Карманная Конституция - 18.04.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карманная Конституция

Читать в
ДзенTelegram
За последние 10 лет игры с Конституцией стали наглядным свидетельством того, что Основной закон в «незалежной» запросто может быть адаптирован к любому, кто сядет в президентское кресло. О том, как с каждым новым президентом на Украине меняется Основной закон страны размышляет главный редактор Украина.РУ Алёна Березовская

За последние 10 лет (от майдана до майдана) игры с Конституцией стали наглядным свидетельством того, что Основной закон в «незалежной» запросто может быть адаптирован к любому, кто сядет в президентское кресло. При Ющенко и победившей оранжевой «демократии» была введена парламентско-президентская форма правления. «Тиран Янукович» «легким движением руки» вернул себе широкие президентские полномочия. После исчезновения «тирана» новое правительство, легитимность которого по-прежнему под большим вопросом, с еще большей легкостью вернула Конституцию 2004 года. За 10 минут в парламентском зале, не заботясь о соблюдении необходимых правовых процедур. Ну что сказать — какое правительство, такие и методы! Порошенко, пришедший к власти на волне майданного беспредела, оригинальничать не стал. Он тоже придумал свою Конституцию — и это было уже не интеллигентское соглашательство Ющенко и не прямолинейная нахрапистость Януковича. Нет, это замысловатый, хитрый вариант — как в бизнесе, когда хочешь обставить конкурента так, чтобы он не сразу это понял.

Децентрализация власти в стране была одним из основных пунктов предвыборной программы Порошенко. При этом упор делался на то, что это — одна из возможностей мирного (тогда еще) урегулирования ситуации на востоке страны: органам местного самоуправления были обещаны широкие полномочия. И вот законопроект с поправками к Конституции Украины вынесен на рассмотрение Верховной Рады. С расчетом ратифицировать Конституцию в сентябре.

Итак, чем же на деле оказались предвыборные обещания Порошенко по реформе местного самоуправления?

Областные и районные государственные администрации с их раздутыми штатами планируется ликвидировать. Полномочия по представлению исполнительной власти передаются местным советам. Соответственно, упраздняются и должности глав администраций. Но свято место, как известно, пусто не бывает: в регионах появятся представители президента, подконтрольные и подотчетные лично главе государства. «Смотрящие» (так их уже назвали) будут наблюдать за соблюдением законности в регионе, а в случае чего — докладывать президенту, который наделяется правом ветировать законодательные инициативы на местах. А в случае нарушений местной властью Конституции президент имеет право досрочно прекратить полномочия органов местного самоуправления.

То есть на самом деле выстраивается жесткая вертикаль президентской власти, а обещанными «широкими полномочиями» будут наделены не регионы, а представители президента на местах.

Один из авторов первой украинской Конституции Владимир Шаповал, служивший в течение ряда лет судьей Конституционного суда и работавший со всеми экс-президентами Украины, окрестил будущих президентских помощников «боярами».

«В Польше воеводы, а во Франции префекты (аналог губернаторов в Украине) организационно замыкаются не на президенте, а на правительстве. Другими словами, там нет никакой президентской вертикали, — отметил Владимир Шаповал. — При этом у представителей украинского президента предполагаются странные полномочия — осуществлять координацию деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти. Это означает, что представитель президента — не только координатор в системе исполнительной власти, но и получит возможность «глушить» местное самоуправление».

Ранее Петр Порошенко неоднократно заявлял, что является сторонником парламентско-президентской формы правления. «Мне достаточно полномочий, которые определены действующей конституцией», — заявил Порошенко в своем выступлении в парламенте 19 июня. Тем не менее полномочия президента с учетом предлагаемых поправок заметно расширяются. В частности, в вопросах назначений и увольнений кандидатов на ключевые посты в государстве.

Так, Верховная Рада должна дать добро на назначение генерального прокурора, но уволить его с согласия парламента может только президент. Такая же схема будет действовать в отношении начальника СБУ, главы Службы внешней разведки и главы новой структуры — Государственного бюро расследований. Президент также получит право на назначение и увольнение главы Антимонопольного комитета, председателей и членов национальных комиссий по государственному регулированию природных монополий, сфер связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг. Уволить главу Нацбанка также полномочен президент. Членов Кабинета министров будет назначать Верховная Рада по представлению премьер-министра. Кандидатуры министра обороны и министра иностранных дел должны вноситься премьер-министром, но только по согласованию с президентом. Сам премьер будет назначаться по предложению коалиции парламентского большинства, также по согласованию с президентом.

Распоряжаться местными бюджетами, согласно новому проекту, будет не центр, а главы местных органов власти. Порошенко пообещал, что бюджеты регионов заметно возрастут (непонятно, правда, за счет чего это произойдет в стране, где идет война и зреет масштабный экономический кризис), а «часть налогов будет перераспределена в пользу общин, городов, районов, областей».

Русский язык не станет вторым государственным на Украине. Хотя Порошенко и говорит об «особом статусе» русского языка, позволяющем использовать его в местах компактного проживания русскоязычного населения, — до сих пор жители Юго-Востока делали это и без специального разрешения президента. Свой отказ придать русскому языку статус второго государственного Порошенко объясняет так: «Я не хочу, чтобы когда-либо еще языковой и культурный вопросы раскалывали страну и использовались горе-политиками для того, чтобы раздразнить людей». Комментарии, как говорится, излишни.

Некоторые политологи уже отметили, что изменения к Основному закону, которые президентом декларируются и как один из способов урегулирования ситуации на востоке страны, не соответствуют требованиям сторонников федерализации.

Кроме того, эксперты отмечают, что эффективно решить одновременно две такие глобальные задачи, как конституционная реформа и прекращение войны, вряд ли получится. Хотя инициативу Порошенко поддерживают все три экс-президента Украины и, разумеется, Запад. «Подготовка текста новой редакции парламентско-президентской модели украинской конституции видится им универсальным средством разрешения конфликта с самопровозглашенной Новороссией. Типичное нарушение причинно-следственных связей, подмена причин последствиями, — считает политический аналитик Михаил Агажданян. — Это классический случай, когда больной уже длительное время находится в реанимации, а его продолжают лечить от второстепенных недугов».

Проект, вынесенный президентом на рассмотрение Верховной Рады, вызвал неоднозначную оценку парламентариев. Партия «Свобода» возмутилась тем, что в проекте не оказалось ни одного предложения, разработанного «свободовцами», а «Батькивщина» и вовсе отказалась голосовать за внесение вопроса в повестку дня. Против проекта выступили также представители партии регионов и коммунисты. Кроме того, многие парламентарии выразили недовольство тем, что текст документа был роздан незадолго до обсуждения, и у них не было достаточно времени с ним ознакомиться. Попыткой узурпации власти назвали проект Порошенко даже сторонники майдана.

С другой стороны, формальное сохранение парламентско-президентской формы правления снимает с президента ответственность за ряд решений.

Учитывая тот факт, что на Украине набирают силу радикальные партии и группировки, новый состав Верховной Рады может оказаться более одиозным, чем нынешний. А распустить парламент, согласно новому проекту, президент может только в одном случае: если Верховная Рада окажется неспособной сформировать правительство в течение 60-и дней.

Но есть и хорошая новость: в проекте прописана новая процедура импичмента. Теперь причиной для такового может стать «наличие в действиях президента признаков состава преступления». При наличии адекватного большинства в парламенте (необходимо согласие двух третей от общего числа депутатов) преступные приказы Порошенко в военных действиях на востоке страны подпадают под эту статью. Другое дело, появится ли в Верховной Раде это адекватное большинство?..

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала