Вечером 22 апреля и.о. министра информации ДНР Даниил Безсонов сообщил о новых поставках топлива на Украину.
«Важная информация! Сегодня начались поставки топлива в больших количествах ж/д составами из Молдовы через город Отачь (старое название Атаки) в Украину, город Могилёв-Подольский. Информация от сотрудника молдавской железной дороги», — написал он в своём Telegram-канале.
Политолог и историк Лев Вершинин попытался выяснить подробности по поводу поставок топлива через Молдавию.
«Удивило. Я очень неплохо знаю реалии Молдовы, и совершенно точно: там с топливом очень хреново. Совсем хреново, если уж начистоту, и оторвать от себя тамошние политики никак не могут. Второй вариант: Румыния, но и там с топливом не слава Богу, а кроме того, все, что можно, согласно контракту, уходит в Германию. В общем, странно. Поэтому я, не любя странностей, связался с Кишинёвом, где у меня, сами знаете, немало друзей среди самых «вхожих»журналистов, да и не только. И тут второй раз удивило. Самые говорливые журналюги (и не только), включая старых, проверенных знакомцев, с кем мы много лет взаимополезно делимся всякой «полусекретной» информацией, на сей раз мало что ничего не сказали, даже не намекнули, — решительно все в ответ на аккуратнейшие вопросы тему пресекали сразу, переходя на шепот и делая большие глаз», — отметил Вершинин в ночь на 23 апреля.
Он получил письмо от одного из своих подписчиков. И тот утверждал: на деле топливо, которое транспортируется через Молдавию на Украину, могли обманным путём получить из России.
Его подписчик отмёл версию, что топливо в Молдавию пришло из Румынии — перегрузка с колеи на колею — процесс, по его словам, длительный. Он обратил внимание на оснащённый нефтеналивным терминалом молдавский порт Джурджулешть, что на Дунае. Недавно там выгружалось судно Heather.
«Судно Ηeather, IMO 9514456 17 апреля 2022 года закончило погрузку в Новороссийске на 27 причале порта (терминал ИмпортПищеПром, переливает нефтепродукты, включая дизельное топливо) и в 06:04 того дня пошло выгружаться в Джурджулешть, в 200 метрах от государственной границы с Украиной. После чего появились сообщения о больших объёмах дизельки в Молдавии, но на другом её конце, как раз погрузили первые вагоны, пока добежали до того края», — цитировал Вершинин своего подписчика.
Таким образом у подписчика политолога возникли две версии. Первая — судно перевозило не топливо.
«А если дизелька, то груз могли переадресовать в море, после ухода из Новороссийска, как это делалось множество раз с другими грузами до начала СВО, причём уже далеко не владельцы груза в РФ, а их, негодяи какие, недобросовестные покупатели», — процитировал Вершин своего подписчика.
Примечательно, что динамика цен на топливо на Украине свидетельствует: стране удалось найти источники поставок этого топлива.
Ранее о том, что Украине удалось выправить ситуацию с топливом, сообщал и бывший народный депутат, спикер парламента Новороссии Олег Царёв.
«Разговариваю с друзьями из Украины. Спрашивал, кто поставляет через реэкспорт из Европы в Украину ГСМ. Сейчас в мире и, особенно, в Европе явный дефицит ГСМ, отсюда вопрос: неужели и сейчас в Украину идёт российское или белорусское топливо? Не смог узнать. Сказали, что информация засекречена», — отметил Царёв 22 апреля.
Он указал на роль железной дороги на современной Украине.
«Говорят, что самая секретная информация на Украине, это информация, касающаяся железной дороги. Такой интенсивности использования железной дороги не было никогда- составы идут один за другим. Вся жизнь на Украине сейчас сосредоточена вокруг железки: из Украины идёт уголь, железорудное сырье, зерно. В Украину идёт военная техника и ГСМ, в день больше пяти составов с ГСМ. Очень активно работает СБУ: у железнодорожников проверяют мобильные, прослушивают их разговоры, отслеживают контакты. Информация о грузах совершенно секретная», — заявил Царёв.
Он призвал обратить пристальное внимание на железнодорожную сеть на Западной Украине.
Конец переговорам
Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк рассказал, когда закончатся переговоры по гарантиям безопасности для Украины.
«На уровне политических советников продолжаются консультации со странами, которые заявили, что они согласны обсуждать те гарантии, которые они могут взять на себя. Безусловно, там будут разные пакетные гарантии. Я думаю, что эти вопросы в течение недели максимум могут быть завершены. Мы не хотим получить Минск-3, например, чтобы через пару лет иметь опять же конфликт с РФ», — цитирует Подоляка «Суспільне».
При этом он умолчал о том, кто же постоянно срывал выполнение Минских соглашений.
Подоляк заявил, что Украина желает такие гарантии безопасности, чтобы в случае эскалации она могла получить поддержку других стран.
«По РФ, для нас важно, чтобы Россия поняла, что если они захотят напасть, будут видеть другие страны с мощными армиями», — указал Подоляк.
В эту поддержку, по его словам, входит юридическое право на защиту Украины данными государствами, а также закрытие неба, поставки оружия, военные консультации средства для быстрой закупки дополнительного вооружения.
За неделю до этого — 16 апреля — президент Украины Владимир Зеленский заявил, что мирный договор с Россией должен состоять из двух документов.
«Я считаю, это может быть два разных документа. Гарантии безопасности от тех, кто готов к этим гарантиям безопасности. И отдельный документ с Россией», — отметил Зеленский.
Он заявил, что Россия хотела бы иметь один договор, который содержал бы решение всех вопросов, «однако все [страны-гаранты] не совсем видят себя за столом с РФ».
Потери Украины
Утром 23 апреля на брифинге Официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков рассказал о ходе спецоперации ВС РФ.
«В течение ночи высокоточными ракетами воздушного базирования ВКС России поражены 11 военных объектов Украины. Среди них: 7 опорных пунктов и мест сосредоточения живой силы и военной техники. В результате ударов потери противника составили до двух рот личного состава, 25 единиц бронетехники и автомобилей. Также в районе населённого пункта Червонное уничтожены три склада ракетно-артиллерийского вооружения», — отметил Конашенков.
Оперативно-тактической и армейской авиацией ВКС России в течение ночи были поражены 66 военных объектов Украины. Среди них: три командных пункта, 58 районов сосредоточения живой силы и украинской военной техники, а также в районах населённых пунктов Александровка, Комар и Богатырь три склада ракетно-артиллерийского вооружения.
«Ракетными войсками и артиллерией в течение суток выполнено 1098 огневых задач. В результате ударов уничтожены: три украинских вертолёта Ми-8 на площадке в районе населённого пункта Чугуев, три установки зенитного ракетного комплекса «Оса-АКМ» на окраине населённого пункта Барвенково, 16 складов вооружения и военной техники, а также 33 пункта управления украинских подразделений. Поражены: 919 опорных пунктов и районов скопления живой силы и военной техники, а также 124 огневых позиций украинской артиллерии», — указал Конашенков.
Российскими средствами противовоздушной обороны в районе Новая Дмитровка Харьковской области был сбит в воздухе самолёт Су-25 Воздушных сил Украины. Также в течение ночи уничтожены пятнадцать украинских беспилотных летательных аппаратов, в том числе один «Байрактар ТБ-2» над населённым пунктом Новая Заря Николаевской области.
«В районе Чернобаевка расчетами зенитных ракетных-пушечных комплексов «Панцирь-С» сбиты в воздухе две тактические ракеты «Точка-У» и три снаряда реактивной системы залпового огня», — рассказал Конашенков.
Всего с начала проведения специальной военной операции были уничтожены: 141 самолет, 110 вертолетов, 538 беспилотных летательных аппаратов, 261 зенитный ракетный комплекс, 2471 танк и другие боевые бронированные машины, 274 установки реактивных систем залпового огня, 1075 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 2311 единиц специальной военной автомобильной техники.