Киевская митрополия между католиками и протестантами: катехизическая "перезагрузка" от Петра Могилы
08:00 19.09.2025 (обновлено: 10:40 19.09.2025)
18 сентября 1640 года в Киеве начал работу церковный собор, сыгравший важную роль в истории русского православия. Инициатор собора, знаменитый киевский митрополит Петр Могила, планировал фактически перезагрузить церковную организацию юго-западной Руси, но результаты его деятельности актуальны и по сей день, хотя и получили неоднозначную оценку
Собор был созван по инициативе Петра Могилы – одного из наиболее ярких церковных деятелей Восточной Европы XVII веке. В 1632 году тогда ещё архимандрит Киево-Печерской лавры сумел добиться поддержки со стороны православного духовенства и мирян Речи Посполитой кандидатуры Владислава IV на выборах польского короля. Взамен он получил гарантии свободы вероисповедания и кафедру митрополита Киевского, Львовского и всея Руси.
Новый Митрополит рьяно принялся за восстановление православной митрополии и переустройства её на новых началах. Получив блестящее европейское образование, особое место он уделял насаждению учёности, взяв за основу католические образцы. Так, им была основана Киевская коллегия – первое русское высшее учебное заведение.
Венцом деятельности митрополита Петра стал поместный собор Киевской митрополии, прошедший с 18 по 28 сентября 1640 года. В работе собора приняли участие представители луцкого, львовского, перемышльского и мстиславского епископов, архимандриты и игумены монастырей, священники и миряне.
Главной задачей собора было принятие нового катехизиса, который, во-первых, содержал бы точное и систематические изложение православного вероучения, во-вторых, упорядочил бы церковную жизнь Киевской митрополии и, в-третьих, давал бы ответы на наиболее актуальные повседневные вопросы эпохи.
Участники собора на ежедневных заседаниях последовательно рассматривали пункты предложенного им документа. Катехизис был составлен на латыни в форме вопросов и ответов и состоял из трёх частей, каждая из которых была посвящена одной из важнейших христианских добродетелей – вере, любви и надежде. Документ содержал ощутимое влияние католицизма – например, в нем содержалось учение о чистилище.
Первоначально катехизис назывался "Изложение веры церкви Малой России".
В таком виде он был направлен на рассмотрение константинопольского патриарха. Затем исправленный греческий перевод был вынесен на рассмотрение собора в Яссах, где после внесения необходимых изменений и дополнений был принят предстоятелями четырёх церквей православного востока – Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской.
Катехизис получил название "Православное исповедание веры кафолической и апостольской восточной церкви", но часто по имени автора и составителя первоначальной версии его называют катехизисом Петра Могилы.
Помимо принятия этого документа на Киевском, а вслед за ним и на Ясском соборах была повторена анафема прежнему константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, за его латиноязычный трактат "Исповедание православной веры" изданный в 1629 году в Женеве — центре кальвинизма. Именно идеи этого направления протестантизма нашли отражение в учении Лукариса, крайне негативно относившегося к католицизму и надеявшегося найти поддержку в борьбе с его экспансией у протестантских морских держав Великобритании и Нидерландов. Книга вышла в разгар грандиозной войны католиков и протестантов, вошедшей в историю как Тридцатилетняя, и наделала много шуму.
И хотя Петр Могила был рукоположен именно Кириллом Лукарисом, но взглядов его не разделял, а потому составил свой катехизис во многом как православный ответ на вызов протестантизма. При этом взгляды самого Могилы находились под очевидным влиянием католицизма, как общей культурной и образовательной доминанты Речи Посполитой, и наиболее последовательной доктрины, отвергающей протестантизм вообще и кальвинизм в частности.

30 декабря 2024, 07:59История
Как митрополит Пётр Могила научил правильно освящать воду на Крещение31 декабря 1596 года родился будущий Митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила. Именно в подготовленном им «Требнике» был описан чин освящения воды на Богоявление или Крещение Господне завершающее зимний праздничный цикл. Этот чин в целом используется до наших днейБорьба католиков и протестантов оказывала огромное влияние на религиозно-политические процессы в Восточной Европе. С одной стороны, учение Кальвина, и нидерландские повстанцы, провозгласившие лозунг "лучше служить султану чем папе", с другой – контрреформация, и её передовой отряд – орден иезуитов. Обе стороны наращивали богословские, научные, эстетические и, в конечном счете, политические аргументы.
В ситуации, когда огромное количество православных в таких державах как Османская империя и Речь Посполитая были лишены опоры на собственные государственные институты, они должны были стремиться к тому, чтобы не отстать от западных христиан в уровне богословской и философской подготовки. Это позволяло хотя бы потенциально на равных оппонировать экспансии западного христианства.
Выпускники Киевской академии оказались весьма востребованы московскими патриархами и царями и скоро заняли ведущие места в иерархии Русской православной церкви, надолго определив направления её развития, заданные митрополитом Петром Могилой и его трудами, среди которых особое место занимает принятый в 1640 году катехизис. Новый катехизис, отвечающий требованиям эпохи, был принят Русской православной церковью только в первой половине XIX века.
Полная версия катехизиса была издана в Амстердаме в 1667 году – уже после смерти митрополита Петра, а затем неоднократно переводилась и переиздавалась. Краткую версию опубликовал сам Могила в 1645 году, незадолго до своей смерти.
Киевской митрополией более не проводилось соборов, посвящённых богословским и организационным вопросам. Проводились лишь выборы митрополита, череда которых в конечном итоге привела к её от Константинопольского к Московскому патриархату.

5 августа, 08:00История
Осторожный патриарх Никон и подчинение Москве Киевской митрополии4 августа 1652 года патриархом Московским и Всея Руси стал Никон (в миру Никита Минин). Именно при этом главе Русской Православной церкви к ней началось присоединение Киевской митрополии. Причём, в отличие от церковной реформы, названной именем патриарха, процесс интеграции малороссийских епархий этот глава РПЦ проводил гораздо осторожнееСегодня на наших глазах эти события многовековой давности обретают небывалую актуальность, не только сугубо религиозную, но, в большей мере, политическую. Православная церковь на Украине вновь оказывается под давлением прозападных политических элит, а Константинополь оспаривает права Москвы. Именно ко временам Киевского собора и последовавших за ним событий апеллируют стороны конфликта в поисках аргументов.
Подписывайся на








