Украинскому руководству следовало бы задуматься о том, что история с Бандерой, с которым страну те же поляки не намерены пускать в Европу, началась не сегодня и совсем не собирается заканчиваться. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович заявил, что он рассчитывает урегулировать исторический спор с Украиной на встрече со своим украинским коллегой на следующей неделе.
На самом деле, намерения польского министра свидетельствуют о том, что Польша явно намерена не только на собственной территории добиваться запрета бандеровской идеологии, она явно желает объяснить и украинским политикам, что им придется рано или поздно также решиться на аналогичный шаг. Как иначе можно трактовать словосочетание «урегулирование исторического спора»? Поляки, какая бы политическая сила в стране не пришла к власти, точно не изменят своего отношения к Степану Бандере, рассматриваемого как пособника нацистов, к ОУН и УПА как к нацистским организациям. В этом вопросе в Польше по умолчанию давно достигнут национальный консенсус.
О том, насколько бескомпромиссна позиция поляков не только в оценке исторического прошлого Украины, но и некоторых ее современных реалий, дает представление интервью, которое дал автор антибандеровского закона депутат польского Сейма Томаш Жимковский украинскому сетевому изданию Strana.ua. Вот несколько цитат: «Проведение маршей, факельных шествий, исторических реконструкций, в которых участвуют украинцы в форме СС — все это отдаляет Украину от Запада и делает невозможной интеграцию в западный мир», «Не будем забывать, что изначально Степан Бандера хотел построить независимую Украину под протекторатом Третьего Рейха. Мы этим законом вводим уголовную ответственность для тех, кто отрицает преступления формирований, которые сотрудничали с немецкими оккупантами».
По словам Жимковского, в Варшаве действовали отряды украинских пособников гитлеровской Германии, которые активно участвовали в истреблении жителей польской столицы. Всего, утверждает депутат, от их рук с 1925 по 1950 год погибло порядка ста тысяч поляков. Жимковский очень внятно объясняет, каких именно действий Польша намерена добиваться от украинской власти: «Мы очень хотим дружить с Украиной, украинцев воспринимаем как своих братьев и дружественный нам народ. Однако нельзя закрывать глаза на пропаганду агрессивной идеологии, в основе которой, в том числе, призывы к уничтожению поляков, а также других народов».
Проще говоря, руководству Украины надо сворачивать «пропаганду агрессивной идеологии» и отказываться от практики прославления тех, кого поляки однозначно квалифицируют как нацистских преступников. И тут важно понимать, что если Порошенко и иже с ним рассчитывают как-то отсидеться, как-то пережить лихую годину — авось пронесет — то из этой затеи ничего не выйдет. Польша будет только усиливать давление, вынуждая украинские власти блокировать проявления нацизма, героизацию нацистских прихвостней в своей стране. Глава польского МИД летом прошлого года однозначно заявил, обращаясь к украинцам: «Наше послание очень четкое: с Бандерой в Европу вы не войдете».
Нет оснований считать, что в этой политике Варшавы что-то изменится, что она почему-то вдруг закроет глаза на происходящее и станет относиться более толерантно к нацистским маршам, внедряемому на государственном уровне почитанию бойцов ОУН-УПА как национальных героев. Желание министра иностранных дел Польши «урегулировать исторический спор» показывает, что поляки собираются продвигать свои антибандеровские инициативы на территорию Украины.
А для этого они имеют множество рычагов и ресурсов. В первую очередь это широкий набор инструментов по сооружению различных помех на пути евроинтеграции Украины. Венгрия уже вовсю пользуется возможностью блокировать различные объединительные форматы Украина-ЕС и Украина-НАТО. Действия разгневанной Варшавы будут не менее результативны. Параллельно поляки будут упорно ставить на европейских площадках крайне неудобные для Киева вопросы о прямом родстве нынешних украинских националистов и их идеологии с нацистскими преступниками прошлого и нацисткой доктриной. Понятно, что многим европейцам совсем не хочется всего этого слышать, но просто отмахнуться от настырных поляков им едва ли удастся.
Тема современного украинского национализма с очевидными нацистскими вкраплениями обязательно будет разгоняться Польшей везде, где только можно. Надо полагать, что Будапешт охотно поможет польским братьям в формировании репутации Украины как страны, которая берет на вооружение преступные идеи и славит имена преступников. Эта коллизия пока еще только начинает набирать обороты, но перспективы очень серьезного конфликта, в котором Украина обречена проигрывать раунд за раундом, кажутся абсолютно очевидными. Как и то, что рано или поздно, кто бы ни был у власти в Киеве, украинскому руководству придется сделать выбор — или остаться с Бандерой, но без Европы, или с Европой, но без Бандеры.