"Внимание, цунами!". Юнгвальд-Хилькевич как спаситель Одесской киностудии (от цунами)
16:00 28.09.2025 (обновлено: 11:48 29.09.2025)
В сентябре 1969 года ещё не знаменитый режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич закончил снимать первый свой "блокбастер" "Опасные гастроли", с Высоцким в главной роли. И тут выяснилось, что Одесская киностудия оказалась под угрозой срыва плана, и её надо спасать…
Фильм "Внимание, Цунами!" директор киностудии Геннадий Пантелеевич Збандут доверил снимать его сценаристу Игорю Георгиевичу Старкову. Однако тот из-за недостатка режиссёрского профессионализма за два месяца вообще ничего не снял.
Буквально за оставшиеся полтора месяца за оставшиеся деньги нужно было переделать сценарий, заменить актёров и снять фильм практически с нуля. Но другого выхода не было. Киностудии, как и вся экономика СССР, работали в строгих рамках плановой экономики и были обязаны выполнять план по съёмкам. В случае его срыва студия рисковала получить более низкую категорию, что тянуло за собой выделение меньших объёмов дефицитной плёнки и денежных фондов. Это, в свою очередь, означало сокращение штатов и урезание премий.
Збандут подошёл к Юнгвальд-Хилькевичу и спросил: "Ну, возьмёшься?" Тот согласился, но поставил условие: "Верните мне Пушкина". Речь шла не великом русском поэте, а об одном из лучших администраторов на студии. Несмотря, что тот, как и Юнгвальд-Хилькевич, был алкоголиком, он замечательно обеспечивал съёмочный процесс. Пушкина незадолго до этого разговора за какую-то провинность с Одесской киностудии выгнали, и он работал в Ленинграде. Збандут ответил Юнгвальд-Хилькевичу: "Ну, ты козёл!!!", но согласился. Пушкина вернули в Одессу, чему тот был несказанно рад.
Первые эпизоды снимали в Севастополе, в Карантинной бухте. Затем нужно было отправиться к Ялте и часть эпизодов снять там. Збандут, Юнгвальд-Хилькевич и актёры погрузились на предоставленный Черноморским флотом торпедный катер, и он вышел в море. Однако за Карантинным мысом, в открытое море разыгрался 9-балльный шторм. Если бы не профессионализм командира дивизиона торпедных катеров, который сам встал за штурвал, всю бы группу смыло за борт. Ни о каких съёмках в таких условиях, не могло быть и речи, и катер вернулся обратно. К моменту прибытия в бухту все были покрыты ледяной коркой и слегка позванивали при ходьбе свисавшими с одежды сосульками. Самое обидное, что когда катер вернулся обратно в бухту, там оказался полный штиль – море было ровное, как стол.
И тут оказалось, что автобуса группы нет. Пушкин, не ожидая, что она так быстро вернётся, отправился за портвейном и успел им основательно нагрузиться. Наконец, когда прошло часа 3-4 томительного ожидания, он появился вместе со спасительным автобусом – группа была на основательном взводе. Исполнявший главную роль капитан-лейтенанта Георгий Юматов покрыл Пушкина такой отборной бранью, какой ни до, ни после никто из группы не слыхивал.

20 апреля 2024, 16:00История
Геннадий Пантелеевич Збандут – 27-й и самый успешный директор Одесской киностудииГеннадий Пантелеевич Збандут – организатор кинопроизводства, доктор философских наук, член Союза кинематографистов Украины и просто хороший человек. Только такими эпитетами отзываются о нем те, кто имел честь работать под его началомЭто не удивительно – юность Георгия Александровича пришлась на войну, на которой он, 15-летний мальчишка, начал воевать с января 1942 года как раз на торпедных катерах. Сначала его зачислили юнгой, его катер входил в команду обеспечения трагичного Евпаторийского десанта. Затем он был рулевым. Ближе к концу войны он уже воевал на бронекатере Дунайской военной флотилии сигнальщиком, участвовал в боях за Белград, Будапешт и Вену. За героизм в боях за сербский город Смедерово его наградили медалью Ушакова. Неудивительно, что он был виртуозен в мате, который не считался на флоте зазорным. Некоторые особо продвинутые "специалисты" даже иногда устраивали между собой своеобразные негласные соревнования, в которых учитывались и продолжительность нецензурного монолога, и его витиеватость.
Пушкин стоически вынес все замечания и попытался объяснить, что напился с горя, так как его не взяли в Ялту. Ему особо не поверили, но поносить перестали и погрузились в автобус. Однако таких проколов за администратором студии за всю его работу, в том числе у Станислава Говорухина, Петра Тодоровского, Марлена Хуциева, Андрея Тарковского и других случалось не так много. Зато он тянул на себе обеспечение практически всего съёмочного процесса.

"Внимание, цунами!" (кадр из фильма)
В фильме в роли лейтенанта Юрия Суглинина снимался Юрий Боголюбов, сын известного в то время актёра МХАТА Николая Боголюбова – лауреата сразу шести Сталинских премий, из которых только одна была 2-й степени, остальные 1-й, и кавалера двух орденов Ленина. Боголюбову-младшему по сценарию нужно было лезть в воду, но на Чёрном море стоял ноябрь месяц, и он наотрез отказывался. Тогда Пушкин "принял" на грудь пару стаканов водки, разделся и стал спокойно плавать в воде, нахваливая, какая она тёплая и приятная. Все стали Боголюбова стыдить, и ему ничего не оставалось, как лезть в воду.
Затем была поездка съёмочной группы во Владивосток на Тихоокеанский флот, где снимали оставшиеся натурные съёмки. В первый же выход в море, в котором участвовал и поехавший вместе со съёмочной группой директор киностудии Збандут, торпедный катер снова попал в шторм, на этот раз ещё более сильный. За борт смыло съёмочную технику и локатор. Пришлось везти ещё технику, чтобы продолжить съёмки.
Когда съёмочная группа вернулась в Одессу и сдала плёнку в проявку, выяснилось, что машина дала сбой, и часть отснятых эпизодов попала в брак. Погиб и эпизод, когда в противоцунамный блиндаж герои приносят огромного тихоокеанского краба и едят его. Везти всю группу обратно для того, чтобы переснять один эпизод, не было ни денег, ни времени. Поэтому решили, что проще отправить на Дальний восток директора картины Вольдемара Дмитриева.

5 января, 16:03История
"Опасные гастроли": как в Одессе снимали революцию с цыганами и канканомФильм "Опасные гастроли" вышел в советский прокат 5 января 1970 года и моментально стал кассовым хитом. Однако этого успеха могло бы и не быть, потому что революционный водевиль как жанр пришелся по вкусу далеко не всемДиректор полетел, купил несколько крабов. Везти их сырыми было нельзя, они бы испортились, поэтому он их сварил и полетел обратно в Одессу. В пути самолёт делал пять промежуточных посадок: в Хабаровске, Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Свердловске. Каждый раз всех выгоняли из самолёта, и пассажиры по 2-3 часа сидели в аэропорту… а Дмитриев мучился возле самолёта, чтобы крабы не разморозились. В конце концов, до Одессы он их всё-таки довёз.
Начали переснимать сцену, кинулись за крабами… и не нашли их. Оказалось, что их съели рабочие вместе со вторым режиссёром. Съёмочная группа постоянно была голодной – о таком сервисе, какой сегодня присутствует на съёмочных площадках, с кейтерингом и буфетом, в советские времена киношники могли только мечтать. Чтобы они не ели съёмочный съестной реквизит, его специально поливали керосином. И даже это иногда не помогало – обтирали и съедали вместе с керосином.

"Внимание, цунами!" (кадр из фильма)
От краба остались только одна клешня и пустой панцирь – пришлось набивать его газетами и снимать так. В результате, просматривая фильм, даже не догадаешься, что у мелькающего в кадре краба съедобна только одна клешня.
В финале всех этих усилий и бешеной "гонки" со съёмками, к концу года фильм "Внимание, цунами!" всё же сняли и смонтировали. Он рассказывает о подвиге тихоокеанских моряков 60-х годов прошлого века, чей наблюдательный пост вынесен далеко в океан на скалистый остров. Выдержав мощный удар стихии и понеся потери, оставшиеся в живых моряки предупреждают "большую землю" о надвигающейся опасности. Фильм собрал в прокате 12,1 млн. зрителей – результат не самый для тех времён знаменательный, но и далеко не убыточный. Так Юнгвальд-Хилькевич выручил директора Геннадия Пантелеевича Збандута и свою родную Одесскую киностудию – категорию ей так и не понизили.
Подписывайся на







