Седьмой день Московского Международного кинофестиваля (ММКФ): 100 лет отечественного джаза, короткий метр - 27.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура обложка
Культура

Седьмой день Московского Международного кинофестиваля (ММКФ): 100 лет отечественного джаза, короткий метр

Читать в
Московский международный кинофестиваль подошел к концу: 26 апреля на пяти фестивальных площадках показали последние картины конкурсных и внеконкурсных программ. 27, в пятницу состоится торжественная церемония закрытия и будут объявлены победители
"Фьюжн культур"
Одна из четырех конкурсных программ – короткометражное кино, в нее вошли 16 картин из разных стран. Перед началом фестиваля глава отборочной комиссии программы Надежда Королева подчеркивала, что фокус этого конкурса – семейные взаимоотношения, проблема отцов и детей, а также – люди и соцсети.
Хедлайнером острой темы и качества она назвала фильм корейского режиссера Чон Бом-Сика "Ютьюберы" о зависимости подростков от интернета. Впрочем, гостям фестиваля только предстоит узнать, какая из картин на самом деле победит.
Россия, Китай, Бразилия, Франция, Германия, Палестина, Республика Корея, Куба, Уругвай, Канада, Испания, Иран, Аргентина – страны, от которых были отобраны в конкурсную программу короткометражные картины.
Режиссер одной из них, Чжоу Янь из Китая, представившая свой фильм "Остров меда" (главную роль в котором сыграла ее дочка), на пресс-конференции обратила внимание на то, что, в отличии от разножанрового полного метра, короткометражки всегда очень национальны, очень сконцентрированы на чем-то внутреннем, понятном "только своим", и потому их страшно отправлять на международные конкурсы. Свой фильм, в частности, она назвала "безнадежно китайским", и процитировала канадского актера китайского происхождения Криса Марка:
"Короткий метр, все-таки, не приложение к полному метру, а нечто отдельное. Нельзя создать одно из другого, и сравнивать их."
По мнению Чжоу Янь, ММКФ действительно удалось устроить настоящий "фьюжн культур" в программе короткометражного кино.
Один из фильмов программы – картина молодого французского режиссера Жан-Марка Гилье "Эльза". Гилье – начинающий режиссер, но он работал ассистентом в картинах прославленного французского мастер Гаспара Ноэ, и, смотря его "Эльзу", в самом деле хочется согласиться со словами Чжоу Янь: это совершенно французское кино – изящное, тонкое, вышитое из фраз-рефренов и трогательных взаимоотношений между героями.
В центре истории – Эльза (которую играет сестра режиссера) – девочка-подросток, которая чувствует себя никому не нужной, потому что в семье ее происходят вечные неурядицы и смерти, и следующий за ней маленький мальчик Поль, которому героиня рассказывает о своей бабушке, которая "влюбилась и стала зависимой", сестре, которой "скучно, потому что у нее слишком много поклонников", дяде, который "уехал на кладбище на поезде усопших по своему желанию"…
Всякий раз, начиная свой рассказ, девочка снова и снова становится на рельсы заброшенной железнодорожной дороги, веря, что, когда она дойдет – найдет ответы на все свои вопросы.
"Эльза" – не единственная короткометражная картина из Франции: режиссер Элоиз Аддад представил свой фильм "Ночь обезьян", из других европейских стран также в программу попали фильмы "Суши" Ивана Моралеса из Испании, и "Раймус" Магдалены Якоб из Германии.
"Раймус" – фильм-головоломка, обещающий зрителю, сперва одно, а в итоге преподнося совершенно другое. Это – фильм загадка, незатейливый, на первый взгляд, сюжет которого заключается в том, что брат и сестра отправляются в Нижнюю Баварию, чтобы отыскать рецепт ягодного пирога своей бабушки, который могут помнить только на ее родине. Разыскивая рецепт, они снимают своеобразный документальный фильм, знакомятся со своей дальней родственницей, но главное – выясняют, зачем он так сильно был им нужен. Молодые люди всего лишь отправились на поиски уюта и семьи, оставшихся далеко в детстве.
Впрочем, фильм, в канву которого вплетены загадки и неожиданные повороты, затрагивает и тему мира во всем мире, и памяти народных традиций, и многое другое…
Фильм Игоря Бутмана: 100 лет истории джаза за два часа
Еще одна оригинальная внеконкурсная программа фестиваля: "Мастера" – подборка фильмов самых разных режиссеров, известных своей "режиссерской свободой", как объяснили организаторы. Среди авторов фильмов этой программы – "самый оригинальный португальский режиссер всех времен" Эдгар Пера, испанец Хайме Росалес, грузинский мастер романтических комедий Леван Когуашвили, еще один испанский режиссер, известный на Родине "фильмами-мистическими загадками" Карлос Вермут. Кроме того, была показана ретроспективная картина "Облако-рай" Николая Досталя.
И настоящей сенсацией предпоследнего дня ММКФ стала премьера документального фильма Александра Брынцева "Джаз 100", снятая под руководством российского джазового саксофониста, Народного артиста РФ Игоря Бутмана. Фильм о столетней истории советского и российского джаза был, во многом, основан на историко-искусствоведческих исследованиях Кирилла Мошкова.
Кинохроника, оригинальные записи концертов 1920-х-2020-х годов, интервью с известными джазистами, и драматургическая находка картины – часть авторского (а иногда – исторического, например, газетного текста) в фильме читают ведущие российские киноактеры: Аня Чиповская, Алексей Гуськов, Олег Меньшиков, Виктор Сухоруков.
Зрители узнали о ключевых точках в истории отечественного джаза: как поэт Валентин Парнах привез джаз в Советский Союз и очаровал им Всеволода Мейерхольда, как Максим Горький написал разгромный памфлет о "Музыке толстых", как Леонид Утесов создал первый в СССР эстрадный оркестр, а в оригинальном названии фильма "Веселые ребята" – гимне сталинского соцреализма Григория Александрова – должно было быть слово "джаз".
Среди других рассказанных историй – то, как секретарь КПСС Белоруссии Пантелеймон Пономаренко защищал джаз от любых нападок, о том, как в Таллине, в 1967 году прошел самый главный джазовый фестиваль, и о том, какие трудности возникли перед авангардными джазовыми коллективами, которые в 90-е годы лишились спонсирования и поддержки ВЛКСМ.
В интервью изданию Украина.ру Игорь Бутман рассказал, что путь создания фильма был сложным и полным шероховатостей, но сидя в зале в день премьеры маэстро улыбался, живо реагируя на события фильма и свои собственные фото и видео на фестивальном экране.
Рахуль Равель интервью - РИА Новости, 1920, 24.04.2023
Режиссер Рахуль Равель из Индии: Русская культура обширна, я вижу ее в Москве во всёмС 20 по 27 апреля в столице проходит 45-й юбилейный Московский международный кинофестиваль (ММКФ), участие в котором приняли 64 страны. Рахуль Равель — режиссер и автор книг о кинематографе и актерском мастерстве, председатель жюри основного конкурса. Помимо него в состав жюри вошли также представители России, Колумбии и Казахстана
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала