Киев продолжает вставлять палки в колёса Москве.
«Уже есть первая победа в Стокгольмском арбитраже — решение суда о компенсации Украине $2,6 млрд. Украина обратилась к Европейской исполнительной службе относительно ареста активов. Считаю, что мы можем арестовать акции «Северного потока-1». Российская Федерация в лице Газпрома имеет 51%, от них 35% мы можем арестовывать и возмещать в пользу Украины», — сказала член коллегии Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Мария Яковлева.
В конце мая президент Украины Пётр Порошенко объявил о начале процесса принудительного взыскания $2,56 млрд с «Газпрома» в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах путём ареста его активов. В частности в последней стране российской компании
принадлежат дочерняя компания South Stream Transport B.V., которая реализует проект «Турецкий поток», а также Gazprom Holding Cooperatie U.A., через которую «Газпром» владеет компаниями Gazprom Finance B.V., Gazprom EP International B.V., Gazprom Sakhalin Holdings B.V., и Gazprom Gerosgaz Holdings B.V.
«Украина собирается нанести ущерб России на всех направлениях, где только может, и, конечно, попытается использовать для этого любые возможности. Но, учитывая идущую там предвыборную кампанию, учитывая силы, брошенные на это, а также известную способность украинских чиновников к концентрации и «эффективному» ведению дел, я не думаю, что сколько-нибудь реальный ущерб в данном случае возможен. Однако России стоит, безусловно, предусмотреть подобные движения, поскольку Украина будет подавать иски во все международные инстанции, где только можно, будет пытаться арестовать российскую собственность, включая акции. В любом случае это заявление о намерениях, однако не факт, что они приведут к каким-либо существенным результатам», — заявил политолог Александр Асафов.
Стокгольмский арбитраж в декабре 2017-го и феврале 2018 года вынес решения по спорам компаний в отношении контрактов на поставку и транзит газа соответственно, обязав в итоге «Газпром» выплатить украинской стороне $2,56 млрд. Российский концерн в марте обжаловал эти решения в суде Швеции, а в мае потребовал полной отмены решения по транзитному контракту. 28 июня Апелляционный суд округа Свеа оставил в силе свой вердикт о приостановке исполнения решения Стокгольмского арбитража по делу о транзите.