В книге Алексея Толстого «Петр Первый» главный герой как-то восклицает: «Я бьюсь бесчеловечно, а они — вот они…» У царя была серьезная проблема, не хватало квалифицированных специалистов, а бояре сынков своих по чуланам прятали, чтобы тех, не ровен час, не спровадили науками мучиться в какой-нибудь гадкий Амстердам. Тут же случилась радость нечаянная, у купца Бровкина сын Артамошка оказался и политесу обученным, и языкам, и менуэту.
Это к тому вспомнилось, что кадровая проблема в разные времена, и для царей даже с их серьезными возможностями, была вопросом насущным и первостатейным. Чего уж говорить о деятелях попроще… Скажем, об американских кураторах нынешней Украины.
Феномен современной украинской элиты заключается в том, что в нее входят почти исключительно персонажи, в той или иной степени, замаравшиеся в коррупции, скандалах, кровавых злодеяниях. Интересно, что многие заметные деятели современной украинской политики имеют или тюремное прошлое, или тюремное будущее. Прочие, калибром помельче, то ли в былые времена растратили крохи политической невинности, то ли сейчас делают это с исключительным размахом и азартом, достойным лучшего применения.
Отсюда и попытки закулисных руководителей Украины прощупать общественное мнение неожиданными, нестандартными, что ли, пробными камушками. Думаете, от хорошей жизни или от безудержного желания дать прессе красивый информационный повод в медийном пространстве вдруг возникают персоны наподобие Святослава Вакарчука? Вопросов нет, свежий, не затёртый еще образ, ваксой коррупции не испоганенный. Плюс он же явно «не сдастся без боя». А если повезет, то «нальет вина», как знать, «а может и с медом».
Между прочим, последнего достаточно, чтобы Вакарчук уже замелькал в различных опросах где-то рядом с такими политическими монстрами всеукраинского масштаба, как Тимошенко или Порошенко. А это о чем-то, да и говорит. Как минимум, о том, что в прежних, опытных политиков украинцы верить отказываются. Тот случай, когда старый конь, возможно, борозды и не портит, но посевной материал из нее подворовывает с радостью. Но при этом, и новых политиков избиратели все одно не видят днем с огнем. Потому как, нет их.
Лирическое отступление. Расскажу анекдот, который когда-то слышал от Иосифа Кобзона. Беседуют два украинских кума, и один у другого спрашивает, мол, что такое номенклатура? А тот и отвечает: «Вот видите, кум, миску с варениками? Начинаем их перемешивать — одни вверху, другие внизу, теперь те вверху, эти внизу. Но все равно, все в масле и в сметане. Стоит только из миски вылететь — все, пропал вареник…»
В актуальную номенклатурную «миску» Украины, вместо убывших в Ростов и прочие места «вареников», набились такие неаппетитные, так еще и до сметаны жадные субпродукты, что их срочно менять надо. А не на что. Вот и маются американские кадровики, сбиваются с ног, из Вакарчука что-то лепят. Только анекдот о варениках им не рассказывайте, пожалуйста, иначе вообще с ума сойдут от красоты ситуации.
Справедливости ради заметим, что фронтмен «Океана Эльзы» отнюдь не одиночно представляет альтернативный кадровый резерв украинской политики. Взять Владимира Зеленского, его ведь тоже, пока вполголоса, в виде шутки-прибаутки, в президенты прочат. Но какая там доля шутки, еще разберись. К тому же, периодически Зеленский демонстрирует себя рачительным хозяином и гибким политиком. Например, из всех сил поддерживает карательные батальоны в Донбассе и стегает нагайкой сатиры отделившийся Крым, но решительно отказывается понимать юмор, когда запрещают к показу его коммерческих «Сватов» из-за русского актера Федора Добронравова.
А ведь есть же еще и Виталий Кличко. Киевский мэр, ставшей притчей во языцех и любимцем интернет-сообществ, благодаря своим экстраординарным высказываниям, не менее уместный кандидат на высший пост в стране, чем Вакарчук и Зеленский вместе взятые. Во всяком случае, мировому истеблишменту Кличко представлять не надо, его боксерские достижения несомненны. В переговорах сможет проявить жесткость и волю к победе, а если надо, от удара уйдет. Похоже, что в странах третьего мира сейчас спортсмены на президентских должностях могут даже трендом стать. Экс-футболиста Джорджа Веа избрали президентом Либерии, и ничего. Спрашивается, чем Украина хуже Либерии? Ничем!
Вообразите, Зеленский в бриолине, смокинге и бабочке громогласно объявляет в микрофон ревущему от восторга залу: «В поединке за пояс президента по версии Украины Кличко — Вакарчук нокаутом победил… Святослав Вакарчук! А теперь дискотека». Это украинская политика, детка. В ней ничему удивляться не приходится.