https://ukraina.ru/20221012/1039635779.html
Русофобия и диалог культур
Русофобия и диалог культур - 13.12.2023 Украина.ру
Русофобия и диалог культур
Украина.ру, 13.12.2023
2022-10-12T13:57
2022-10-12T13:57
2023-12-13T09:29
литература
культура
диалог
украина
россия
мнения
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/0a/0c/1039636298_0:77:720:482_1920x0_80_0_0_295b414f056b439b942020cf96decf17.jpg
Вечером 11 октября вандалы сбросили с пьедестала старейший в Киеве памятник Пушкину, установленный ещё в 1899 году. «Патриоты» таким образом отомстили за гибель на фронте своего «побратима» — лейтенанта Дениса «Бука» Антипова. Остались непонятными два вопроса: почему у националистов такое позднее зажигание, ведь «Бук» погиб ещё в мае, и кому они мстят, снося памятник Пушкину?На первый вопрос ответа я не знаю — может только сейчас узнали (это бывает — многие украинские погибшие надолго «зависают» в списках пропавших без вести из-за нежелания командования ВСУ забирать трупы), может только сейчас придумали, как надо реагировать, может «Бук» тут не причём, а просто хотелось порезвиться. А вот со вторым определённость есть — мстили они русской культуре. Виновата она, видимо, в том, что покойный её плохо усвоил.Главное, впрочем, не в этом. Нападая на русскую культуру, украинские националисты наносят ущерб, прежде всего, культуре украинской. Причём неважно, идёт ли речь о безмозглых хулиганах, или о, например, Союзе писателей, требующем уничтожить уникальный музей Булгакова в Киеве. Важно то, что украинская культура формировалась в непрерывном диалоге с русской культурой. И речь идёт не о Гоголе, который даже националистами почитается украинским писателем, а о явлениях вполне украинских.Возьмём, например, ивано-франковского писателя Юрия Андруховича. Записного русофоба и националиста, потомка офицера дивизии СС «Галичина», чем он очень гордится.В 1992 году Андрухович опубликовал постмодернистский роман «Московиада», посвящённый (если это слово применимо к фантастическому произведению) периоду его учёбы на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького в Москве, которые он окончил в 1991 году.Помнится, я читал его первопубликацию в журнале «Сучаснiсть» («Современность»). Это был невероятно интересный классический толстый литературный журнал, в котором публиковались произведения современных авторов, довольно необычные искусствоведческие статьи, ну и разного рода националистический агитпроп, разумеется. Издавался журнал с 1961 года в ФРГ, а потом в США одним из направлений украинского национализма — т. н. «двийкарями», которые выступали за примирение сторонников Степана Бандеры и Андрея Мельника.Помнится, после публикации «Московиады» журнал напечатал подборку отзывов читателей, где среди прочего одна диаспорянка (кажется, из Франции, но не суть) вопрошала, ну почему же в посвящённом Москве произведении нет никакого диалога культур?Честно говоря, само появление вопроса может быть связано только с тем, что диаспорянка не имела ни малейшего представления о культурах, между которыми происходит диалог.В «Московиаде» легко обнаруживаются элементы и народной русской культуры («вино и пиво — это диво») и советской поп-культуры своего времени (гигантские крысы, якобы живущие в московском метро, в котором вообще никакие крысы не живут, потому что им там есть нечего) и т. п.Есть и прямые отсылки к литературной традиции.Вот, например: «Первый уровень моей нынешней духовности — это пиво, выпитое на Фонвизина. Там же выпито и красное вино, составляющее второй, много в чем определяющий уровень… Не четыре, а целых пять уровней составляют ныне меня! Потому что над красным вином лежит ещё самогонка, выпитая опять-таки же на Фонвизина!..».Для сравнения: «Сейчас, сейчас перечислю: во-первых, две бутылки кубанской по два шестьдесят две каждая, итого пять двадцать четыре. Дальше: две четвертинки российской, по рупь шестьдесят четыре, итого пять двадцать четыре плюс три двадцать восемь. Восемь рублей пятьдесят две копейки. И еще какое-то красное. Сейчас, вспомню. Да — розовое крепкое за рупь тридцать семь».Уже по ценам из второй цитаты видно, что это никак не Андрухович — в 1991 году водка стоила в районе 10 рублей и купить её было не так уж просто. Разумеется, это цитата из поэмы «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, написанной в 1970 году.Кстати, если кому-то не нравятся булгаковские персонажи «Московиады», включая главного героя — автобиографического алкоголика Отто фон Ф., так персонажи Ерофеева ничуть не лучше. А некоторые высказывания русского писателя куда более русофобские, чем у писателя галицкого: «Зато у моего народа — какие глаза! Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Чтобы не случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий — эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...». Андрухович ничего подобного себе не позволял.В общем, диалог культур как раз налицо. И, более того, представить себе националиста и русофоба Андруховча без обогащения культурой русской принципиально невозможно — ну не получилось бы из него «украинского Пелевина» без этого (хотя, нет, — «украинский Пелевин» получился бы из него, его бы он меньше пил и больше писал, но то такое).Возникает закономерный вопрос — не попадёт ли под раздачу у националистов и Андрухович тоже? Думаю, попадёт. Если не физически, то в культурном плане точно. Потому что целью нынешней культурной политики на Украине является создание ситуации, когда не только Гоголя, но и Шевченко с Андруховичем будут читать в идеологическом переводе. Потому что Шевченко не очень хорошо о поляках отзывался, а они наши европейские друзья и партнёры. В общем — хозяева.
https://ukraina.ru/20180513/1020332324.html
https://ukraina.ru/20200118/1026368795.html
украина
россия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/0a/0c/1039636298_0:0:721:540_1920x0_80_0_0_ea04f1017840bc9db0116de7dad67a23.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
литература, культура, диалог, украина, россия, мнения
Вечером 11 октября вандалы сбросили с пьедестала старейший в Киеве памятник Пушкину, установленный ещё в 1899 году. «Патриоты» таким образом отомстили за гибель на фронте своего «побратима» — лейтенанта Дениса «Бука» Антипова. Остались непонятными два вопроса: почему у националистов такое позднее зажигание, ведь «Бук» погиб ещё в мае, и кому они мстят, снося памятник Пушкину?
На первый вопрос ответа я не знаю — может только сейчас узнали (это бывает — многие украинские погибшие надолго «зависают» в списках пропавших без вести из-за нежелания командования ВСУ забирать трупы), может только сейчас придумали, как надо реагировать, может «Бук» тут не причём, а просто хотелось порезвиться. А вот со вторым определённость есть — мстили они русской культуре. Виновата она, видимо, в том, что покойный её плохо усвоил.
Главное, впрочем, не в этом. Нападая на русскую культуру, украинские националисты наносят ущерб, прежде всего, культуре украинской. Причём неважно, идёт ли речь о безмозглых хулиганах, или о, например, Союзе писателей, требующем уничтожить уникальный музей Булгакова в Киеве. Важно то, что украинская культура формировалась в непрерывном диалоге с русской культурой. И речь идёт не о Гоголе, который даже националистами почитается украинским писателем, а о явлениях вполне украинских.
Возьмём, например, ивано-франковского писателя Юрия Андруховича. Записного русофоба и националиста, потомка офицера дивизии СС «Галичина», чем он очень гордится.
В 1992 году Андрухович опубликовал постмодернистский роман «Московиада», посвящённый (если это слово применимо к фантастическому произведению) периоду его учёбы на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького в Москве, которые он окончил в 1991 году.
Помнится, я читал его первопубликацию в журнале «Сучаснiсть» («Современность»). Это был невероятно интересный классический толстый литературный журнал, в котором публиковались произведения современных авторов, довольно необычные искусствоведческие статьи, ну и разного рода националистический агитпроп, разумеется. Издавался журнал с 1961 года в ФРГ, а потом в США одним из направлений украинского национализма — т. н. «двийкарями», которые выступали за примирение сторонников Степана Бандеры и Андрея Мельника.
Помнится, после публикации «Московиады» журнал напечатал подборку отзывов читателей, где среди прочего одна диаспорянка (кажется, из Франции, но не суть) вопрошала, ну почему же в посвящённом Москве произведении нет никакого диалога культур?
Честно говоря, само появление вопроса может быть связано только с тем, что диаспорянка не имела ни малейшего представления о культурах, между которыми происходит диалог.
В «Московиаде» легко обнаруживаются элементы и народной русской культуры («вино и пиво — это диво») и советской поп-культуры своего времени (гигантские крысы, якобы живущие в московском метро, в котором вообще никакие крысы не живут, потому что им там есть нечего) и т. п.
Есть и прямые отсылки к литературной традиции.
Вот, например: «Первый уровень моей нынешней духовности — это пиво, выпитое на Фонвизина. Там же выпито и красное вино, составляющее второй, много в чем определяющий уровень… Не четыре, а целых пять уровней составляют ныне меня! Потому что над красным вином лежит ещё самогонка, выпитая опять-таки же на Фонвизина!..».
Для сравнения: «Сейчас, сейчас перечислю: во-первых, две бутылки кубанской по два шестьдесят две каждая, итого пять двадцать четыре. Дальше: две четвертинки российской, по рупь шестьдесят четыре, итого пять двадцать четыре плюс три двадцать восемь. Восемь рублей пятьдесят две копейки. И еще какое-то красное. Сейчас, вспомню. Да — розовое крепкое за рупь тридцать семь».
Уже по ценам из второй цитаты видно, что это никак не Андрухович — в 1991 году водка стоила в районе 10 рублей и купить её было не так уж просто. Разумеется, это цитата из поэмы «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, написанной в 1970 году.
Кстати, если кому-то не нравятся булгаковские персонажи «Московиады», включая главного героя — автобиографического алкоголика Отто фон Ф., так персонажи Ерофеева ничуть не лучше. А некоторые высказывания русского писателя куда более русофобские, чем у писателя галицкого: «Зато у моего народа — какие глаза! Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Чтобы не случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий — эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...». Андрухович ничего подобного себе не позволял.
В общем, диалог культур как раз налицо. И, более того, представить себе националиста и русофоба Андруховча без обогащения культурой русской принципиально невозможно — ну не получилось бы из него «украинского Пелевина» без этого (хотя, нет, — «украинский Пелевин» получился бы из него, его бы он меньше пил и больше писал, но то такое).
Возникает закономерный вопрос — не попадёт ли под раздачу у националистов и Андрухович тоже? Думаю, попадёт. Если не физически, то в культурном плане точно. Потому что целью нынешней культурной политики на Украине является создание ситуации, когда не только Гоголя, но и Шевченко с Андруховичем будут читать в идеологическом переводе. Потому что Шевченко не очень хорошо о поляках отзывался, а они наши европейские друзья и партнёры. В общем — хозяева.