Достаточно сказать, что партия Жириновского, наряду с КПРФ, главные старожилы Госдумы, каждые выборы уверенно бравшие свою долю голосов, а порой и прыгавшие выше головы. Но, объективно говоря, несмотря на отчаянный популизм и скандальность, Жириновский всегда исправно исполнял отведенную ему еще в 1991 году политическую роль — быть против в мелочах, но за — в основополагающих вопросах.
Едва ли не единственный в истории по-настоящему крупный демарш Владимира Жириновского был связан как раз с Украиной.
Владимир Вольфович хотя и родился в Казахстане, с Украиной был напрямую связан своим происхождением.
Все его предки по отцовской линии жили на Волыни. Дед политика Исаак Эйдельштейн владел достаточно крупной деревообрабатывающей фабрикой в Костополе (ныне Ровенская область Украины).
После революции и распада Российской империи Костополь вошел в состав Польши. В 1939 году в результате Польского похода РККА городок оказался в составе СССР. Дальше все случилось в соответствии с поговоркой «нет худа без добра».
Семью Эйдельштейнов «раскулачили», фабрику и их дом национализировали, а отца будущего лидера ЛДПР Вольфа Исаковича отправили на спецпоселение в Казахстан. И это парадоксальным образом спасло ему жизнь.
Через несколько месяцев началась война, Костополь был оккупирован немцами уже в первую неделю войны. Почти все еврейское население города, включая многочисленных родственников Вольфа Эйдельштейн, было убито нацистами.
Впоследствии, после ухудшения отношений с Украиной, Жириновский начал делать акцент на том, что убийцами были украинские националисты, а не немцы.
Вообще, Владимир Жириновский изначально был главным критиком Украины в российской политике. Даже в те времена, когда эта критика занимала маргинальную нишу и отнюдь не была мейнстримом, он не упускал случая проехаться по очередному украинскому президенту. Ни один крупный киевский политик не избежал словесных оплеух от главы ЛДПР.
Леониду Кравчуку доставалось за Беловежские соглашения. Хотя сам Владимир Вольфович порой путался, то ли он за коммунистов, то ли против, и регулярно делал взаимоисключающие заявления на эту тему, на волне начавшейся в России советской ностальгии он не упускал случая хайпануть на теме развала СССР и поругать Кравчука.
Леонида Кучму Жириновский ругал за то, что он оказался обманщиком. Обещал, дескать, интеграцию и сближение с Россией и обманул, наоборот, сформулировал тезис «Украина не Россия», ставший фундаментальной основой политики, независимо от того, кто сидел в президентском кресле.
Про Виктора Ющенко и говорить нечего. При нем Москва и Киев перешли к фазе открытого противостояния, а в 2006 году Украина запретила Жириновскому въезд на свою территорию.
Виктора Януковича еще в 2008 году Жириновский охарактеризовал так: «слабоват, мечется туда-сюда», а в дальнейшем говорил, что тот «не знает, кому себя повыгоднее продать». К слову, с ним же связано одно из несбывшихся предсказаний Владимира Жириновского. Тот обещал, что в мае 2014 года Янукович триумфально вернется в Киев и снова станет легитимным президентом, но что-то не срослось.
Владимир Вольфович очень любил вспоминать, что еще в 1991 году все понял про будущее Украины, когда прилетел в еще советский Севастополь, а украинские республиканские власти выставили в аэропорту оцепление из автоматчиков, чтобы не пустить его в город.
Жириновский был одним из двух тяжеловесов-политиков федерального уровня, которые в 90-е годы активно педалировали тему Крыма. Вторым был мэр Москвы Юрий Лужков.
Лидер ЛДПР также последовательно выступал против многих договоренностей с Киевом, требуя максимальной интеграции в любой возможной форме.
В 1998 году, когда в Думе обсуждалась ратификация договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве с Украиной, Владимир Жириновский устроил громкий скандал. Взяв слово, он несколько минут в своей фирменной манере орал на депутатов, пытаясь их вразумить и отговорить от голосования. Краткие тезисы того памятного выступления лидера ЛДПР:
— никакой Украины нет, несколько лет после революции существовало непризнанное государство Петлюры, потом его выгнали. Государство не имеет исторических корней;
— никакого СНГ нет, Украина хитрит и не участвует в нем полноценно;
— если договор будет ратифицирован, Турция заберет Крым;
— после подписания договора к власти в Киеве придут антирусские силы, русского языка больше никогда не будет на Украине и Россия не сможет вмешаться и как-то повлиять на эту политику;
— Кучма обманщик, пришел к власти за счет 12 млн русских избирателей, которым обещал сближение с Россией и кинул их, он хуже даже Кравчука;
— КПРФ выступила за ратификацию договора с Украиной, запомните этот день, сегодня коммунисты совершили четвертый раздел российского государства;
— через несколько лет Украина войдет в НАТО и их солдаты будут стоять под Курском и Смоленском.
Обвинив депутатов КПРФ и «Яблока» в предательстве, Жириновский увел из зала фракцию ЛДПР, в знак протеста против ратификации договора.
Год спустя, когда обсуждался союзный договор России и Белоруссии и на этом фоне снова возникла Украина (Кучма пообещал, что никаких интеграций и присоединений Украины не будет), Жириновский снова выступил в СМИ с яркой речью.
Кучму он обвинил в пронатовских симпатиях, снова предрек, что он «обязательно втащит Украину в НАТО» и призвал правительство активнее пользоваться экономическими рычагами. Например, поднять цены на газ на 20%, после чего «Кучма приедет и будет извиняться, а Украина в любой форме вступит в союз».
Хотя Жириновский в то время позиционировал себя в качестве антикоммуниста, он призвал поддерживать главу КПУ Симоненко, которого назвал «единственным антинатовским» политиком в Киеве.
В 2010 году президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали Харьковские соглашения — одну из последних попыток решить все миром. В соответствии с документом, Россия снижала цену газа для Киева на треть и обязалась повысить сумму арендных платежей за базы Черноморского флота в Крыму.
Владимир Жириновский был одним из немногих российских политиков, кто крайне скептически высказался о достигнутой договоренности, которая считалась крупным успехом «мягкой силы».
Лидер ЛДПР заявил, что «Украина не оценит подарка в 40 млрд долларов» и выразил недоумение. Дескать, зачем спасать гибнущую и предбанкротную экономику Украины, если «Киев всё равно проест все деньги, а сам не пойдет на уступки, не откроет русских школ». Вместо этого Жириновский предложил взять в аренду весь Крым.
В общем, неудивительно, что после всего сказанного Жириновский всегда считался на Украине нежелательной персоной. Позднее политик собрал настоящий роял-флеш, став персоной нон грата в Киргизии, Казахстане, Канаде и государствах Евросоюза.
В 2014 г. Жириновский одним из первых федеральных политиков поддержал Русскую весну и восстание в Донбассе. Он даже подарил луганским ополченцам брендированный в партийные цвета ЛДПР бронеавтомобиль «Тигр».
После 24 февраля 2022 г. Владимира Жириновского стали считать визионером и пророком. Но в действительности трудно сказать, то ли он действительно был осведомлен о грядущих событиях, то ли случайно угадал, то ли все рассчитал и проанализировал (все же он был одним из умнейших российских политиков и это подтверждали все, кто знал его лично).
Правда, стоит отметить, что весной 2021 года Жириновский предсказывал войну и даже называл точную дату начала боевых действий — 15 марта 2021 года, но тогда ничего не случилось.
В октябре 2021 года он прогнозировал, что война начнется в 2027 году и будет «третьей мировой».
Наконец, в декабре 2021 года в одном из своих последних публичных выступлений он уверенно назвал дату начала боевых действий: «22 февраля 4 часа утра».
Лидер ЛДПР 30 лет успешно играл роль главного разрешенного радикала и политического хулигана России. К его эпатажу и скандальным заявлениям давно привыкли. Но по злой иронии судьбы сам он ушел из жизни именно в том момент, когда мрачные предсказания Жириновского начали сбываться.