Как оказалось, в России ограничен вход на сайт одного из самых главных украинских телеканалов — «Интер».  Зайдя по ссылке, вы увидите пустую страницу: вверху небольшой «интеровский» логотип и сообщение на английском и русском языках: «Доступ к сайту ограничен на Вашей территории».

Естественно, сразу же возникает недоуменный вопрос: с чем это связано? «Интер» — ярко выраженный пророссийский канал — на нем с размахом транслируют празднование 9 мая и крестные ходы за мир, устраиваемые канонической Украинской православной церковью. Все эти вещи, напомним, не только не приветствуются в современной Украине, но и опасны. Новости всегда критичны и оппозиционны нынешней власти. Поэтому подозревать тут «происки» Роскомнадзора, закрывшего доступ к сайту, не приходится. К тому же, если бы к этому была бы причастна какая-либо надзирающая российская структура, то мы бы увидели соответствующее сообщение на месте сайта. Но его нет.

Мы связались с «Интером». Оказалось всё очень просто: редакция сама ограничила доступ. Связано это с трансляцией матчей Чемпионата мира по футболу. «Интер» получил право на это только на территории Украины, поэтому до конца чемпионата в других странах, где футбол транслируют свои национальные каналы, заход на «интеровский «сайт» будет ограничен.

Казалось бы тема исчерпана, однако издание Ukraina.ru решила воспользоваться этим информационным поводом, чтобы поговорить о том месте, какое «Интер» занимает в сегодняшней Украине. В этом нам помог один из работников новостного отдела, который попросил в силу понятных обстоятельств, не называть его имя.

Почему главный

На Украине традиционно главными телеканалами являются — «Интер» и «1+1». Такое положение вещей сохраняется более двадцати лет. Холдинг Виктора Пинчука, в который входят «СТБ», «Новый» и ICTV, а также ТРК «Украина» Рината Ахметова до их уровня популярности не дотягивали никогда. Не дотягивают и 7-8 специализированных новостных каналов.

Почему? В чем секрет? В данном случае нас, конечно, интересует секрет успеха «Интера».

«В позиции. Прежде всего, в идеологической позиции. Только у этих каналов есть четко выраженная идеологическая позиция. «1+1» — украинский национал-патриотический контент, а «Интера» — условно пророссийский. Причем эта позиция уже давно стала там традицией. Надо также помнить и о том, что «Интер» начинал вещать в середине 90-х на кнопке российского ОРТ, постепенно его с этой кнопки вытесняя. Пророссийски ориентированная аудитория в итоге привыкла идти за «пророссийской» информацией именно на «Интер». И туда она ходит десятилетиями.

Идеологическая позиция проявляется в новостях, где могут задаться вопросом, зачем нам надо изучать в школах историю УПА, и почему это мы должны праздновать День Победы 8, а не 9 мая. Также она проявляется в особом освещении дня независимости 24 августа, когда вместо победных националистических реляций может появиться критическая аналитика.  То есть празднование незалежности на «Интере» никогда не было «слепым».

Трансляцию первого матча ЧМ-2018 на телеканале «Интер» увидели 4 миллиона зрителей
Трансляцию первого матча ЧМ-2018 на телеканале «Интер» увидели 4 миллиона зрителей
© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанк

Естественно, это и освещение празднования 9 мая, и показ Крестных ходов за мир. А вспомните празднование Нового года, которое так раздражает националистическую аудиторию.

Помимо позиции, которая стала традицией, еще один важный фактор — это русский язык вещания. Прежде всего, новостей. Вот по совокупности всех этих причин пророссийский зритель и шел к нам, на канал», — поведал секрет успеха «Интера» наш собеседник.

А вот у каналов Пинчука и Ахметова нет ярко выраженной позиции, поэтому у них аудитория меньше.

«Хотя на «Украине» транслируют более дорогие и интересные сериалы и фильмы, чего, например, на «Интере» нет, но зачем "ватнику" смотреть фильм о киборгах, если он хочет увидеть, как празднуют 9 мая. Он, скорее всего, на «Бессмертный полк» не пойдет, побоится, зато с интересом посмотрит в новостях, как он прошел», — не сомневается бывший работник «Интера».

Глушили и палили

Естественно, такая открытая «пророссийская» позиция телеканала после государственного переворота не могла ему не аукнуться. Власти всё сделали для того, чтобы жизнь работникам «Интера» малиной не казалась.

«Всё началось в 2014 году. Нас целый год глушили. Делалось это следующим образом. Брался определенный агрегат, который запускался на нашей волне, и всё — нас невозможно смотреть в том или ином месте. Вы можете даже зайти на сайт «Подробностей» и сами увидеть, что там есть около 100 публикаций за тот год, которые посвящены проблеме глушения.

Самое интересное, что вычислить, в каком месте находится и «вещает» агрегат нетрудно. Власти спокойно могли его вычислить и решить на раз эту проблему, но они этого не смогли сделать. Почему? Потому что они сами глушили «Интер», — жалуется наш собеседник.

А вот в 2016 году телеканал (в частности, новостную студию) сожгли, и если бы не расторопность и профессионализм персонала, то журналисты бы погибли.

За что украинская власть пыталась сжечь и заглушить «Интер»

«Мы писали и в прокуратуру, и в СБУ. У нас есть фото и видео лиц поджигателей, мы передавали все эти материалы в правоохранительные органы, но получали отписки — не можем найти преступников. Однако всем известно, что за поджогами стоял министр внутренних дел Украины Аваков», — напоминает собеседник Ukraina.ru.

Все злоключения «Интера» в этот период были связаны именно с идеологической позицией телеканала.

Националисты заставляют «Интер» отказаться от трансляций ЧМ-2018
Националисты заставляют «Интер» отказаться от трансляций ЧМ-2018
© РИА Новости, Алексей Вовк | Перейти в фотобанк

«Нам постоянно сверху и намекали, и прямо говорили: смените редакционную политику, смените критическую риторику, тогда исчезнут и проблемы. Год назад запретили въезд на территорию Украины Игорю Шувалову, российскому гражданину, который отвечал за информационную политику канала», — напоминает наш собеседник.

«Интер» и выборы

В силу своего влияния на пророссийскую аудиторию нынешним украинским властям очень важно получить контроль над «Интером» во время выборов президента и парламента, которые состоятся в 2019 году.

«Вы знаете разницу между смотрением ТВ и влиянием ТВ? У вашего канала, который крутит сериалы, может быть большая аудитория, но у него будет ноль влияния на избирателя, если он будет «топить» за того или иного кандидата на выборах, потому что у канала нет многолетней идеологической позиции. На него не ходит избиратель, чтобы определиться со своим кандидатом. А вот у «Интера» такая позиция есть.

Так вот, конечно же, канал будет на этих выборах двигать и «пророссийского» Юрия Бойко, и «пророссийский» «Оппозиционный блок». И есть очень большая вероятность того, что Бойко попадет во второй тур. Причем, скорее всего, не с Порошенко, а с Тимошенко. И вот тут у администрации президента будет головная боль. Она бы хотела, чтобы «Интер» помог Бойко пройти во второй тур, чтобы он был спарринг-партнером Порошенко. Тогда под лозунгом о пророссийской угрозе можно было бы мобилизовать национал-патриотический электорат, но вот как сделать так, чтобы Порошенко со своим низким рейтингом также прошел во второй тур, проблема. И вот ее предстоит решить в ближайшие месяцы», — предсказывает бывший работник «Интера».