Юридические параметры подобного решения неясны — Рада не имеет права произвольно устанавливать сроки выборов. Решение же о роспуске конкретного органа самоуправления принимается индивидуально. Как представляется, основанием для досрочных выборов осенью может быть внесение изменений в Конституцию, но пока возможность этого не обсуждается.

Самое же главное, не вполне понятны политические цели такого шага.

Украинские региональные элиты достаточно лабильны и заинтересованы в сотрудничестве с властью. Как правило, они достаточно просто переориентируются на нового президента.

При этом надо понимать, что различные группы местных элит обычно поддерживают разные партии, но довольно легко мигрируют между ними, а зачастую ставят сразу на несколько политических сил. В общем, элитные группы делают ставку на партии, которые в настоящий момент более популярны в регионе. Поэтому преимущество, полученное на выборах действовавшими тогда партиями, абсолютным не является.

Конкретный пример — в округе №62 Житомирской области на выборах 2014 года был избран выдвинутый БПП член партии БПП Борислав Розенблат. В 2015 году штабом БПП на местных выборах руководил Игорь Гундич, тоже, естественно, член партии. Сейчас оба выдвигаются в 62-м округе как беспартийные самовыдвиженцы (Гундич, правда, с тех пор успел стать губернатором).

Днепропетровская область, кандидаты в депутаты: зубастые вместо пушистых и зеленых
Днепропетровская область, кандидаты в депутаты: зубастые вместо пушистых и зеленых
© commons.wikimedia.org, tov-tob.livejournal.com

Можно, разумеется, допустить, что Зеленский этого не знает и хочет получить доказательства преданности, чтобы те же самые представители региональных элит вышли на выборы от партии «Слуга народа» и показали бы, как он популярен. Ну и заодно СН без всяких хитрых схем и теневых договорённостей получит большинство в местных и региональных советах.

Скорее всего, однако, Зеленский всё более или менее понимает, и его цели всё же не сводятся к получению формального большинства для «Слуги народа».

Зеленского избирали в рамках программы замены политического класса в целом, а это означает и перетряхивание региональных элит.

В ходе парламентских выборов эта проблема практически не затрагивается, поскольку сохранена мажоритарная составляющая избирательной системы. Легко убедиться, что в регионах серьёзные кандидаты (в том числе и от «Слуги народа») тесно связаны с региональными элитами, а частенько и с олигархическими группами. Т.е. их влияние от выборов ничуть не пострадает. К слову сказать, выборы 2006 и 2007 годов, проходившие по пропорциональной системе, не так чтобы были очень болезненны для региональных элит — политические партии именно на них в регионах опирались…

Само по себе проведение досрочных местных выборов не ставит под угрозу существование элитных группировок, но может сократить их влияние и перераспределить власть, а со временем и собственность.

Децентрализация по-украински. Местные общины в полной зависимости от Киева
Децентрализация по-украински. Местные общины в полной зависимости от Киева
© Андрей Лубенский

Есть и другой момент, очевидно беспокоящий Зеленского. За время правления Порошенко региональное самоуправление почувствовало вкус к самостоятельному хозяйствованию в рамках децентрализации и обозлилось на центральные власти, навязывающие ему свои решения (прежде всего кадровые).

В общем, если раньше региональным элитам тема федерализации была неинтересна, то сейчас появились признаки готовности объединяться на местном уровне, чтобы решать проблемы самостоятельно, без вмешательства Киева. И это может привести к фактическому превращению децентрализации в федерализацию.

Кстати, кажется и фактическое отношение населения к этому вопросу меняется. Если раньше избиратели нервничали по поводу перспективы остаться один на один с местными властями, без возможности пожаловаться на них в Киев, то сейчас не то чтобы улучшилось отношение к местным лидерам (в целом оно скорее даже ухудшилось, хотя позиции Кернеса непоколебимы), но вот расчёт на возможность позитивного вмешательства Киева перестал считаться достаточно рациональным. Даже в случае с львовским мусорным кризисом Киев фактически рассматривается как соучастник его возникновения, чем как инстанция, которая смогла его уладить. И это притом что в версию Садового, что он пал жертвой происков администрации президента, верят отнюдь не все…

Зеленскому такое развитие событий не очень интересно, поскольку федерализация сокращает власть президента и вынуждает его договариваться с регионами. Это не говоря уже о том, что рушится вся идеология майданной власти, ведь федерализация была программой-максимум «пророссийских» украинцев до крымского эпизода. Собственно, она и сейчас таковой остаётся.

Или федерализация, или развал
Или федерализация, или развал
© РИА Новости, Денис Петров | Перейти в фотобанк

К чему приведёт попытка «нагнуть» региональные элиты, тоже в общем понятно. Зеленский получит ещё одно направление внутреннего противостояния и столкнётся с крайне неприятными последствиями.

Региональные элиты не склонны вступать в прямое противоборство с центральной властью, но легко её переигрывают на поле исполнения тех или иных управленческих решений. Так, например, в 2015 году элиты намертво заблокировали запланированное центральной властью ещё при Януковиче укрупнение районов.

Конфликт с местными элитами вполне может сделать из Зеленского-реформатора Зеленского-неудачника.