Экспорт аграрной продукции с Украины за первые семь месяцев 2016 года превысил импорт и составил $7,8 млрд против импорта в $2,2 млрд, радуется Министерство аграрной политики Украины. Такие цифры были опубликованы в отчете «Товарная структура внешней торговли в период с января по июль 2016 года», представленном Госкомстатом. В итоге положительное сальдо в разрезе аграрной внешней торговли в январе-июле этого года достигло $5,6 млрд.
Сегодня Украина претендует на звание великой аграрной державы. Именно такое будущее не раз прочили ей украинские власти в последние годы. Другого выбора, впрочем, у нее и нет, учитывая, что торговые связи с Россией Украина разорвала. А это значит, что доля промышленного экспорта катастрофически просела. Отказываясь от советского прошлого и торговли с Россией, Украина потеряла шанс на индустриальное развитие. Но ведь черноземы, благоприятные климатические условия и удобное расположение сельхозугодий остались при ней.
Бывший посол США на Украине Джеффри Пайетт также увидел Украину в будущем великой аграрной державой.
«Украина должна стать мировой сельскохозяйственной сверхдержавой», — говорил посол в начале этого года.
Положительное сальдо аграрной внешней торговли — это, конечно, хорошо. Однако если посмотреть в разрезе нескольких лет, то по пути превращения в великую аграрную державу Украина шла как раз до 2014 года, а после Майдана свернула с него. Даже несмотря на разрекламированный путь евроинтеграции и создания зоны свободной торговли с ЕС.
Украинские власти говорят о росте экспорта продукции агропромышленного комплекса, о том, что аграрный сектор становится драйвером роста экономики. В доказательство они приводят статистику, что удельный вес АПК в товарной структуре экспорта увеличился с 26% в 2012 году до более чем 40% в первом полугодии 2016 года. Если эта тенденция продолжится, то через пару лет половину экспорта с Украины, а то и больше, будет составлять продукция, выращенная на земле.
Однако повода для радости, на самом деле, здесь немного.
«Этот рост является следствием падения экспорта продукции высокотехнологичных секторов экономики: машиностроения, судостроения, авиастроения, приборостроения, ракетно-космической отрасли и т. д. Подтверждают это и данные по падению индекса промпроизводства и сельхозпроизводства», — отмечает экономист «Украинского выбора» Александр Колтунович.
В номинальном выражении экспорт сельхозпродукции с Украины неуклонно сокращается начиная с 2012 года, когда он составил $17,8 млрд. В 2013 году его объемы сократились до $17 млрд, в 2014-м — до $16,6 млрд, в 2015-м — до $14,5 млрд. То есть экспорт сельскохозяйственной продукции упал с $17,8 до $14,5 млрд за последние четыре года. И по итогам 2016 года тенденция, скорее всего, продолжится. Оценочно, при сохранении тех же темпов экспорта в 2016 году он может дойти до чуть более $13 млрд. То есть экспорт аграрной продукции с Украины будет меньше прошлогоднего.
А вот доля сельского хозяйства в общем экспорте только растет с 2012 года, главная причина — резкий обвал промышленного экспорта и внешней торговли в целом. К примеру, в последние два года Украина активно заявляет о себе как авиационная держава — правда, лишь на словах. Разорвав кооперацию с Россией, она уверяет, что самолеты «Антонов» заказывают разные страны — и Саудовская Аравия, и Азербайджан, и Китай — и что будущее им обеспечено. Однако если посмотреть на экспорт летательных и космических аппаратов (вертолеты, самолеты и спутники), то сразу станет все понятно. Так, в первом полугодии 2016 года выручка Украины от продажи всех летательных аппаратов и запчастей к ним составила всего $25,12 млн. Это смешные 0,15% в структуре общего экспорта Украины.
Украина приходит к тому, что кроме зерна и аграрной продукции ей больше нечего будет предложить миру. Но ведь и доходы от экспорта сельского хозяйства снижаются!
Падение импорта аграрной продукции вполне объяснимо, учитывая рост цен на иностранные товары в связи с девальвацией гривны и обнищание украинского населения. Большинству украинцев импортные продукты и товары теперь просто не по карману.
Почему же экспорт аграрной продукции сокращается?
«Дело вовсе не в падении цен на нефтепродукты и уж тем более не в девальвации национальной валюты, а в квотах, которые и регламентируют объемы и условия экспорта продукции на рынке ЕС», — говорит Колтунович.
Наоборот, падение цен на нефтепродукты для страны-импортера должно означать экономию. Девальвация же нацвалюты в теории должна приводить к усилению конкурентоспособности отечественных товаров и росту экспорта. Но у руководителей Украины так не получается: за импортный газ страна переплачивает (покупая в Европе), а продавать сильно подешевевшую украинскую продукцию оказалось некуда (Европа не берет).
Зона свободной торговли с ЕС оказалась фикцией. Менее чем за два квартала 2016 года Украина использовала все квоты на беспошлинный экспорт продукции в ЕС по девяти группам сельскохозяйственных товаров. В частности, квоты на поставку натурального меда, сахара, крупы и муки, солода и пшеничной клейковины, обработанных томатов, виноградного и яблочного сока, овса, пшеницы, пшеничной муки и гранул, а также кукурузы и кукурузной муки.
Удивительно, в то время как на Украине падает аграрный экспорт, Россия, подвергшаяся западным санкциям, бьет все рекорды по сельхозэкспорту. Хотя в целом экспорт падает в обеих странах. Если падение стоимости нефтепродуктов и девальвация гривны украинским сельхозпроизводителям не помогли, то в России ситуация иная: девальвация рубля — главнейший фактор, помогающий российскому аграрному бизнесу.
Ольга Самофалова
Оригинал публикации