На Украине вступил в силу закон «Про внесение изменений к некоторым законодательных актам, касательно реформирования паркования транспортных средств», разрешающий привлекать к ответственности тех владельцев автомобилей, которые не причастны к тому либо иному нарушению. Состояние парковок и дорог в стране оставляет желать лучшего, а власть ничего не делает для исправления ситуации

Странные парковочные нововведения

Как сообщил 1 октября в ходе пресс-конференции в Киеве руководитель юридической компании «Автопомощь» Дмитрий Мелех, закон содержит несколько крайне противоречивых норм. Ранее было предусмотрено нарушение правил дорожного движения, в том числе за нарушения правил паркования, только для тех, кто их фактически нарушил, однако в ходе доработки депутаты Верховной Рады приняли норму о том, что к ответственности будут привлекаться непосредственно владельцы авто или руководители юридических лиц, в ведомстве которых находится транспортное средство.

«Что предусматривает данный закон? Если водитель припарковал свой транспорт с нарушением правил дорожного движения или не оплатил услуги за парковку, соответственно, инспектор с парковки или полиция, выявив данное нарушение, могут вынести постановление о привлечении не данного водителя, а привлечь собственника этого транспорта к ответственности», — рассказал Дмитрий Мелех.

Кроме того, вводится новое должностное лицо — инспектор по парковке. Именно на него закон возлагает основную часть работы по наведению порядка в организации остановки и стоянки автомобилей. Инспекторам, к примеру, предоставлено право эвакуировать автомобили с использованием специальной техники, правда, оно еще не вступило в силу, поскольку отсутствует постановление Кабинета Министров, регламентирующее его действия в ходе эвакуации. Пока что проводить ее смогут только патрульные полицейские при фиксации обстоятельств нарушения.

Особые положения регулируют транспорт на иностранных номерах, ибо зачастую авто были ввезены не теми лицами, фактически которые сейчас пользуются автомобилем, а совсем другими людьми. Закон предусматривает ответственность для того, кто непосредственно ввозил транспортное средство, а в случае не оплаченных штрафов иностранному гражданину грозит ограничение въезда на территорию Украины. Но предусмотрена и возможность внести ведомости в единый реестр «Фактических владельцев», с помощью чего иностранец может снять с себя ответственность, после внесения информации и передачи автомобиля. За неоплату парковки предусмотрен штраф в 20-кратном размере 1 часа ее стоимости в месте нарушения. Правда, в случае оплаты штрафа в течение 10 суток, то можно заплатить только 50% этой суммы.

По мнению общественников, принятый закон, по сути, никак не решает проблему с парковками в Украине.

«На сегодняшний день сама проблема нарушения правил паркования не решилась. Наша власть, видит, что есть проблема в сфере паркования, предусматривает ответственность для водителей, но не предусматривает решение данной проблемы. К примеру, новых парковочных мест и новых площадок. Как правило, скопление транспортных средств происходит в центре города и как мы видим, другие сооружения появляются, а парковочные места нет. От этого возникает большинство проблем у владельцев авто», — отметил Мелех.

Страдания автомобилистов на разбитых дорогах

Одной из серьезнейших проблем, помимо парковок является состояние украинских дорог, на содержание которых, среди прочего, должны использоваться средства от парковочного сбора. Каждый год власти обещают хорошие дороги, но страна стабильно попадает в рейтинги худших в мире по этому показателю. Согласно рейтингу, составленному в этом году экспертами Всемирного экономического форума, Украина заняла 130 место в мире с показателем в 2,4 балла.

Несоответствие качества 95% дорог необходимым нормам признали и в «Укравтодоре» — предприятии-монополисте, ответственном за их содержание. Причиной тому является просроченный ремонт и ненадлежащее содержание. Самый большой процент разрушения на дорогах государственного значения наблюдался в четырех областях.

«Это Черкасская (Р-10, Н-08 и участки на автодорогах Н-16, Н-01), Николаевская (Н-14, Н-11, Н-13, Н-11), Луганская (Т-13-02, участки на дороге Г-66, дорога Северодонецк — КПВВ "Станица-Луганская", участки на дороге Т-13-06), Донецкая (Н-08, Н-32, Т-05-18, Т-13-02 КПП "Танюшевка" Старобельск — Бахмут)», — отмечалось в июле этого года в сообщении Государственного агентства автомобильных дорог.

В 2017 году за средства государства было отремонтировано всего 1,5% дорог общей сети, а годом ранее — 1 %.

Парковки, дороги и коррупция: вот, что делает жизнь автомобилистов Украины невыносимой

Сайты, которые занимаются мониторингом состояния украинских трасс, относят к наихудшим дороги Киев — Чернигов — Новые Ярыловичи (ведет на границу с Белоруссией), Стрый — Тернополь — Кропивницкий, Кропивницкий — Платоново, Харьков — Перещепино, Дрогобыч- Самбор, Кировоград — Николаев и десятки других региональных трасс. Рейтинг составляется на основе жалоб водителей, которые испытывают

Также особенно стоит отметить трассу Одесса-Киев, которая ранее считалась одной из лучших дорог Украины, а теперь превратилась в последствия Апокалипсиса. Пробитые колеса, поврежденная ходовая часть, поломанные подвески — вот перечень последствий проезда по этой трассе, которые получают украинские водители.

Закономерно, что при таких проблемных дорогах в стране большое число ДТП. Смертность на дорогах в Украине остается самой высокой среди всех стран Европы. По данным Департамента медицинской помощи Минздрава, с 2011 по 2016 год в Украине зарегистрировано около 170 тысяч ДТП с пострадавшими, в которых погибли 26,5 тыс человек и 209 тыс были травмированы. ДТП является первой по распространенности причиной смерти среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет и второй — среди детей в возрасте от 5 до 14 лет.

В рамках реформы децентрализации в 2018 году 123 тысячи километра украинских дорог передано на содержание областным советам (при том, что их изношенность составляет не менее 90%), а на балансе «Укравтодора» осталось лишь 50 тысяч километров. По мысли реформаторов средства на ремонт должны поступать из территориальных подразделений Дорожного фонда, который наполняется из трех источников: акцизного сбора, ввозной пошлины на нефтепродукты и с импортируемых на таможенную территорию Украины транспорта и шин. Эти деньги нельзя использовать ни на что другое, кроме ремонта дорог. Однако на полную фонд заработает только в 2020 году, а в данный момент поступления составляют лишь 50%, поэтому регионы не справляются с новой нагрузкой, выпавшей на них.

Дороги и коррупция

Одной из причин ужасного состояния дорог в Украине является разворовывание средств, выделенных на их строительство, «откаты». Работы часто выполняются некачественно, а деньги оседают в карманах чиновников. Назвать конкретную цифру средней стоимости одного километра покрытия невозможно, поскольку дороги отличаются по размерам, а значит, и по количеству затрачиваемых на них материалов. Например, 1 км капитального ремонта небольшой городской двухполосной дороги может обойтись заказчику в 1,5 млн грн, но были прецеденты, когда цены поднимались в два раза выше. Цены на дороги же государственного и международного значения увеличивают на 10-12 млн грн за один километр.

При подаче заявок на тендеры участники прописывают цены расходных материалов: битума, щебня, песка. Зачастую цены за 1 тонну материала оказывается на 400-1000 грн дороже рыночной, что позволяет получить деньги из ничего.

Вот одни из вопиющих случаев: в Кривом Роге на ремонт участка городской дороги протяженностью около 1,3 км планировали потратить 150 млн грн. В Мариуполе также ремонтировали участок городской дороги за 143 млн грн. — и это больше, чем сумма, которая заложена на городские дороги в Херсонской, Житомирской и Николаевских областях вместе взятых.

Несмотря на масштабные злоупотребления при дорожном строительстве, уголовные дела против чиновников заводятся редко, а доходят до суда — еще реже. Например, Государственная аудиторская служба передавала материалы о растрате почти 11 млн грн государственных средств в результате сотрудничества КП «Киевавтодор» и фирмы «Автомагистраль-ЮГ» в 2014-2016 гг. Оно все еще находится на рассмотрении Печерского суда Киева, а фирма продолжает выигрывать тендеры.

В целом, действующая власть не способна решить проблему дорог и парковок в Украине, ввиду своей коррумпированности и некомпетентности. Поэтому владельцы автомобилей также вынуждены страдать, как и остальные граждане.