Потому что сразу актуализировал три главных взаимосвязанных вопроса:
— как решить армяно-азербайджанский конфликт так, чтобы не просто поддержать члена ОДКБ Армению, за которой стоит Россия, но и не довести ситуацию до эскалации противостояния с Азербайджаном, который поддерживает Турция и готовы поддержать США и Евросоюз?
— зачем нужна и что делать с ОДКБ, которая в начале этого года помогла сохранить независимость своему члену Казахстану, но не смогла помочь в урегулировании конфликтов между Азербайджаном и Арменией, между Киргизстаном и Таджикистаном, которые оба являются членами организации и в рамках спецвоенной операции (СВО) России в Украине?
— как России сохранить свое военно-политическое влияние в Закавказье в условиях, когда ее оттуда активно выталкивают Турция, США и Евросоюз, стараясь заменить ее в роли главного гаранта безопасности в бывшем советском Закавказье?
Поведение Пашиняна свидетельствует: внятных и окончательно положительных ответов на эти вопросы сегодня нет. Пашинян, отказываясь ставить автограф под согласованным документом, однозначно обвинил в недееспособности и неспособности помочь Армении саму ОДКБ, но имел ввиду, конечно же, Россию и ее президента Владимира Путина.
Он же на этом саммите организации анонсировал обсуждение ситуации на Украине, и не исключено участие ОДКБ в помощи по урегулированию этой самой СВО. Наряду с проблемами армяно-азербайджанского противостояния.
По мнению многих специалистов, Россия «дала слабину», не сумев в кратчайшие сроки решить задачи СВО. И Пашинян воспользовался этой слабостью и начал тянуть геополитическое одеяло на себя, шантажируя и Москву, и всю ОДКБ возможным ослаблением ее роли вплоть до развала.
«Исходя из этого, уважаемые коллеги, на данный момент я считаю, что представленные к подписанию проекты Декларации СКБ ОДКБ и о совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения недостаточно доработаны, и в данном виде, со всем уважением, я не готов подписать эти документы», — заявил Пашинян.
По его словам, СКБ ОДКБ своим решением обязан ускорить проведение политико-дипломатической работы с Баку, «направленной на незамедлительный и безусловный вывод азербайджанских войск с суверенной территории Республики Армения на исходные позиции по состоянию на 11 мая 2021 года». А также дать политическую оценку действий Баку, потому что, сказал Пашинян, «отсутствие четкой политической оценки» будет означать «не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств», но также может интерпретироваться азербайджанской стороной «как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии». «Политическая оценка необходима, прежде всего, с моральной точки зрения. Это важно и с точки зрения восстановления территориальной целостности нашей страны», — сказал Пашинян.
Речь идет, как вы понимаете, о том, что в мае 2021 года Азербайджан начал военные действия, вторгшись на территории Армении в нескольких районах, которые он считает своими и населенными азербайджанцами. Несмотря на призывы со стороны Европарламента, США и Франции — двух из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ вывести войска с международно признанной территории Армении Азербайджан не сделал этого до сих пор. Проигнорированы и договоренности о необходимости воздерживаться от односторонних военных действий, достигнутые при помощи России по итогам Второй карабахской войны 2020 года.
Ереван в этом, 2022 году дважды собирал лидеров ОДКБ на внеочередные экстренные саммиты с просьбой помочь ему урезонить Баку и дважды получал отказ. Более того, на последней такой встрече президент Белоруссии Александр Лукашенко прямо заявил, что нельзя противопоставлять ОДКБ Азербайджану и требовать от ее участников конфликтовать с ним ради Армении.
«Азербайджан сегодня возглавляет абсолютно наш человек — Ильхам Алиев», — сказал Лукашенко.
Да сам Алиев в день нынешнего саммита ОДКБ публично похвалялся: «Даже в организациях, членами которых мы не являемся, у нас много друзей, и события последних лет и месяцев лишний раз это показывают. Например, Организация Договора о коллективной безопасности. А все почему? Благодаря нашей политике, тому, что мы надежный партнер».
Не смогла ОДБК ничего сделать и в урегулировании кровавого приграничного конфликта между Киргизстаном и Таджикистаном и только призывала Бишкек и Душанбе сесть за стол переговоров. И, как всегда, все временно решило вмешательство Москвы.
Пашиняна это явно оскорбило. И потому, что ОДКБ — все-таки военный блок, который должен помогать своим членам. И потому, что в этом году Армения председательствует в организации, а на нее фактически напала страна — нечлен ОДКБ. И потому, что в январе этого же года ОДКБ помогла решить проблему сохранения суверенитета Казахстана по просьбе его властей. Или, как напомнил Пашинян, «вопрос решили за ночь».
И это притом, что речь идет, напоминаю, не о проблеме Нагорного Карабаха, в который на стороне Армении ОДКБ тоже не вмешивается. Потому что Ереван сам не признал самопровозглашенную республику и не включил ее в свой состав. И когда в 2020 году началась Вторая карабахская война и Азербайджан забрал у Нагорного Карабаха несколько районов, которые считал своими, то, так получается по формальным законам, воевал он не с Арменией, а с сепаратистами на своей территории. Следовательно, Армения и не могла просить ОДКБ о помощи, потому что формально на нее никто не нападал. И снова все решило вмешательство России и Путина, которые за считанные часы решили проблему и обеспечили мир. И существование Нагорного Карабаха. Хоть и в сильно урезанном виде, но под присмотром и гарантией российских миротворцев.
Однако нерешительность ОДКБ по-любому вызвала недовольство части армянского общества, породила протесты и эскалацию русофобии и явно повлияла на поведение Пашиняна на саммите 23 ноября. «До сегодняшнего дня нам не удалось прийти к решению по поводу реакции ОДКБ на агрессию Азербайджана. Этот факт наносит огромный ущерб имиджу ОДКБ как внутри нашей страны, так и за ее пределами. И я расцениваю это как главную неудачу председательства Армении», — сказал он. И фактически тоже обвинил ОДКБ в том, что она самоустранилась не только от армяно-азербайджанского конфликта, но и от приграничных разборок Киргизии и Таджикистана.
И специалисты немедленно сделали вывод из ситуации: ОДКБ нуждается в реформировании. Например, в изменении уставных документов, где сказано, что провозглашаемыми целями деятельности ОДКБ являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».
Или в признании того факта, что региональные конфликты не попадают в компетенцию ОДКБ и не подлежат урегулированию с ее участием, что еще больше понизило бы ее же эффективность как военной организации.
Подтверждаются и два других фактора влияния на ОДКБ — внутренний, грозящий расколом, и внешний, вызванный давлением на регион со стороны Запада.
«Московский комсомолец» рассказал о том, что журналисты на саммите ОДКБ стали свидетелями курьеза с включением трансляции закрытого заседании глав МИД стран ОДКБ, из которой стало известно, что Россия настаивала на помощи Армении, а некоторые другие страны были против. Сергей Лавров уговаривал своих коллег выйти на согласованный документ мероприятия: «Если мы подвешиваем вопрос о помощи Армении, то что происходит с декларацией и заявлением? Мне кажется, это была пакетная договоренность». Но не получилось: решили, что все решат президенты.
Но и те не решили. Путин лишь заявил, что вопрос Армении и Азербайджана будет оставаться предметом пристального внимания ОДКБ и будет решаться комплексно. «Надеемся, что в конечном итоге Ереван и Баку выйдут на заключение мирного договора», — сказал Путин. При этом он особо подчеркнул, что ключевая роль в урегулировании, как и прежде, принадлежит трехстороннему формату Армении, Азербайджана и России.
Однако как раз становится все более заметным стремление премьера Армении Пашиняна уменьшить роль России в решении судьбы его страны и всего региона и заменить ее на Запад. Конкретнее — на США и Евросоюз, которые и должны выступить гарантами безопасности Армении и Нагорного Карабаха вместо России. На основе нового мирного договора между Арменией и Азербайджаном, который должен сменить документ, над которым сегодня работают в Москве, Ереване и Баку.
Речь идет, как вы понимаете, о мирном договоре, выработать который без России Пашинян и Алиев вроде бы договорились в августе сего года в Брюсселе в формате глав двух государств и председателя Европейского совета Шарля Мишеля. Это была их уже четвертая по счету встреча, а вершиной этих контактов стали переговоры Пашиняна и Алиева в Праге на полях саммита Европейского политического сообщества.
© APA
Потом, при посредничестве советника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана, договор обсудили в Вашингтоне секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян и спецпредставитель президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. И документ стал условно называться «вашингтонским». Вершиной его продвижения в жизнь стал сентябрьский, этого года визит в Ереван спикера палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси, которая, по сути, призывала Ереван отказаться от военного союза с Россией. И Пашинян в ответ только рассыпал похвалы: «Все армяне считают вас верным другом Армении. Но я хочу продолжить слова признательности, потому что я также хочу выразить благодарность за поддержку США армянской демократии, так как это тоже очень важно для нас. Мы видим готовность правительства США поддержать демократическую повестку нашей страны».
Если судить по утечкам из армянских СМИ, то «вашингтонский документ» предполагает, во-первых, это взаимное признание территориальной целостности двух стран. Во-вторых, делимитацию границы. В-третьих, реальное строительство трасс в обход Лачина в Карабах и из Азербайджана в Нахичевань. Чтобы облегчить доступ Армении в Нагорный Карабах, а Азербайджану — в Нахичевань.
Вопрос же Нагорного Карабаха вообще выносится за скобки переговоров о мирном договоре, и судьба самопровозглашенной республики будет решаться отдельно. Для этого Баку назначит некоего «представителя для работы с аналогичным представителем армянской этнической общины Нагорного Карабаха для обсуждения прав и безопасности жителей Нагорного Карабаха». Это сделает армян Нагорного Карабаха нацменьшинством в Азербайджане, а сам он становится обычной азербайджанской территорией, не имеющей никакого особого статуса. Тем самым армянский вопрос будет закрыт. И для Баку, и для Еревана.
А чтобы ничто не мешало этим планам, предполагается выход Армении из ОДКБ, отзыв российских миротворцев, которые сегодня гарантируют безопасность Нагорного Карабаха и его жителей, и ликвидацию российской военной базы в Гюмри за ненадобностью.
Похоже, именно экивоки Пашиняна в сторону «вашингтонского документа» привели к тому, что, как заявил Путин, «не все удалось согласовать» на его встрече 31 октября 2022 года в Сочи с премьером Армении и президентом Азербайджана. Хотя договорились продолжать выработку мирного договора под эгидой Москвы. И посол Армении по особым поручениям Эдмон Марукян заверил, что не существует никакого «вашингтонского» проекта мирного соглашения. Есть только азербайджанские предложения, которые обсуждают в США и Евросоюзе, и российский вариант, устраивающий армян, но не азербайджанцев.
Не всё согласовал Пашинян и 23 ноября. Хотя Путин и говорил, что работа в рамках ОДКБ приносит видимую отдачу: идут совместные консультации, укрепляется взаимодействие по линии спецслужб и правоохранительных органов, совершенствуются коллективные военные силы, расширяется военно-техническое сотрудничество. «Полученный в Казахстане весьма ценный практический опыт был проанализирован нами. Россия поддерживает важное решение об оснащении сил организации современным оружием, техникой и спецсредствами», — заявил он. А его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что, несмотря на демарш Пашиняна, «Армения, безусловно, останется в ОДКБ, несмотря на то, что не все удалось согласовать».
В пользу этого предположения говорит и опыт истории: только гарантии безопасности со стороны России на протяжении веков помогли сохранится Армении и армянам в Закавказье. Об этом же говорит и современность. Президент Лукашенко, сказал, что ОДКБ как военной организации нужно равняться на Евросоюз, где решения принимаются «монолитно». «Поодиночке нас просто раздавят и разорвут», — резюмировал он. Теперь бы его еще и поняли в ОДБК.