Борьба с канонической церковью на Украине приобретает всё более угрожающие черты. В городе Смела в Черкасской области прихожане засняли на видео похищение вооруженными националистами священника УПЦ МП прямо во время службы. По информации очевидцев, этих людей привел в храм священник раскольнической «Православной церкви Украины» (ПЦУ).
Позднее сообщалось, что священника УПЦ будто бы отпустили, но попавшие в сеть кадры инцидента вызвали возмущение и тревогу не только у верующих.
Лишенный мандата депутат Верховной Рады Илья Кива в своем телеграм-канале так прокомментировал ситуацию: «Геноцид, который длится восемь лет, русских на территории Украины: по языковому, национальному и религиозному признаку. Марионеточный киевский режим давно уничтожает православие в стране расчленяя его и способствуя захвату церквей, запугивая прихожан».
Теперь систему запугивания верующих и захватов имущества УПЦ представители киевского режима решили узаконить. В Верховной Раде в конце марта зарегистрировали два законопроекта, запрещающих деятельность каноничной «Украинской православной церкви» (УПЦ).
В проекте депутата Рады Оксаны Савчук (ВО «Свобода») предлагается запретить «деятельность Московского патриархата — Русской православной церкви и религиозных организаций, являющихся частью Русской православной церкви, в том числе Украинской православной церкви».
При этом указывается, что «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская лавра, Свято-Успенская Святогорская лавра и другие архитектурные памятники государственного значения, находящиеся в собственности или пользовании Московского патриархата, переходят в собственность государства, а соглашения (решения) о пользовании отменяются».
Согласно проекту, вообще вся церковная собственность запрещенных церковных организаций «в течение 48 часов со дня вступления в силу этого закона инвентаризируется и национализируется».
В другом законопроекте (авторства ряда депутатов от партий «Голос» и «Слуга народа») предлагается «для охраны общественной безопасности и порядка» запретить «деятельность организаций (объединений), которые непосредственно или как составные части другой религиозной организации (объединения) входят в структуры (являются частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которых находится за границами Украины в государстве, которое по закону признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины».
В случае принятия закона украинское правительство должно будет в месячный срок привести все свои нормативно-правовые акты и акты органов исполнительной власти и принять меры по распоряжению объектами движимого и недвижимого имущества запрещённых церквей или пребывающего в аренде или в их распоряжении.
Можно не сомневаться в том, что подобные меры вызовут противодействие со стороны прихожан канонической церкви, как это было при многочисленных попытках захватов храмов (особенно участившихся после предоставления автокефалии и создания ПЦУ). Но столь же очевидно, что в нынешних условиях украинский режим, поддерживаемый радикальными националистами, не будет стесняться в выборе средств подавления такого сопротивления.
«Священнослужители и верующие Украинской православной церкви на протяжении целого ряда лет подвергались нападками и преследованиям со стороны представителей раскольнических группировок и националистов, но в последнее время эти гонения стали еще более жестокими. На слуху целый ряд нападений, захватов храмов вооруженными людьми. С принятием любого из законопроектов, запрещающих Украинскую Православную Церковь, следует ожидать еще более ожесточенных расправ с представителями духовенства и с верующими канонической Церкви», — написал в своем телеграм-канале председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви (РПЦ — Ред.) с обществом и СМИ Владимир Легойда. С этим тревожным прогнозом трудно не согласиться.
Справка. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 года и выражено в Благословенной грамоте (Томосе) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Особый статус УПЦ отражен в Уставе Русской Православной Церкви (РПЦ), принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Указанные решения Архиерейских Соборов были утверждены Поместным Собором РПЦ 2009 года. В настоящее время в УПЦ насчитывается 12 069 приходов, сообщается на сайте РПЦ.