Международные валютные резервы Украины продолжают падать. В июне они уменьшились на 816 миллионов долларов до 17,083 млрд. долларов. Без получения денег от ЕС в размере 1,038 млрд. долл. (в эквиваленте) падение было бы ещё большим. Неиспользование валютных резервов для платежей Газпрому означает не плохое качество резервов (оно совершенно нормальное), а политическое решение (принятое, по-видимому, не на Украине) Газпрому не платить, а резервы по возможности сохранять. Очевидно, что уже в этом месяце, максимум в следующем, проблема платежей Нафтогаза Газпрому будет решаться под настойчивым давлением европейских политиков.
Заявленные украинскими властями меры по экономии газа отнюдь не гарантируют бесперебойность транзитных поставок газа зимой в Европу. Эти меры могут привести лишь к холодным домам жителей Украины и остановке значительного числа промышленных предприятий. Это, в свою очередь, подтолкнёт украинские власти к несанкционированному отбору газа из европейских поставок. Понятно, что риски такого сценария европейцы хотят минимизировать уже сейчас.
Отчёты Министерства финансов Украины по исполнению госбюджета лишь на первый взгляд могут показаться нетревожными. По данным министерства, дефицит госбюджета снизился на 34% в январе-мае 2014 года. по отношению к соответствующему периоду 2013 года. За 5 месяцев он составил 12,2 млрд гривен, то есть, чуть больше миллиарда долларов, что является вполне умеренной величиной для нынешнего размера украинской экономики. Но это всё так, если не учитывать скрытого дефицита бюджета, а он весьма велик. Добавим к названной цифре:
• 22 млрд. гривен перечислений в госбюджет из Национального банка (против 6 млрд. гривен в январе-мае 2013 года.)
• 21 млрд. гривен на рекапитализацию Нафтогаза Украины (против 8 млрд. гривен в январе-мае 2013 года.)
• многомиллиардную сумму по непризнанному и задержанному к выплате НДС (точную сумму лучше всего могут оценить в налоговом ведомстве Украины)
Получается, что если сравнивать с аналогичным периодом 2013 года, дефицит бюджета (с учётом Нафтогаза и денег от НБУ) фактически занижен минимум на 29 млрд. гривен (22 минус 6 миллиардов гривен по перечислениям НБУ в бюджет плюс 21 минус 8 миллиардов гривен по финансированию Нафтогаза). Если учитывать обе эти суммы, то дефицит госбюджета составил бы уже не 12, а 55 млрд. гривен, сумму, которую едва ли можно, а скорее невозможно, закрыть за счёт заимствований.
Очевидно, что используемые меры регулирования бюджетного дефицита ведут к резкому росту денежной массы, а далее неизбежно к инфляции и увеличению девальвационного потенциала. К сожалению, по факту осуществляется искусственная поддержка национальной валюты. Во-первых, Нафтогаз не платит Газпрому, во-вторых, правительство получает нерыночные займы от западных финансовых структур: по данным Минфина, за январь-май 2014 года из внешних источников правительством получено займов на сумму 46,2 млрд. гривен (без учёта кредита МВФ Нацбанку). В июне дополнительно получены деньги в размере 1,038 млрд. долларов (в эквиваленте) от Европейского Союза. Всё это тормозит падение реального курса гривны, что в свою очередь ведёт к излишнему потребительскому импорту во всё более нищающей стране и дальнейшему снижению конкурентоспособности украинских предприятий.
Дополнительным методом решения бюджетных проблем стали запущенные амортизируемые 5-летние НДС-облигации с нерыночной ставкой, которые фактически являются дополнительным налогом на экспорт.
Тревожные тенденции можно увидеть и в отчёте Государственной службы статистики Украины. Точность официальной цифры по потребительской инфляции (11,6% на 30 июня к 31 декабря 2013 год.) лучше всех могут оценить живущие на Украине. Производство промышленной продукции упало в январе-мае на 4,6%. Обращают на себя внимание падение в «основной» химии на 23% (азотные заводы, работающие на природном газе!) и в машиностроении на 17,3% (падение экспорта в страны Таможенного союза!). В сельском хозяйстве можно наблюдать резкое увеличение посевов истощающих землю культур: подсолнечника (5 млн. га, увеличение на 9,5%) и сои (1,7 млн. га, увеличение на треть). Возможно, многие сельскохозяйственные компании предпочитают получить максимум доходов уже в текущем году, учитывая всё возрастающие риски для бизнеса.
Действия, направленные на получение скорой прибыли, можно наблюдать и в нефтегазовом хозяйстве: поднятие группой «Приват» 2 млрд м3 газа из ПХГ по выигранному суду и опустошение принадлежащих государственной компании нефтепроводов той же группой «Приват». Логично ожидать, что такое происходит во всех отраслях. Фактически, разграб бывшей УССР пошёл ускоренными темпами. И затягивание разрешения политического кризиса или попытки решить его военным путём могут попросту подорвать материальную базу украинского народного хозяйства.
Шокируют цифры о суммарном убытке украинских предприятий в размере 185 млрд. гривен за первый квартал 2014 года. Такого ещё не было никогда (но может быть, как мы видим). И это ещё, подчёркиваю, в первом квартале, до начала военных действий на территории Донбасса. Очевидно, что после убийств и сгона с мест жителей, разрушения предприятий и инфраструктуры и разлаживания бизнес-процессов в ведущем экономическом регионе бывшей УССР статистика покажет ещё более крупные, совершенно отрезвляющие цифры.
К сожалению, Киев сделал ставку на силовое решение «донбасского вопроса». Естественно, тех, кто сидит во властных кабинетах в Киеве, мало заботит сохранение рабочих мест на Донбассе да, похоже, и самих его жителей. То же можно сказать и о мятежном губернаторе соседней области. В то же время жители Украины не рвутся поддерживать армию своими деньгами: военных облигаций за полтора месяца удалось продать только на сумму немногим более 30 млн. гривен.
Продолжение так называемой «антитеррористической операции», помимо смертей, разрушений и бегства людей практически навсегда разорвёт хозяйственные связи на территории бывшей УССР, погрузив её жителей в нищету или отправив в эмиграцию. Разрыв хозяйственных связей в начале 90-х мы уже проходили. Сейчас всё может быть гораздо хуже. Разжигатели войны должны быть остановлены.