Я заметил это еще во время оранжевого майдана в 2004 году. Меня тогда шокировал главный по тем временам патриот Виктор Ющенко. Выступая перед толпой своих сторонников, он заявил примерно следующее: «Я тоже с Востока Украины. Вряд ли в Раде есть депутаты восточнее. Потому что возле моей Хоружевки есть старый пограничный столб, за которым раньше начиналась Россия». То есть взглянуть на карту и убедиться, что восточнее Хоружевки лежит еще значительная часть Украины, оранжевый любитель вышиванок не удосужился
Однажды незнание элементарной географии сыграло с подчиненными Ющенко злую шутку. Когда случился «большой алчевский прорыв» трубы, президент приехал на место трагедии и, не посоветовавшись с окружающими, заявил, что посылает всех детей Алчевска в «Артек»! Из чего можно сделать вывод, что Ющенко, приехав в этот райцентр, был уверен, что едет в какую-нибудь Хоружевку. Ну, что там, в самом деле, отправить пару-другую школ в полном составе в лагерь? Предположить, что в этом городе проживает более 110 тыс. жителей и действует несколько десятков учебных заведений, патриот сельской Украины, конечно, не мог! Один чиновник из Алчевска рассказывал потом тот ужас, который пережили в «Артеке», узнав, сколько детей Ющенко решил запихнуть в один лагерь одновременно!
Когда сейчас слушаешь комментарии некоторых киевских и западенских «аналитиков» по поводу карательной экспедиции в Донбассе, складывается устойчивое впечатление, что они совершенно не представляют масштабов этого густозаселенного края, подходя к нему с мерками своего хутора, своей личной Хоружевки. Они даже не подозревают, что, говоря о войне в двух областях, они говорят о 18% населения Украины, об огромном урбанистическом конгломерате, где один город сменяется другим, где городские поселки давно срослись и переплелись вместе, составляя одно целое, большое пространство, довольно густо заселенное.
Похоже, этот фактор даже приблизительно не учли авторы более чем странного пункта «мирного ультиматума» Петра Порошенко о создании 10-километровой буферной зоны на российско-украинской границе. Все радостно озвучили этот пункт, но, как в известном анекдоте о мудрой сове и мышах, которые решили стать ежиками, стратеги нашлись, а тактиков не оказалось — никто не задался вопросом: а что же это такое и как эту буферную зону соорудить на практике?
Начнем с того, что буферная зона в военное время создается для развода противоборствующих сторон. Скажем, чтобы всем было понятно, как создавалась подобная зона на Кипре — города с турецким населением оказались по одну сторону буферной зоны, города с греками-киприотами — по другую.
Но кого и от кого собирается отделять буферная зона на российско-украинской границе?! С Россией Украина не воюет (мало того, мы видим, что украинские пограничники спасаются от повстанцев, убегая как раз на территорию матушки России). И что даст 10-километровая зона отчуждения? В чем ее практический смысл? Ведь уже есть государственная граница! То есть ее, эту границу, Украина просто отодвинет на 10 километров вглубь своей территории?!
Но самое смешное — это то, что «мудрые совы», родившие данную «гениальную» стратегическую идею, явно не в ладах с географией Донбасса. Они даже не подозревают, похоже, что, в отличие от границ в их родной Галичине и Карпатах, где создавалась именно государственная граница, кордоны между Россией и Украиной проводились символично, зачастую разделяя населенные пункты, автотрассы, железные дороги пополам. В 10-километровой зоне к западу от российско-украинской границы в Донбассе находятся десятки населенных пунктов, в том числе не маленьких! И это тысячи и тысячи людей!
К примеру, в пределах этой зоны находится населенный пункт Седово со всеми его курортными базами и пляжами. Там же — предместье Новоазовска, весь уникальный заповедник «Хомутовская степь», весь Червонопартизанск (16 тыс. жителей, между прочим!) и часть Свердловска (65 тысяч!), практически весь Краснодон (45 тысяч), Меловое с ее выходом на Северо-Кавказскую железную дорогу. А еще десятки, если не сотни поселков поменьше. И это я только о Донбассе говорю (я уж не знаю, распространится ли эта "буферная зона", по идее ее создателей, на Харьковскую и иные области Украины, где в нее тоже могут попасть немаленькие городки и поселки).
И спрашивается, что «стратеги» Петра Порошенко хотят сделать в этой зоне отчуждения? Куда они денут поселки и города с их населением?
Вот как, к примеру, выглядит буферная зона на Кипре:
Авторы украинских 10-километровых «буферов» надеются то же самое сделать с городами Донбасса, расположенными на границах с Россией?! Видимо, они даже и не подозревают, как все эти годы выглядит российско-украинская граница. Видимо, их хоружевское, хуторянское восприятие «ридной нэньки» рисует им широкие поля, раскинувшиеся от их села до соседней России, или же безлюдные «карпатские терриконы». Те же, кто хоть раз побывал в пограничных городах Донбасса, подтвердят мои слова: границы внутри одного и того же городка или поселка являются очень условными. Мне жители пограничной Успенки, к примеру, показывали свои дома, разделенные кордоном. Одна бабушка жаловалась, что ее огород оказался на территории России, а дом — на Украине. Что прикажете теперь делать с этими жителями, которые как бы окажутся в «ничейной зоне»? Киев собирается их выселять? А позвольте спросить: куда?
Еще более веселая ситуация в Меловом Луганской области. Этот поселок в советские времена сросся с железнодорожной станцией Чертково, которая отделена от Мелового лишь железной дорогой. Там границу, проходящую тоже по огородам в черте города, обозначают лишь колышками.
Теперь Меловое сравняют с землей или передадут России? Последний вариант жителей поселка, думаю, обрадует больше. Но если граница России подвинется, то 10-километровую буферную зону надо будет снова отодвигать к западу! А как уже говорилось выше, весь Донбасс — это сплошные города и рабочие поселки.
Безумные, нереализуемые, непродуманные идеи, которые порождает нынешняя киевская власть (то «Великая Коломойская стена», то вот эта вот буферная зона), поражают своим размахом и свидетельствуют о полном незнании своей страны «стратегами», засевшими в Киеве.