"Овод": мастер-класс по отлову исполнителя главной роли в ресторане - 03.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

"Овод": мастер-класс по отлову исполнителя главной роли в ресторане

Фильм "Овод", 1980 год
Фильм Овод, 1980 год
Читать в
ДзенTelegram
Опубликованный в 1897 году роман "Овод" англо-американской писательницы Этель Лилиан Войнич было популярен и в России, и в СССР. Его многократно переиздавали, неоднократно ставили на сцене и, естественно, экранизировали. Советское кинематографическое начальство к творчеству в этом направлении относилось с одобрением, а режиссёры этим пользовались
Премьера последней экранизации состоялась 3 ноября 1980 года. Этот трёхсерийный фильм считается самой достоверной и не потерявшей своей актуальности и в наши дни киноверсией романа.
Режиссёр киностудии им. Довженко Николай Мащенко задумал снять фильм по произведению Войнич в 1979 году. Прототипами главного героя романа считают уроженца Херсонской губернии революционера-эмигранта Сергея Степняка-Кравчинского и британского разведчика, уроженца Одессы, Сиднея Рейли (сама Войнич, что характерно, наличие определённого прототипа отрицала – это был обобщённый образ борца за всё хорошее против всего плохого).
В Советском Союзе к этому времени уже существовали две экранизации "Овода": первую ещё в далёком 1928 году снял грузинский режиссер Константин Марджанишвили, а вторую, с Олегом Стриженовым в главной роли, в 1955 году на Ленфильме поставил режиссер Александр Файнциммер.
В своей постановке Мащенко решил сделать ставку на максимальное приближение к тексту, так как фильм Файнциммера снимался по мотивам романа, а ленту Марджанишвили к 70-м годам прошлого века уже почти забыли. Для работы над сценарием пригласили кинодраматургов Юлия Дунских и Валерия Фрида, на счету которых уже были такие шедевры советского кинематографа, как "Полосатый рейс" (1961), "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976), "Экипаж" (1979) и "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1979-1987).
Мащенко всегда принципиально не брал на главные роли уже известных актеров, а подбирал талантливых, но еще никому не известных исполнителей. Так, например, работа в его фильме "Как закалялась сталь" (1975) стала дебютной главной ролью для всенародно известного актера Владимира Алексеевича Конкина.
Аты-баты, шли солдаты... (1976)
День в истории. 25 апреля: в прокат вышел последний военный фильм легендарного киевского режиссераРовно 45 лет назад, 25 апреля 1977 г. на киноэкраны Советского Союза вышел фильм, который стал последней режиссёрской и актёрской работой одного из самых знаковых деятелей украинского и советского кинематографа Леонида Фёдоровича Быкова.
И в этот раз режиссер следовал своему принципу, подбирал неизвестных актеров, но это было очень непросто: все кандидаты на главную роль Артура Бертона, "Овода", были им успешно "зарезаны" на кинопробах.
И вот однажды Мащенко со своими коллегами после очередной провальной кинопробы, чтобы расслабиться, зашел в один из киевских ресторанов. Он и коллеги заказали себе выпить и закусить, как вдруг на глаза Мащенко попался молодой человек по типажу идеально подходящий на роль "Овода". Парня немедленно пригласили за стол, налили ему рюмку водки. По признанию самого режиссёра в этот самый момент он понял, что исполнитель главной роли найден. Им оказался Андрей Харитонов, студент третьего курса Киевского театрального института им. Карпенка-Карого, в кино он ещё не снимался. Позже Мащенко попал на студенческую постановку "Гамлета", в которой играл Харитонов, и окончательно убедился в правильности своего выбора. Молодого актера окончательно утвердили на главную роль.
На вторую знаковую роль – Лоренцо Монтанелли, кардинала, настоящего отца Артура, режиссер изначально планировал пригласить Сергея Фёдоровича Бондарчука. Однако он не до конца верил в успех этой затеи, так как Бондарчук в это время ставил спектакль "Борис Годунов" в софийском театре имени Ивана Вазова и готовился к съёмкам фильма "Десять дней, которые потрясли мир". Морально Мащенко приготовился к тому, что именитый актёр и режиссёр откажется от предложения. Тем сильнее было его удивление, когда при первой же встрече он увидел, что Сергей Фёдорович отнесся к его предложению более чем серьёзно и уже приступил к подготовке своей роли. Бондарчук от руки переписал сценарий и завёл отдельный блокнот, где полностью проработал типаж своего персонажа.
Фильм "Овод", 1980 год
Фильм Овод, 1980 год
Фильм "Овод", 1980 год
Кроме Бондарчука в фильме задействовали и других именитых актеров: Ада Роговцева исполнила роль Джулии Бертон, жены Джеймса Бертона; Анастасия Вертинская сыграла Джемму Уоррен; Александр Заднепровский – Джеймса Бертона, сводного старшего брата Артура; Константин Степанков – австрийского полковника; Стефан Добрев — Джованни Боллу; Гиви Тохадзе – Карди, ректора семинарии; Константин Цанев – Риккардо.
Для погружения зрителя в атмосферу того времени режиссер решил использовать музыку Вольфганга Амадея Моцарта и Генри Перселла. "Реквием" Моцарта, сопровождающий финальный монолог в исполнении Бондарчука, буквально захватывает зрителя. Знакомство многих юных жителей СССР, в том числе и авторов этой статьи, с этим гениальным композитором и его не менее гениальным произведением впервые произошло именно благодаря ленте Мащенко.
В фильме использовали большое количество натурных съёмок. Для бо́льшего "попадания" в эпоху на студии возвели богатые декорации и огромное внимание уделили костюмам. Часть съёмок провели в Италии, в частности, там снимали сцены в церквях и провели часть натурных съемок. Кроме того съемки производили в крымском пещерном городе Чуфут-Кале, что под Бахчисараем, а так же в Судаке и его окрестностях.
От войны смыслов — к войне с Россией. Трагическая история украинского кинематографа
Первый съёмочный день Харитонова совпал с его Днем рождения. Снимали сцену, где в одном из павильонов киностудии им. Довженко его приковали цепями в так называемой "пещере", и в таком положении снимали несколько часов подряд. У актера на руках появились синяки. Когда же пришло время обеда, и вся съемочная группа дружно покинула площадку, он так и остался в цепях. Мащенко предлагал ему пойти с ними, но Харитонов отказался, так как потом потребовалось бы еще несколько часов, чтобы заковать его обратно. Мама Харитонова решила прийти на киностудию, чтобы поздравить сына с двадцатилетием, и тут она увидела свое чадо опутанное цепями. Она пришла просто в ужас, ей стало плохо. Режиссеру пришлось долго читать ей лекцию о нелегкой актёрской профессии. Кое-как её успокоили.
Во время съёмочного процесса Бондарчук был не только партнёром Харитонова по съемкам, но и наставником. С первой же встречи он повёл себя по отношению к начинающему актеру, который на тот момент не имел никакого опыта работы в кино, совершенно по-товарищески и по-отечески. В процессе работы, когда Андрей никак не мог понять, как ему сыграть ту или иную сцену, Бондарчук на личном примере показывал, как надо, и тогда у Харитонова все начинало получатся не просто хорошо, а отлично.
Александр Довженко
"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематограф
Сам же Бондарчук полностью отдавался работе над своим героем. Во время съёмки финальной сцены он так вжился в роль, что от волнения и перенапряжения потерял сознание. Следующие два дня его приводили в чувство. Приехала его жена, Ирина Скобцева, привезла какие-то мази. Она ежедневно растирала ими мужа, и только так удалось поставить его на ноги.
Благодаря созданной на площадке Сергеем Бондарчуком атмосфере дружелюбия, съемки фильма спорились, и остальные именитые актеры также помогали своему юному коллеге. Результатом такого сотрудничества стало органичное воплощение Харитоновым своего образа, из-за чего многие зрители потом долгое время не отделяли актера от его героя.
Образ Овода многогранен. По сути, Харитонов сумел создать три разных характера-ипостаси одного человека: юного романтичного Артура, восторженно-одухотворённого, гибкого и пластичного, с лучистыми глазами; циничного Ривареса – постаревшего, разочаровавшегося во всем Артура, с изуродованным шрамами лицом и искалеченной жизнью, потерявшего возлюбленную и отца; и журналиста "Овода" – ироничного острослова и одновременно мудрого философа, чье язвительное перо "разит" лучше любой шпаги.
После выхода фильма на экраны в студию стали приходить горы благодарственных писем, в которой простые рабочие и подростки благодарили съёмочную группу и актеров за столь замечательную работу. Кроме простых зрителей фильм хорошо приняли и кинокритики, до сих пор в прессе иногда появляются хвалебные отзывы об этом фильме.
Сидней Рейли: агент 007 с Малой Арнаутской улицыНет-нет, мы ничуть не преувеличиваем. Во-первых, речь действительно идёт об одном из прототипов знаменитого Джеймса Бонда, агента 007, героя романов Яна Флеминга. Так же есть предположение, что отдельные страницы именно его биографии использовала писательница Лилиан Войнич, создавая образ главного героя своего романа "Овод" Артура Бертона.
Лента, её режиссер и исполнители главных ролей получили огромное количество призов. Среди них приз ЦК ЛКСМУ на кинофестивале "Молодость-80" и главный приз "Золотая нимфа" за лучшую мужскую роль на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло в 1981 году. Через год после триумфа в Монте-Карло Мащенко, Харитонов и Бондарчук стали лауреатами Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Забавно, что после получения "Нимфы" Харитонов вместе с мамой пришел домой к режиссёру. Они принесли 12 бутылок шампанского, а мама благодарила Мащенко, за то, что тот уговорил её не везти сына в Москву. А она так хотела, чтобы её Андрюша учился в Москве. Кто же мог тогда подумать, что ее сын прославится именно в Киеве?
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала