны…
Но даже не в этом дело. Нынешние тоже надеются, что хапнуть таки получится. Когда обсуждали строительство ЦХОЯТ в Раде, депутат Екатерина Ващук назвала его «миной замедленного действия под жизни и здоровье нынешнего и будущих поколений». А спикер Александр Турчинов подчеркнул, что, согласно украинским законам, на территорию страны не могут быть ввезены ядерные отходы из других государств.
Однако блеск мнимой наживы, похоже, уже застит разум. Ещё президент компании-строителя ЦХОЯТ Крис Сингх предположил, что оно может окупиться за четыре года. И украинский эксперт Марунич уверен, что Украина за деньги может принимать у себя чужие ядерные отходы. «…Учитывая, что мы — бедная страна, это тоже бизнес. Чернобыльская зона в ближайшее время все равно никак не сможет экономически использоваться», — сказал он.
Так что будут продавать. А тайно или открыто, в бюджет или на частный карман — это уже вопрос на засыпку. Правоохранителям и фискалам. Но если продавцы будут делиться с ними, то, пока не грохнет новый Чернобыль, никто на него (на вопрос) отвечать не будет. Коррупция, знаете ли…
Вот, собственно, и всё. Когда в 1986 году «грохнул Чернобыль», одной из распространённых шуток было определение «настоящего киевлянина»: это импотент с киевским тортом. Прошло почти 30 лет с того печального и страшного времени. Выросли новые поколения, и киевские торты по-прежнему продаются. И изготавливаются на фабрике, которой рулит нынешний президент. Но не в этом дело. Видимо, ничего нового новые поколения от старых так и не заслужили, кроме импотенции…
…А украинской власти к такому наследству не привыкать. Это, кажется, её фамильное достояние — ничего не уметь делать со страной, предлагая ей то этноцид, то атомный геноцид…