В 1937 году в Луганске закончили строить мемориальный комплекс «Борцам Революции», центральным элементом которого стал указ о награждении города в 1924 году орденом Красного Знамени. Указ — за героические подвиги жителей во время обороны города от белогвардейцев.

Здесь же разместился барельеф с батальной сценой, сам орден в увеличенном размере, списки павших героев, фигуры большевиков Цупова и Пархоменко. К мемориалу присоединили и два английских танка, попавших к красноармейцам после боев с белыми в районе Перекопа.

В Луганск Mark V попали благодаря «крёстному отцу» города — Клименту Ворошилову (город Луганск в 1935-1958 и 1970-1990 годах носил название Ворошиловград).

Сейчас танки стоят за Краеведческим музеем в качестве продолжения мемориального комплекса «Памятник Борцам Революции».

Смертоносные «самцы» и «самки»

В декабре 1917 года в английском Бирмингеме запустили в производство танки модели «Марк-5». Выпускали их всего год — до конца Первой мировой войны. За это время с конвейера сошли 400 машин. Масса одной была 29 тонн, экипаж — 8 человек, скорость — 8 км/ч.

Существовало две модификации: «male» и «female» — «самец» и «самка». Их сделали поровну, по 200 танков.

Различие заключалось в вооружении: у «самца» было 2 пушки и 4 пулемета, а у «самки» — только 6 пулеметов. Но «самки» оказались слабы в бою, и конструкторы решили сделать один пулеметный спонсон «female» пушечным. Измененная модификация получила название «комбинированный». Сколько танков из «самок» превратили в «комбинированных» — точно неизвестно.

В Первой мировой Британия была союзником России, и британцев очень расстроил факт, что власть на территории восточного партнера получили коммунисты, которые первым делом вывели Россию из империалистической войны. Британское правительство решило оказать поддержку контрреволюционным российским монархистам, включая армию генерала Антона Деникина. И, среди прочего, передало белым около 60 танков.

Машины поставили в Вооружённые силы Юга России весной 1919 года, а позднее их зачислили в Русскую армию Врангеля в Крыму. Историки установили, что оба луганских «Марка» в составе Белой гвардии двигались из Новороссийска в Севастополь, а затем приняли участие в боях у Каховки и на Перекопе.

Гроза Первой мировой. В центре Луганска стоят уникальные английские танки, которые красные отбили у белых

Однако в ходе ожесточенных сражений на Каховском плацдарме красные успешно отбили у белогвардейцев большую часть машин, эффективно используя против них маневренную конницу, а также специально подготовленные по инициативе Михаила Фрунзе отряды пехоты. И уже в 1920 году танки входили в первый автотанковый отряд. Он и положил начало новому роду войск РККА — танковому. В 1938 году танки Мark-5 сняли с вооружения частей Красной Армии.

Всего пять в мире, два из них — в Луганске

Часть освободившихся машин, по распоряжению тогдашнего наркома обороны СССР Клима Ворошилова, распределили по городам СССР.

«…Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах и войсками не используются. Танки считаю необходимым использовать следующим образом: 1. «Рикардо» [так, по названию модификации двигателя, именовали в СССР танки Mark V] в количестве 14 штук передать по два городам: Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторические памятники гражданской войны», — писал Ворошилов.

В Луганск попали танки с заводскими номерами — № 9186 (который в армии белых имел собственное имя — «Дерзкий», и находился в составе I-го танкового отряда) и № 9344 (предположительно, это «Атаман Ермак» из III-го отряда).

Сегодня английских танков Марк V времён Первой мировой в мире осталось всего пять штук. Два находятся в Луганске, остальные три — в Харькове, Архангельске и Бронетанковом музее посёлка Кубинка Одинцовского района (Подмосковье).

Танки в других городах утрачены. Большинство из них во время Великой Отечественной войны переплавили на необходимый в то время металл.

Луганским танкам тоже грозило уничтожение. Во время захвата города в июле 1942 года немецко-фашистскими войсками машины едва не вывезли в Германию для переплавки. Но фашистов выбили уже в феврале 1943 года, и танки увезти они не успели.

В конце 1950-х годов, на волне критики Ворошилова, поступило указание снять танки с постаментов и отдать на переплавку. Однако по инициативе рабочих Луганского тепловозостроительного завода оба танка закопали в землю прямо на заводской площадке для хранения металлолома. А после прихода к власти Леонида Брежнева танки восстановили в качестве памятников.

В 1987 году, во время реконструкции мемориального комплекса, танки сняли с постаментов и снова установили только в 1995 году, но не на прежнем месте, а возле Областного Краеведческого музея.

Если присмотреться к луганским танкам, можно определить их «пол»: у одной машины справа видна башенка пушечного спонсона, а с другой — нет, поскольку он пулеметный. Получается, оба экземпляра — модифицированные «самки», то есть «комбинированные».

Гроза Первой мировой. В центре Луганска стоят уникальные английские танки, которые красные отбили у белых

Англичане нашли, восхитились и помогли реставрировать

Примечательно, что ни один экземпляр «Марк-5» не сохранился в Великобритании — на родине танка. В середине 2000-x оказалось, что «выжившие» машины разыскивают английские историки, члены общества «Друзья Линкольн-танка» — из города, где в начале XX века впервые в истории человечества был создан танк.

Активисты общества ищут каждую машину, выпущенную на предприятии своего города.

Подобный интерес привел в Луганск председателя общества Роберта Скотта. Он хотел выяснить, как МК-5 из Великобритании попал в восточную Украину. Когда Скотт увидел танки и сообщил о находке в Англии, было принято решение реставрировать машины.

На тот момент, 2007 год, Выглядели танки ужасно: насквозь ржавые, покрашены в кислотный цвет, расписаны пошлыми надписями.

Гроза Первой мировой. В центре Луганска стоят уникальные английские танки, которые красные отбили у белых

Руководству Луганска предложили принять участие в финансировании, перечислив на восстановление уникальных машин всего 1/4 необходимой суммы. И сделать это первыми. Остальную сумму, около миллиона евро, британцы обязались внести сами.

Однако начали реставрацию только в 2009 году. Тогда городская власть Луганска получила разрешение на реконструкцию силами холдинговой компании «Лугансктепловоз». Работы вели в цехах общего машиностроения предприятия с 13 мая по 22 сентября 2009 года.