ЦИК, то есть Центральная избирательная комиссия, очень важен для украинской власти. Потому что, в конечном счете, именно он определяет итоги голосования — будь то президентские выборы или парламентские. Он же определяет и "чистоту" избирательной кампании, определяет виновных в нарушениях и так далее. Поэтому битва за ЦИК стала одним из политических трендов последних месяцев. И вот в конце минувшей недели, парламент Украины, ранее не дававший одобрения на пропрезидентский состав ЦИКа, наконец, проголосовал и ЦИК переизбрал.
История вопроса
Большая часть прошлого состава ЦИК работала с 2007 года, при том, что срок полномочий в соответствии с законодательством — 7 лет. В 2014 году в закон о ЦИК были внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия членов прекращались не автоматически, а только по решению Верховной Рады. Это позволило провести президентские выборы 2014 года, а затем внутриполитические сложности вынудили отказаться от обновления ЦИК перед парламентскими и местными выборами.
Летом 2018 года Рада попыталась сформировать новый состав ЦИК, но ее не удовлетворили предложенные президентом кандидатуры — был нарушен принцип пропорционального представительства фракций и групп в нынешнем составе Верховной Рады. В частности, не было места для представителя «Оппозиционного блока». Тогда президент предложил на 13 мест в комиссии 14 человек, одного представителя БПП исключили, но президентская сторона предложила пожертвовать местом для оппозиции «Народный фронт», который, предсказуемо, отказался. Считалось, что в том составе ЦИК президентская сторона получила бы не менее восьми мест — 6 от БПП и два представителя от парламентских групп. Это — простое большинство.
Причиной провала летнего голосования было отсутствие понимания формата дальнейшего сотрудничества БПП и НФ — последний не имеет шансов на самостоятельное прохождение в Раду, но требует от БПП непропорционально больших уступок (учитывая значительные позиции во власти, которые получил блок по итогам событий 2014 года).
Новый состав
В новом составе ЦИК представительство соблюдено: шесть новых членов представляют Блок Петра Порошенко, трое — «Народный фронт», по одному — «Батькивщину», «Самопомощь», Радикальную партию Ляшко, группы «Возрождение» и «Воля народа». Еще одно место зарезервировано за представителем «Оппозиционного блока», который пока не определился с кандидатурой, поскольку требует большего представительства. Сохранили свои места Олег Диденко, назначенный в 2014 году по квоте УДАРа (сейчас это квота БПП) и Екатерина Махницкая, которую назначили по квоте «Свободы» (сейчас фракции не имеет).
Реальное распределение несколько иное: считается, что представители «Возрождения», «Воли народа» и РПЛ в действительности согласованы с администрацией президента. Если это действительно так, то БПП имеет простое большинство, но несколько не дотягивает до квалифицированного.
С другой стороны, минимум два представителя БПП связаны с «Народным фронтом», позиция которого непоследовательна (в контексте слухов о переговорах Авакова и Тимошенко).
Есть претензии и к профессионализму членов ЦИК — по-прежнему используется квотный принцип. В результате, из 14-ти новоизбранных членов ЦИК лишь о восьми можно с высокой долей уверенности сказать, что они являются экспертами в области избирательного права. Остальные — просто юристы с более или менее значительной практикой.
На предложение Комитета избирателей Украины выдвигать профессионалов откликнулась только «Самопомощь», предложившая эксперта «Реанимационного пакета реформ» и бывшего зампреда Комитета избирателей Украины (КИУ). Этот человек умеет в совершенстве раздувать мельчайшие нарушения кандидата, назначенного недемократичным, и скрывать грубейшие нарушения «демократа». Правда, в условиях неопределенности позиции «вашингтонского обкома», эти умения останутся без надобности.
Персоналии
БПП в новом составе Центризбиркома представляют следующие члены:
— Михаил Вербенский, который более 40 лет работал в системе МВД, достигнув должности замминистра и директора департамента мониторинга и организационно-инспекторской работы МВД (его связывают с Юрием Луценко, заместителем которого он был в свое время, но, очевидно, есть у него и какие-то отношения с группой Авакова);
— Ольга Желтова, которая ранее была заместителем заведующего секретариатом комитета Рады по вопросам правовой политики и правосудия, а еще ранее — помощником депутата от «Нашей Украины» Юрия Ключковского (т.о., она является соавтором базового законопроекта о выборах по системе с открытыми списками);
— Олег Конопольский, адвокат, который в 2010 году был доверенным лицом Арсения Яценюка на выборах президента, а ранее защищал в суде интересы экс-мэра Киева Александра Омельченко (собственно, он должен был представлять «Народный фронт», но оказался в списке БПП);
— Светлана Кустовая, в 2012-14 годах была помощником депутата Петра Порошенко, в 2007 году выдвигалась в депутаты от «Нашей Украины — Народной самообороны», а в 2004 году защищала в суде Виктора Ющенко в деле о втором туре выборов;
— Ольга Лотюк, доцент кафедры конституционного и административного права Киевского университета, дочь Степана Лотюка (в конце 90-х — замгенпрокурора) и двоюродная сестра Алексея Горащенкова, бывшего первого замруководителя Главного департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения администрации президента (летом его отправили в отставку, а Лотюк, не смотря на высочайшую профессиональную подготовку, из списка БПП отозвали, но сейчас — вернули назад);
— Виталий Плукар, завотделом мониторинга деятельности местных органов власти департамента местного самоуправления и децентрализации АП (входит в группу первого замглавы АП Виталия Ковальчука).
«Народный фронт» предложил три кандидатуры:
— Наталья Бернацкая, бывшая первый замминистра юстиции, в прошлом — правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека;
— Ирина Ефремова, имеет небольшой опыт юридической работы и госслужбы, народный депутат от «Народного фронта» (представляет группу Авакова);
— Леонтий Шипилов, доцент кафедры международного права Киево-Могилянской академии, начинал политическую карьеру в УДАРе, но в 2014 году работал помощником депутата от НФ Николая Величковича, был советником спикера Парубия.
«Батькивщину» представляет Андрей Евстигнеев — адвокат, преподаватель университета, помощник депутата (в прошлом — главы МИД) Бориса Тарасюка. Он имеет значительный опыт законотворческой деятельности в качестве помощника-консультанта на общественных началах народных депутатов Украины четырех созывов и консультанта комитета ВР.
«Самопомощь» представляет Евгений Радченко — директор по развитию международной общественной организации «Интерньюз-Украина», бывший эксперт Венецианской комиссии, работал консультантом депутата от «Нашей Украины» Владимира Стретовича, в прошлом — зампредседателя Комитета избирателей Украины.
Радикальная партия Ляшко представлена народным депутатом Татьяной Юзьковой, о которой известны в основном семейные обстоятельства — она дочь первого главы Конституционного Суда Леонида Юзькова и, якобы, первая жена Олега Ляшко и… Виктора Медведчука (украинская википедия ссылается на сайт «Главком»). Жена — не жена, но как адвокат она коммуницировала и тем, и с другим.
Группу «Возрождение» представляет Алла Басалаева — бывшая заведующая отделом юридического управления ЦИКа по представительству интересов комиссии в судах, ранее — судья Дарницкого райсуда Киева.
Группа «Воля народа» выдвинула специалиста по хозяйственному праву Татьяну Слипачук, которая раньше была членом комиссии по отбору на руководящие должности в Государственном бюро расследований по квоте президента (нельзя же так палиться…). Именно ее прочат на пост председателя ЦИК — как представителя малой фракции (это придаст имидж независимости перед лицом Запада) и, при этом, человека, зависимого от президента (на Западе до таких мелочей не опускаются — если только не возникнет скандал внутри Украины).
Последствия
В целом можно прийти к выбору, что Рада, так отчаянно сопротивлявшаяся президенту летом, тут сдалась и позволила сформировать тот состав ЦИК, который был ему нужен.«Народный фронт» согласился на предоставление президентской партии шести мест (в соответствии с расстановкой сил в Раде президент должен был ограничиться четырьмя кандидатурами вдобавок к уже находящемуся в составе ЦИК представителю). Как считается, НФ удалось убедить благодаря избранию его представителя в Конституционный Суд и, не исключено, включению двух связанных с НФ людей в состав президентской квоты.
В действительности влияние ЦИК на результаты выборов несколько преувеличено — можно принимать важные решения, но нет возможности протаскивать уж совершенно явные махинации. В последнем случае, представляющие другие политические силы члены комиссии могут просто не явиться на заседание и сорвать его. Тут принципиально важным является понятие кворума.
Кворум сейчас составляет 11 человек (хотя должен быть — 12), президент же более или менее надежно контролирует 10. Вопрос о надежности контроля остается открытым — вполне возможно, что, в зависимости от размера претензий президента и его готовности платить за оказанные услуги, реальный размер его представительства в комиссии будет колебаться в довольно широких пределах (от пяти до десяти человек).
В общем, победа президента не столь уж безусловна и сохраняется его зависимость от доброго расположения со стороны «Народного фронта», который все еще не определился с форматом своего участия в президентской избирательной кампании.
Ко всему прочему не исключено, что борьба за ЦИК еще продолжится — при регистрации законопроекта о его расширении не были соблюдены регламентные нормы (две недели на выдвижение альтернативных законопроектов), потому сохраняется вероятность обжалования этого решения в Конституционном Суде.