https://ukraina.ru/20221126/1041224853.html
"Не дозволим этого увязанья и будем обороняться силою". Как пытались захватить Киево-Печерскую Лавру
"Не дозволим этого увязанья и будем обороняться силою". Как пытались захватить Киево-Печерскую Лавру - 26.11.2022 Украина.ру
"Не дозволим этого увязанья и будем обороняться силою". Как пытались захватить Киево-Печерскую Лавру
Украина.ру, 26.11.2022
2022-11-26T01:00
2022-11-26T01:00
2022-11-26T01:00
история
история
киево-печерская лавра
православие
xvi век
xvii век
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102738/35/1027383526_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_4fa54a9b3e026439d6cda7b5ee94190c.jpg
Служба безопасности Украины на днях провела обыск в Киево-Печерской Лавре. Одном из главных и древнейших монастырей как Русской, так и Украинской Православной Церкви. Официальным поводом для столь "решительных мероприятий" стал инцидент, произошедший во время чина елеепомазания в стенах монастыря.Якобы, во время этой службы, некие активисты из числа прихожан стали исполнять песню "Звон плывет над Россией". Видеозапись этого действа предоставил некий "священник" ПЦУ Михаил Емельян.Ну, а СБУ в свою очередь, озаботившись тем, что помещения в Лавре могут быть использованы "для укрывательства диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранения оружия", провела серию "мероприятий" с целью "недопущения использования Лавры как ячейки "русского мира"".Интересно, что это налет на Лавру не предотвратила и оперативная реакция настоятеля монастыря, митрополита Павла (Лебедя), который в своём обращении подчеркнул, что все это "провокация", священник, допустивший пение "светских песен" во время чина елеепомазания, отстранен, а братия Лавры вообще молится "за Украину, украинские власти и воинство".Впрочем, судя по обстоятельствам истории: уж слишком удачно некий "клирик" ПЦУ оказался в монастыре УПЦ, ровно в тот момент, когда некие "активисты" запели что-то про Россию; дело здесь не в данном конкретном происшествии. А в Лавре, как таковой.Для украинских националистов, что политического, что религиозного толка Лавра всегда была бельмом на глазу. Той самой частью "русского мира", которая не позволяла окончательно оторвать Киевскую Русь в самом широком смысле этого слова, от Руси Московской.И если обратиться к истории, то попытки захватить Лавру, уничтожить в ней самую суть православной веры предпринимались за долгую и славную историю этого монастыря неоднократно.Наверное, самые жесткие попытки такого захвата ассоциируются с принятием Киевской митрополией Брестской унии в 1596 году.Примерно в те же годы отдельно папой Климентом VIII была издана булла о передаче Лавры под власть униатского киевского митрополита, которым на тот момент стал Михаил Рогоза. Который, к слову, в ряде исторических источников характеризуется, как не слишком напористый, не склонный к экспансии деятель украинского униатства. Правда, эти характеристики как-то "не бьются" с тем, что в том же году униаты предприняли несколько силовых попыток "отнять Лавру", монашество которой ни в какую унию уходить не собиралось.Настоятелем Лавры в те годы был архимандрит Никифор Тур. Принципиальный противник унии. И помогло ему в противостоянии еще и то, что Киевским воеводой в те годы был Константин Константинович Острожский (по некоторым данным, Острожские вообще вышли из Рюриковичей), также принципиальный защитник и покровитель православия, который унию не принимал категорически.Все это, естественно подрывало авторитет Михаила Рогозы и католической церкви на территории Киева и, шире, южнорусских земель. Центром "неповиновения" Рогоза видел именно Лавру. А потому обратился к польскому королю Сигизмунду III дабы тот решил вопрос передачи Лавры в руки Рогозы уже административно-силовым путем.Митрополит Макарий (Булгаков) в своей "Истории Русской Церкви" так описывает эти события, пришедшиеся на 1597 год:"Теперь, после того как униатский Собор в Бресте осудил в числе других православных духовных и Никифора Тура на низложение и лишение места, король снова дал приказ отнять у него лавру и ввести во владение ею митрополита. Об этом он известил самого Тура и воеводу киевского князя Острожского, чтобы последний не препятствовал передаче лавры митрополиту Рагозе.Но когда возный земли Киевской Роман Овсяный, исполняя приказ короля, прибыл с двумя другими лицами в лавру, здесь встретили его пред воротами обители всею своею капитулою монахи, имея позади себя за воротами немало вооруженных людей, и объявили ему:"Мы имеем архимандрита, иного нам не нужно; митрополита в Киеве нет, а Михаила Рагозу, которого за отступничество от православия наши духовные низложили, мы не признаем за митрополита и увязать его в наш монастырь не дозволим".Возный пытался отворить монастырские ворота, чтобы идти к самому Никифору Туру, - монахи все закричали: "Не дозволим этого увязанья и будем обороняться силою" - и возного в обитель не впустили".В общем, первая попытка "рейдерского захвата" лары успехом не увенчалась.Сигизмунд, в свою очередь, инициировал над Никифором Туром суд, на который тот не явился, послав своих доверенных лиц. По итогам этого суда была предпринята вторая попытка захвата Лавры. На этот раз в качестве "рейдера-делегата" к монахам был отправлен польский дворянин Ян Кошиц. Перед которым братия попросту не открыла монастырские ворота и послала его примерно туда же, куда и предыдущих делегатов.Тогда польская власть и Михаил Рогоза решили ударить по экономике Лавры, и начали перенаправлять дань и долги, предназначавшиеся монастырю, непосредственно униатскому митрополиту. И, более того, ставить своих людей во главе монастырских имений. Однако, Никифор Тур с братией довольно оперативно по этим имениям проехался и изгнал униатских ставленников. А потом подал на Рогозу в киевский земский суд. И выиграл дело, отсудив для монастыря "восемь тысяч грошей".В сентябре 1599 года Никифор Тур умер. Преемником его на посту настоятеля Лавры стал Елисей Плетенецкий. Также ревнитель православия и противник унии. Умер и Михаил Рогоза, место которого занял куда более активный и решительно настроенный митрополит Ипатий Потей. Который захотел развалить Лавру изнутри.Сначала, уже в октябре 1599 года Потей решил силой забрать монастырские владения Лавры. Однако, эти попытки были отбиты уже не только братией лавры, но и православными казаками с применением силы.И на какой-то момент бурления вокруг Лавры стихли.Более того, в 1603 году папа Климент отменил свою буллу о передаче Лавры во власть униатских киевских митрополитов. А Елисей Плетенецкий, через несколько лет добился того, чтобы монастырь стал ставропигиальным, то есть, перешел в непосредственное подчинение Константинопольского патриарха.Однако, уже в 1608 году в самой Лавре часть монахов выразила свое недовольство новым настоятелем. И этим решил воспользоваться униатский митрополит.Он оперативно назначил иеродиакона Антония Грековича новым наместником в Лавре. Однако, монастырская братия отказалась повиноваться ставленнику униатов. Даже та её часть, которая ранее тихо бунтовала против Плетенецкого. И, судя по всему, Антоний Грекович с таким положением вещей не был согласен категорически. А также был личностью яркой, незаурядной и с интересным характером. Поскольку в итоге в 1618 году православные казаки утопили его в проруби Днепра.К слову, Сигизмунд и Потей продолжали постепенно отбирать монастырские владения у Лавры. Но в 1613 году Лавра вернула себе эти земли назад. Как бы сейчас сказали, "силовым путем". Преемник уже Потея, митрополит Иосиф Рутский подал на Елисея в суд. И даже выиграл дело. Но братия Лавры это решение попросту проигнорировала.В общем, в те годы Лавру пытались захватить, лишить материальной базы, давили административно, пытались воспользоваться внутренними разногласиями братии для свержения настоятеля, но все тщетно.Киево-Печерская Лавра, несмотря на все сложности, осталась главным центром канонического православия в Киеве.Новые потрясения постигли этот монастырь уже в начале XX века. В те годы, помимо революции и гражданской войны Россию и Русскую Церковь сотрясал еще и обновленческий раскол. Который затронул и Лавру: на обновленческом Всеукраинском предсоборном совещании, которое проходило в ноябре 1924 года в Харькове, было решено передать Лавру обновленцам. Впрочем, как к этому отнеслась братия, да и смогли ли хоть что-то раскольники, принципиально отказывающиеся от монашеских обетов, что-то сделать с оплотом монашеской жизни русского православия – не очень понятно.Однако, так или иначе, но уже в 1926 году Лавра была закрыта советской властью и превратилась в музей. На краткое время богослужения в Лавру вернулись во время немецкой оккупации Украины. Однако, уходя из Киева фашисты устроили в Лавре взрыв.Вновь открылся монастырь только в 1988 году. И, что печально, первым её настоятелем стал Филарет (Денисенко), будущий инициатор одного из самых глубоких и болезненных церковных расколов на Украине. Нынешний "киевский патриарх", не признаваемый в таком качестве, впрочем, практически никем из православного мира."Киевский патриархат" под руководством Филарета также несколько раз в девяностых и нулевых, и во время "Евромайдана" пытался захватить Лавру. И периодически дело доходило и до силовых акций. Нападали на монастырь и представители украинских неонацистских группировок. Однако, Лавру защищала не только братия, но и подразделение ОМОНа "Беркут".Сейчас, в связи с последними обысками СБУ упорно ходят слухи, что нынешний киевский режим пытается таким образом передать этот монастырь ПЦУ, объявив братию "диверсантами Кремля". Но, как показывает исторический опыт, увести этот монастырь в раскол будет, как минимум, очень и очень сложно.
https://ukraina.ru/20221122/1041091178.html
https://ukraina.ru/20211110/1032627461.html
https://ukraina.ru/20201223/1030080420.html
https://ukraina.ru/20240302/1026885661.html
https://ukraina.ru/20200128/1026474510.html
киево-печерская лавра
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102738/35/1027383526_160:0:2891:2048_1920x0_80_0_0_53dddcfe405d7269046fd7e231f03355.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
история, киево-печерская лавра, православие, xvi век, xvii век
Служба безопасности Украины на днях провела обыск в Киево-Печерской Лавре. Одном из главных и древнейших монастырей как Русской, так и Украинской Православной Церкви. Официальным поводом для столь "решительных мероприятий" стал инцидент, произошедший во время чина елеепомазания в стенах монастыря.
Якобы, во время этой службы, некие активисты из числа прихожан стали исполнять песню
"Звон плывет над Россией". Видеозапись этого действа предоставил некий "священник" ПЦУ Михаил Емельян.
Ну, а СБУ в свою очередь, озаботившись тем, что помещения в Лавре могут быть использованы "для укрывательства диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранения оружия", провела серию "мероприятий" с целью
"недопущения использования Лавры как ячейки "русского мира"".
Интересно, что это налет на Лавру не предотвратила и оперативная реакция настоятеля монастыря, митрополита Павла (Лебедя), который в своём обращении подчеркнул, что все это "провокация", священник, допустивший пение "светских песен" во время чина елеепомазания, отстранен, а братия Лавры вообще молится
"за Украину, украинские власти и воинство".
Впрочем, судя по обстоятельствам истории: уж слишком удачно некий "клирик" ПЦУ оказался в монастыре УПЦ, ровно в тот момент, когда некие "активисты" запели что-то про Россию; дело здесь не в данном конкретном происшествии. А в Лавре, как таковой.
Для украинских националистов, что политического, что религиозного толка Лавра всегда была бельмом на глазу. Той самой частью "русского мира", которая не позволяла окончательно оторвать Киевскую Русь в самом широком смысле этого слова, от Руси Московской.
И если обратиться к истории, то попытки захватить Лавру, уничтожить в ней самую суть православной веры предпринимались за долгую и славную историю этого монастыря неоднократно.
Наверное, самые жесткие попытки такого захвата ассоциируются с принятием Киевской митрополией Брестской унии в 1596 году.
Примерно в те же годы отдельно папой Климентом VIII была издана булла о передаче Лавры под власть униатского киевского митрополита, которым на тот момент стал Михаил Рогоза. Который, к слову, в ряде исторических источников характеризуется, как не слишком напористый, не склонный к экспансии деятель украинского униатства. Правда, эти характеристики как-то "не бьются" с тем, что в том же году униаты предприняли несколько силовых попыток "отнять Лавру", монашество которой ни в какую унию уходить не собиралось.
Настоятелем Лавры в те годы был архимандрит Никифор Тур. Принципиальный противник унии. И помогло ему в противостоянии еще и то, что Киевским воеводой в те годы был Константин Константинович Острожский (по некоторым данным, Острожские вообще вышли из Рюриковичей), также принципиальный защитник и покровитель православия, который унию не принимал категорически.
Все это, естественно подрывало авторитет Михаила Рогозы и католической церкви на территории Киева и, шире, южнорусских земель. Центром "неповиновения" Рогоза видел именно Лавру. А потому обратился к польскому королю Сигизмунду III дабы тот решил вопрос передачи Лавры в руки Рогозы уже административно-силовым путем.
Митрополит Макарий (Булгаков) в своей "Истории Русской Церкви" так описывает эти события, пришедшиеся на 1597 год:
"Теперь, после того как униатский Собор в Бресте осудил в числе других православных духовных и Никифора Тура на низложение и лишение места, король снова дал приказ отнять у него лавру и ввести во владение ею митрополита. Об этом он известил самого Тура и воеводу киевского князя Острожского, чтобы последний не препятствовал передаче лавры митрополиту Рагозе.
Но когда возный земли Киевской Роман Овсяный, исполняя приказ короля, прибыл с двумя другими лицами в лавру, здесь встретили его пред воротами обители всею своею капитулою монахи, имея позади себя за воротами немало вооруженных людей, и объявили ему:
"Мы имеем архимандрита, иного нам не нужно; митрополита в Киеве нет, а Михаила Рагозу, которого за отступничество от православия наши духовные низложили, мы не признаем за митрополита и увязать его в наш монастырь не дозволим".
Возный пытался отворить монастырские ворота, чтобы идти к самому Никифору Туру, - монахи все закричали: "Не дозволим этого увязанья и будем обороняться силою" - и возного в обитель не впустили".
В общем, первая попытка "рейдерского захвата" лары успехом не увенчалась.
Сигизмунд, в свою очередь, инициировал над Никифором Туром суд, на который тот не явился, послав своих доверенных лиц. По итогам этого суда была предпринята вторая попытка захвата Лавры. На этот раз в качестве "рейдера-делегата" к монахам был отправлен польский дворянин Ян Кошиц. Перед которым братия попросту не открыла монастырские ворота и послала его примерно туда же, куда и предыдущих делегатов.
Тогда польская власть и Михаил Рогоза решили ударить по экономике Лавры, и начали перенаправлять дань и долги, предназначавшиеся монастырю, непосредственно униатскому митрополиту. И, более того, ставить своих людей во главе монастырских имений. Однако, Никифор Тур с братией довольно оперативно по этим имениям проехался и изгнал униатских ставленников. А потом подал на Рогозу в киевский земский суд. И выиграл дело, отсудив для монастыря "восемь тысяч грошей".
В сентябре 1599 года Никифор Тур умер. Преемником его на посту настоятеля Лавры стал Елисей Плетенецкий. Также ревнитель православия и противник унии. Умер и Михаил Рогоза, место которого занял куда более активный и решительно настроенный митрополит Ипатий Потей. Который захотел развалить Лавру изнутри.
Сначала, уже в октябре 1599 года Потей решил силой забрать монастырские владения Лавры. Однако, эти попытки были отбиты уже не только братией лавры, но и православными казаками с применением силы.
И на какой-то момент бурления вокруг Лавры стихли.
Более того, в 1603 году папа Климент отменил свою буллу о передаче Лавры во власть униатских киевских митрополитов. А Елисей Плетенецкий, через несколько лет добился того, чтобы монастырь стал ставропигиальным, то есть, перешел в непосредственное подчинение Константинопольского патриарха.
Однако, уже в 1608 году в самой Лавре часть монахов выразила свое недовольство новым настоятелем. И этим решил воспользоваться униатский митрополит.
Он оперативно назначил иеродиакона Антония Грековича новым наместником в Лавре. Однако, монастырская братия отказалась повиноваться ставленнику униатов. Даже та её часть, которая ранее тихо бунтовала против Плетенецкого. И, судя по всему, Антоний Грекович с таким положением вещей не был согласен категорически. А также был личностью яркой, незаурядной и с интересным характером. Поскольку в итоге в 1618 году православные казаки утопили его в проруби Днепра.
К слову, Сигизмунд и Потей продолжали постепенно отбирать монастырские владения у Лавры. Но в 1613 году Лавра вернула себе эти земли назад. Как бы сейчас сказали, "силовым путем". Преемник уже Потея, митрополит Иосиф Рутский подал на Елисея в суд. И даже выиграл дело. Но братия Лавры это решение попросту проигнорировала.
В общем, в те годы Лавру пытались захватить, лишить материальной базы, давили административно, пытались воспользоваться внутренними разногласиями братии для свержения настоятеля, но все тщетно.
Киево-Печерская Лавра, несмотря на все сложности, осталась главным центром канонического православия в Киеве.
Новые потрясения постигли этот монастырь уже в начале XX века. В те годы, помимо революции и гражданской войны Россию и Русскую Церковь сотрясал еще и обновленческий раскол. Который затронул и Лавру: на обновленческом Всеукраинском предсоборном совещании, которое проходило в ноябре 1924 года в Харькове, было решено передать Лавру обновленцам. Впрочем, как к этому отнеслась братия, да и смогли ли хоть что-то раскольники, принципиально отказывающиеся от монашеских обетов, что-то сделать с оплотом монашеской жизни русского православия – не очень понятно.
Однако, так или иначе, но уже в 1926 году Лавра была закрыта советской властью и превратилась в музей. На краткое время богослужения в Лавру вернулись во время немецкой оккупации Украины. Однако, уходя из Киева фашисты устроили в Лавре взрыв.
Вновь открылся монастырь только в 1988 году. И, что печально, первым её настоятелем стал Филарет (Денисенко), будущий инициатор одного из самых глубоких и болезненных церковных расколов на Украине. Нынешний "киевский патриарх", не признаваемый в таком качестве, впрочем, практически никем из православного мира.
"Киевский патриархат" под руководством Филарета также несколько раз в девяностых и нулевых, и во время "Евромайдана" пытался захватить Лавру. И периодически дело доходило и до силовых акций. Нападали на монастырь и представители украинских неонацистских группировок. Однако, Лавру защищала не только братия, но и подразделение ОМОНа "Беркут".
Сейчас, в связи с последними обысками СБУ упорно ходят слухи, что нынешний киевский режим пытается таким образом передать этот монастырь ПЦУ, объявив братию "диверсантами Кремля". Но, как показывает исторический опыт, увести этот монастырь в раскол будет, как минимум, очень и очень сложно.