Второго сентября заработал реверс газа на Украину с территории Словакии. С данными о мощности реверса пока не всё понятно. По сведениям словацкой стороны, гарантированный минимальный объём прокачки — 6,4 млрд кубометров в год (17,6 млн в сутки), с 1 октября. А «запланированный» — 27 млн кубометров в день или около 10 млрд в год (треть от «базового» российского импорта). Возможно, различия в цифрах связаны с тем, что до марта 2015 года реверс будет работать в контрольном режиме с доводкой основных параметров.
В любом случае, учитывая, что до этого годовые объёмы реверса через Польшу и Венгрию были около 2 млрд кубометров, прибавка существенная. (Правда, в июне реверсные поставки через Венгрию выросли — до 9,2 млн кубометров газа в сутки или около 3,3 млрд в годовом исчислении.)
Запуск реверса говорит в пользу того, что Украина с меньшей вероятностью будет осуществлять действия, которые могут привести к дефициту газа в Европе. Ведь в таком случае о «реверсе» можно забыть.
Наличие реверсной трубы не означает наличие в ней газа — он в ней появится, только если в ЕС будет достаточно топлива.
А для этого нужно плановое прохождение транзита, в т.ч. и достаточное количество газа в хранилищах. Но газ из украинских ПХГ может быть потрачен раньше времени, поэтому ЕС страхуется, увеличивая объёмы закачки у себя.
На начало сентября закачано (для хранилищ в системе GSE) 71,3 млрд кубометров газа, и это при том, что закачка будет продолжаться ещё не менее месяца. В штатном режиме ЕС ограничивался 70 млрд на самом максимуме закачки.
Сама Украина тоже потихоньку закачивает в свои ПХГ, за счёт реверса и летних избытков собственной добычи, добавив только за август около 700 млн кубометров.
Одновременно возобновилась дискуссия о долге и цене газа.
В конце августа прошли консультации, рассматривались варианты рассрочек и отсрочек после оплаты части долга (напомним, это 5,3 млрд по ценам текущего контракта).
Украина предложила свой вариант цены: зимние и летние цены — 385 и 320 долларов соответственно. Российская сторона на него не согласилась.
Напомним, ранее «Газпром» был готов согласиться на компромиссную цену в 385 долл. вне зависимости от времени года (фактически возобновить 100-долларовую скидку от контрактных 480 долл. за тысячу кубометров). Но на это не согласилась Украина.
Украина планировала вынести своё предложение о летних и зимних ценах на трёхстороннюю встречу, которая ранее была намечена на 6 сентября, но постоянно откладывается.
Но буквально за неделю концепция изменилась. Теперь Киев предлагает новую схему оплаты: до решения Стокгольмского арбитража «Нафтогаз» хочет оплатить поставки по цене европейского спотового рынка за вычетом расходов на транзит.
Нет сомнений, что «Газпром» на это не пойдёт. Причин тому несколько. Во-первых, принятие этого предложения говорило бы в пользу неявного согласия «Газпрома» на такую систему ценообразования. Во-вторых, нефтяная привязка сохраняется в большей части газпромовских контрактов даже со стабильными европейскими импортёрами.
Кроме того, этим летом сложилась уникальная ситуация, когда спотовые цены в ЕС снизились до многолетних минимумов. Это связано с несколькими факторами — наполненные хранилища после тёплой зимы, ценовые искажения из-за импорта по долгосрочным контрактам и т.д.
Тем временем из-за складывающейся неопределённости ЕС уже начинает нервничать.
Поэтому обсуждается возможность разрешения на полную загрузку «Северного потока» (точнее, вопрос в полной загрузке OPAL — сухопутного продолжения «Северного потока»).
Более того, даже для «Южного потока» появились подвижки. Россия и Болгария обсуждают возможность переквалификации болгарского участка газопровода в «промысловый» с тем, чтобы вывести его из-под действия Третьего энергопакета (из-за этой нормы «Газпром» мог бы пользоваться только половиной трубы).
Конечно, «Южный поток» мог быть и просто выведен из-под действия правил (как это сделали с трубопроводом, по которому в ЕС будет поступать азербайджанский газ). Но Еврокомиссия так долго отказывалась пойти на этот шаг, что теперь ей нужно как-то сохранить лицо.
Хотя, как представляется, окончательное понимание в необходимости «Южного потока» придёт в ЕС после зимы, когда и если удастся прочувствовать преимущества транзита по территории Украины.
Сейчас же в ЕС, возможно, занервничали и после того, как было анонсировано, что в ноябре «Газпром» может подписать газовый контракт с Китаем по западному маршруту (газопровод «Алтай»). В отличие от «Силы Сибири», газ по этому маршруту пойдёт именно тот, который сейчас предназначается для Европы.