Об этом он рассказал в интервью Украина.ру.
Республиканцы в сенате США заблокировали попытку принять внесенный администрацией президента Джо Байдена законопроект о дополнительном финансировании на 2024 финансовый год, в котором среди прочего предусматривалось выделение средств на помощь Израилю и Украине.
— Владимир Сергеевич, почему сенат США заблокировал вынесение законопроекта о военной помощи Киеву на голосование?
— Здесь возникло два принципиально разных подхода.
Администрация действует просто: составляет пакет помощи на 106 миллиардов долларов, в том числе 62 миллиарда для Украины, и исходит из того, что это должно финансироваться за счет дефицита бюджета и за счет роста государственного долга.
По многим причинам, но в основном в связи с финансовыми ограничениями, республиканцы категорически против этого. Они считают, что должны быть приняты меры по сокращению или по снижению дефицита, и соответственно, замедлению темпов роста государственного долга.
Тогда встает вопрос о том, за счет чего необходимо финансировать Киев.
Во-вторых, республиканцы вопрос поставили так: поскольку речь идет о вопросах национальной безопасности, то необходимо решать эту проблему среди других приоритетов. Они требуют увязать Украину с внутренними проблемами Штатов, а это неприемлемо для администрации Байдена по многим причинам.
— Вы имеете в виду, что сенат не смог принять закон о помощи Украине, Израилю и Тайваню из-за споров о безопасности южной границы с Мексикой?
— Смотрите, администрация Байдена свой запрос направила таким образом: первый приоритет — Украина ($ 61 млрд); второй — Израиль ($ 14 млрд); третий — Тайвань ($ 2 млрд) и остальные деньги — на прочие приоритеты и направления, среди которых укрепление американо-мексиканской границы.
То есть демократы хотят регулировать потоки мигрантов, а не стремятся к тому, чтобы эта граница была на замке. Республиканцы, наоборот, по итогам последних трех лет беспредела на границах с Мексикой, выступили за старую формулу — что пора все-таки строить стену и закрывать границу.
Для это нужно гораздо больше средств, нежели предполагают демократы, республиканцы затребовали на это 14 миллиардов долларов. Эти средства вполне можно взять из «куска» на Украину.
Это принципиальный подход, подразумевающий абсолютное снижение потока мигрантов и, возможно, возвращение к политике Трампа. В данном случае речь идет о том, чтобы договариваться с Мексикой, Гватемалой, Гондурасом и другими странами, чтобы они потенциальных мигрантов (среди которых наркодельцы, преступники, террористы) держали у себя в стране.
Для демократов такой подход — удар под дых, провал их политики и признание правоты Трампа. Это для них даже предвестник или предтеча возвращения Трампа.
— Почему помощь Израилю тоже заблокировали?
— Во-первых, палата представителей США связала эти 14 миллиардов долларов с рассеиванием бюджета налогового управления.
Плюс к этому в сенате под влиянием последних событий на Ближнем и Среднем Востоке ряд левых сенаторов, в том числе Берни Сандерс, заявили, что помощь Израилю необходимо обусловить некими требованиями от него. Дескать, страна должна взять курс на мирное урегулирование, а не на бесконечную войну с палестинским населением.
А такой подход администрацию Белого дома тоже сегодня не устраивает. Поэтому возник тупик.
— Для чего США выделили новый пакет военной помощи Украине на сумму в 175 миллионов долларов?
— Это уже идет психологическая атака — когда Белый дом выделяет средства и при этом заявляет, что, дескать, вы наносите ущерб национальным интересам и безопасности США, Путину помогаете. На что республиканцы отвечают: «Тогда давайте все-таки решим вопрос с мексиканской границей».
При этом внутренние проблемы, о которых говорят республиканцы, стоят более остро, чем внешние, в том числе помощь Украине. Однако, если завтра, например, начнет снижаться поток мигрантов, это может ударить по авторитету Байдена, по его стратегии и переизбранию на пост президента.
Первые поползновения в эту сторону уже есть. На протяжении последнего года администрация заигрывала с мерами по укреплению режима — это вызвало серьезное недовольство латиноамериканцев-демократов, которые есть и в сенате, и в администрации, и в палате представителей.
Естественно, все что остается администрации — это усиление риторики: Запад проигрывает России, это создает угрозу. Судя по всему, данная карта, которую разыгрывали уже два года, не срабатывает, и подпирают внутренние проблемы.
— Какова во всей этой истории роль лидера меньшинства в американском сенате Митчелла Макконнелла?
— И демократы, и сенаторы-республиканцы подталкивают Байдена на прямые переговоры с Митчем Макконнеллом. Они друг друга хорошо знают, знакомы не один десяток лет, совместно работали в сенате; когда Байден был вице-президентом, он тоже договаривался с Макконнеллом.
По моим ощущениям, на эти переговоры не очень хочет идти сам Байден. Возможно, по причине возраста или других обстоятельств, ведь они могут завершиться сделкой, и демократам придётся идти на уступки.
Кроме того, от демократов требуют показать четкую стратегию урегулирования конфликта на Украине; они должны отчитаться, на что 111 миллиардов долларов ушли. Администрация тянет резину и не хочет отчитываться — все разворовали, часть ХАМАСу досталось и так далее. Белый дом этого боится.
Поэтому администрация в лице престарелого Байдена пока что заняла позицию «все или ничего».
Есть еще момент, связанный с тем, что в январе-феврале конгресс будет заниматься законом об оборонном бюджете, и вообще бюджетом США на 2024 год, может быть, что-то там Байдену удастся протащить.
— Есть ли перспективы выхода из данной ситуации?
— Перспектив и особого выхода из этой ситуации я пока что не вижу. Дело в том, что у администрации Байдена, несмотря на все крики и вопли, остается еще 5 миллиардов сбережений Пентагона, из которых можно выделять транши Украине хотя бы для поддержания украинской армии на плаву.
Я думаю, что в Америке до конца года вряд ли будут какие-то подвижки в этом отношении, учитывая надвигающиеся праздники, усталость законодателей. Поэтому в этом году Украина вряд ли получит долгожданные миллиарды.
— Перед голосованием, Владимир Зеленский должен был выступить с речью в сенате, но он, сославшись на проблемы на фронте, ее отменил. Почему?
— Это была психологическая ситуация. Видимо, демократы, планировали добавить что-то для достижения большего эффекта перед голосованием: например, разыграть валетика в лице Зеленского.
Но республиканцы не хотят слушать и видеть его. Зеленский в нынешней американской ситуации стал аллергеном. Вспомните, в сентябре Маккарти не дал ему выступить в палате представителей.
Поэтому Белый дом просчитал, что появление Зеленского на экране будет иметь прямо противоположный эффект. Они разыгрывали эту карту полтора года, как оказалось, больше она не работает. Сенат — это римские боги и им не нравится, что какой-то Зеленский смеет их учить
Зеленский исчерпал свой политический капитал и словесное воздействие на американскую аудиторию, по крайней мере, на ее республиканскую часть. Причем, уверен, это касается по существу всей республиканской фракции в сенате, а в нее входит 49 человек.