Полина Осипенко: из птичниц в лётчицы
16:00 08.10.2022 (обновлено: 15:11 04.10.2024)
© russiainphoto.ruПолина Осипенко
8 октября 1907 года неподалеку от Бердянска в приазовском селе Новоспасовка, в крестьянской семье Дудников родилась дочь Полина. Она могла повторить бесчисленные труды и дни своих предков-хлеборобов, но стала Героем СССР, а фамилию её второго мужа носит теперь Новоспасовка, которую в годы Гражданской войны называли второй столицей Нестора Махно
Полина Дудник могла стать выдающимся тружеником советского сельского хозяйства, орденоносцем и депутатом. И первоначально стезя жизни вела её именно в этом направлении — в 19 лет способная девушка была отправлена на курсы птичников. А через два года была уже заведующей птицефермой. Казалось бы, впереди простой и честный путь труженика.
Но судьба готовила ей иную, куда более завидную, долю.
С пути предков Полину сбил первый муж, односельчанин Степан Говяз. Он обольстил птичницу и повёл её под венец. Правда, военная судьба повлекла его далее — по гарнизонам Красной армии, а Полина осталась в селе.
Ждала его, пока не надоело, что люди шепчутся по хатам — мол, при живом муже, а живёт одна. И тогда Поля собрала пожитки и отправилась к Степану, который в это самое время был назначен на службу в знаменитую Качинскую авиационную школу летчиков им. А. Мясникова.
Судя по тому, что произошло это в 1931 году, а Говяз к тому времени уже несколько лет был лётчиком, в Каче он служил инструктором.
Если это так, то нынешние жители севастопольского поселка Кача могут даже твёрдо определить место, где жили в 1931-33 годах Степан с Полиной. Это улица Ударная, которая была продолжением единственной в то время улицы Авиаторов. Именно в том месте стояли домики инструкторов. Некоторые из них сохранились до сих пор, равно, как и здание штаба школы (ныне дом офицерского состава №12).
Полина, как показали её жизнь и дела, была человеком амбициозным и увлекающимся. И первый же провоз на учебном самолете У-2, который ей устроил муж, поразил её до глубины души.
Тогда это была суперновинка, гордость советского авиапрома. Его даже выставили на международную авиационную выставку в Берлине. В 1930 году он только-только пошёл в крупную серию и стал поступать в воинские части и учебные центры советских ВВС. Самолет был надёжен, прост в управлении, им могла даже управлять наша вчерашняя птичница.
И Поля заболела небом. Но надо сказать, что её официальный статус — подавальщица в офицерской столовой училища — не обещал ей карьеры летчицы.
Полина Говяз прошла путь, подобный тому, который в 1923-1924 годах здесь же в Каче прошла Зинаида Кокорина, первая женщина, ставшая летчиком-истребителем.
Зина была библиотекарем в школе, к самолетам её не подпускали — "не бабское это дело". Потом за день до свадьбы погиб её гражданский муж — инструктор Альберт Паэль, которого в школе звали "Бог". Похоронив его, Кокорина сумела добиться зачисления в школу и стала в Каче лучшей.
Она была первой. Полине Говяз предстояло повторить достижение Кокориной. Конечно, в каком-то смысле ей было легче.
Во-первых, прецедент в советской авиации был создан — женщина стала лётчиком-истребителем. И не где-нибудь, а здесь же, в Каче. Во-вторых, Кокорина и её однокашники летали, что называется, на "гробах" — латанных-перелатанных трофейных "Авро" и "Ньюпорах". Каждый день кто-нибудь погибал, если не в небе, то на земле из-за аварий оборудования.
6 февраля, 08:00История
"Летучие корабли" инженера Григоровича В истории России Дмитрий Павлович Григорович остался, в первую очередь, создателем летающих лодок – самолётов, способных взлетать с воды и садиться на воду. Только до революции по проектам Григоровича было построено свыше тысячи гидросамолётов. Всего же на его счету около 80 конструкций летательных аппаратовПолине же предстояло учиться на удивительно неприхотливой в пилотировании машине, которая впоследствии станет называться По-2 и прославится в истории авиации как малый ночной бомбардировщик, на котором летали "ночные ведьмы", ведомые в бой Мариной Расковой, одной из трёх самых знаменитых летчиц СССР.
С другой стороны — ужесточились и требования к курсантам. И в знаниях теории, и, конечно, в части пилотирования. Выросли и скорости, и нагрузки на пилотов.
Поэтому Полине отказывали в поступлении в авиашколу. Легенда советских времен гласит, что Полина попросила принять её в число курсантов самого наркома обороны Клима Ворошилова, когда тот посетил Качу в 1932 году. И через год родился новый лётчик ВВС Красной армии Полина Говяз.
Карьера у Полины складывалась замечательно. Кроме того, что она и в самом деле стала отличным пилотом — смелым, решительным, требовательным, — её, конечно, продвигали и в пропагандистских целях: молодая Страна Советов находила своих героев везде где только могла.
Семейная жизнь, и ранее не блиставшая успехами, стала разваливаться на глазах: супруги Говяз служили в разных гарнизонах. Степан в Ростове, Полина — в Харькове и Киеве. В 1935 году они подали на развод.
"Армия разлучила нас", — писал своей матери позже Степан, любивший бывшую жену до конца жизни, оборвавшейся где-то в ГУЛАГе.
А Полина стремительно выскочила за летчика-сослуживца и поменяла фамилию на Осипенко. С ней она и стала знаменитой, с ней, без преувеличения, вошла в историю. Улиц Осипенко в бывшем Союзе, наверное, ненамного меньше улиц Чкалова или Кирова.
Прославиться лётчику в ту эпоху лихорадки рекордов можно было только дальним перелетом.
27 апреля, 16:06История
Валентина Гризодубова: девушка другой мечтыВалентина Степановна Гризодубова родилась 27 апреля 1909 года в Харькове. Имя, когда-то известное каждому советскому школьнику, со временем стало забываться, как и вся давняя эпоха массового энтузиазма и свершений. Ее затмил иной, исполненный ненависти взгляд на 30-е годы прошлого векаЭтим болел весь мир, и советские лётчики не были исключением. Тем более что Полина Осипенко была выпускницей Качинской авиашколы, один из первых начальников которой, поручик Дмитрий Андреади, первым в мире пролетел в 1912 году по маршруту Севастополь-Одесса-Киев-Санкт-Петербург, став национальным героем Российской империи.
И хотя к власти в стране пришли люди, отрицавшие многие достижения царской России, в Каче Андреади хорошо помнили. Ведь он погиб здесь в авиакатастрофе в 1914 году. Похоронили его в Симферополе, но на качинском кладбище летчиков, именуемом местными "Камчаткой", установлен кенотаф в память об этом отважном пионере воздухоплавания. У лётчиков своя, особая историческая память.
В 1938 году имя Полины прогремело на всю страну.
Сначала она вместе со вторым пилотом Верой Ломако, которая тоже училась в Каче, и штурманом Мариной Расковой устроила невероятное для того времени — перелёт из Севастополя в Архангельск на гидросамолете.
Чтобы было понятно, какой сложности задачу поставила перед собой и экипажем Полина, заметим, что примерно 300 километров "летающая лодка" летела над степями Украины, где в случае чего негде было сделать вынужденную посадку — верный "гроб", выражаясь языком летчиков того времени.
Марина Раскова в автобиографической книге "Записки штурмана" очень подробно описала, как три месяца женский экипаж готовил этот серьёзный проект. На пути к удаче пришлось преодолеть множество технических и психологических препон. Даже плавать научили Полину в Севастополе — она не научилась в детстве на родной речке Берда.
У девчат всё получилось "на отлично" — впервые в мире женский экипаж совершил беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск протяженностью 2416 км.
Надо ли говорить, что они в один день стали героинями?
А впереди Полину Осипенко и Марину Раскову и пригласившую их в свой проект знаменитую уже тогда харьковчанку Валентину Гризодубову ждала ещё большая слава и испытание — беспосадочный полет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 "Родина".
Полёт был удачен, но кончился драматически — из-за сложных погодных условий они не смогли найти комсомольский аэродром, очутились с пустыми баками ближе к побережью Охотского моря.
Гризодубова, будучи командиром самолёта, приняла решение о жёсткой посадке в лесу. Расковой она отдала приказ прыгать с парашютом, так как была опасность, что кабина штурмана при жесткой посадке будет разбита.
Спустя десять дней Раскова вышла через тайгу к болотистой местности, на которой Гризодубова мастерски посадила тяжелую машину. К тому времени их уже нашли спасатели.
Был установлен еще один неслыханный рекорд по дальности перелёта среди женщин — 6450 километров. Все летчицы были удостоены звания Герой Советского Союза.
Ей было неполных 32 года
22 октября 2023, 08:00История
Конструктор Калинин: смерть от Жар-птицыВ СССР было не так много толковых учёных и инженеров-конструкторов, поэтому ими, в основном, не разбрасывались. Если уж сажали, как это было с Туполевым, Бартини или Королёвым, то старались приспособить к какому-то общественно-полезному труду по основной специальности. А вот Константину Калинину не повезло – он был расстрелян 22 октября 1938 годаМы не знаем, какие бы ещё подвиги совершила Полина Осипенко, как она воевала бы на фронтах Великой Отечественной. Ее яркая жизнь оборвалась вскоре после рекордного полета.
В мае 1939-го опытные летчики-инструкторы и боевые пилоты проходили курс взаимного обучения пилотированию. Полина попала в пару с героем войны в Испании, мужем красавицы-актрисы Валентины Серовой, начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым.
Первый прошел штатно. За штурвалом была Полина, а Анатолий — на месте инструктора. Приземлились, осмотрели машину, дозаправились, поменялись местами. Взлет — и больше их живыми не видели.
Нашли их через час разбившимися, упавшими с высоты в 600 метров. Хоронили в Кремлёвской стене.
В истории авиации есть полёты-загадки.
Никто не может объяснить окончательно причин гибели таких опытных пилотов, как Чкалов, Сент-Экзюпери, Осипенко с Серовым, Гагарин с Серёгиным. Впрочем, для истории важнее то, что эти первопроходцы авиации и космоса сделали для человечества, для его прогресса.
Свой вклад внесла в него и девушка из скромной крестьянской семьи из приазовского села Осипенко — так оно теперь называется.