В конце дня 11 февраля глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что Киев активировал механизм снижения рисков ОБСЕ, и обратился к Москве в связи с её военной деятельностью рядом с границами Украины. Очевидно, что киевские власти и их западные кураторы в действительности не рассчитывали на протяжении 48 часов получить от России информацию относительно «точных районов проведения военной деятельности, даты её завершения, наименования, подчиненности, количества военных формирований, а также типов вооружений и военной техники, которые участвуют в ней». К тому же, с самого начала было ясно, что любой ответ будет объявлен «неполным», как это произошло в случае с Белоруссией.
Напомню, 9 февраля Литва, Латвия и Эстония в рамках упомянутого механизма ОБСЕ направили запрос Минску по поводу военных учений «Союзная решимость», проводимых совместно с РФ на территории Белоруссии. Однако, когда ответ на него был получен 11 февраля, МИД Эстонии сразу же заявил, что «ответ Белоруссии на конкретные вопросы, заданные тремя балтийскими государствами, остается недостаточным». Очевидно, такой же будет реакция Киева на любой ответ Москвы, поскольку целью всех этих дипломатических игр является демонстрация «российской угрозы».
При этом, за исключением временного пребывания на манёврах «Союзная решимость», все российские войска находятся на территории России. В то же время военные США, Великобритании и других стран НАТО размещены на территории стран Восточной Европы — в Прибалтике, Польше, Румынии и Болгарии. И как раз 11 февраля СМИ сообщили о том, что НАТО намерено разместить многонациональные военные контингенты в Словакии, Румынии и Болгарии, причём министры обороны стран Альянса должны официально подтвердить это решение во время встречи, которая запланирована на 16 февраля. Однако уже сейчас количество натовских военных, дислоцирующихся за пределами своих стран на Востоке Европы, приближается к двадцати тысячам.
Польша
Форпостом военного присутствия Запада на границах России и Белоруссии является Польша. Тут после 2014 года были размещены 4500 американских военных, а на днях в эту страну прибыли ещё 1700 солдат и офицеров из 82-й воздушно-десантной дивизии Сухопутных войск США. Таким образом, общее число американские военных на берегах Вислы ныне уже превышает 6,2 тысячи человек. Кроме того, вечером 11 февраля Пентагон сообщил, что на следующей неделе в Польшу с территории США будут переброшены ещё 3 тысячи десантников из той же 82-й дивизии. При этом программой сотрудничества Варшавы и Вашингтона предусматривается, что в Польше могут разместиться до 20 тысяч американских военных — на случай учений или «эскалации напряжённости».
Но речь не только о живой силе. США, в том числе частично за счёт Варшавы, создали и продолжают создавать мощную наступательную инфраструктуру в Польше. Так, в город Познань перемещено передовое командование 5-го корпуса сухопутных войск США, в стране созданы базы для двух бронетанковых бригад США. Завершается создание базы авиации сухопутных войск и перевалочного порта ВВС США, трёх баз для беспилотников среднего радиуса действия, а также сегмента системы американской ПРО AegisAshore в Европе. А 10 февраля Командование ВВС США в Европе сообщило о переброске из Великобритании в Польшу «группы» истребителей F-15.
Не следует забывать и о военном присутствии других стран НАТО на территории Польши. Во-первых, ещё в 1999-м был создан Многонациональный корпус НАТО «Северо-Восток», в состав которого входят датская механизированная дивизия, 1-я танковой дивизии бундесвера и 12-я пехотная дивизия армии Польши. Корпус базируется в польском городе Щецин, и с 2004 года в его составе проходили службу военные из многих стран Восточной Европы.
Во-вторых, с 2016 года в Польше развёрнута одна из многонациональных батальонных групп в рамках программы НАТО «Расширенное передовое присутствие» (Enhanced Forward Presence, EFP). Они были созданы по решению Саммита НАТО в Варшаве в июле 2016 года, где Россия была признана основной угрозой безопасности для альянса, а её сдерживание было официально провозглашено новой миссией НАТО. Роль оперативного командного центра этих групп отводится штаб-квартире упомянутого корпуса НАТО «Северо-Восток».
Польская группа базируется в городе Орыш (Сувалкский коридор), в её состав входят американские, британские, румынские и хорватские военные, основу личного и командного состава составляют американцы. Кроме того, 10 февраля в Польшу начата передислокация 350 британских морпехов, однако официальной информации об их миссии и месте дислокации пока нет.
Прибалтика, Румыния и Болгария
Многонациональные батальонные группы в рамках программы EFP созданы в 2016 году также во всех трёх странах Прибалтики — Эстонии, Латвии и Литве. Каждая из них состоит из более чем тысячи солдат и офицеров, однако их число может увеличиваться в ходе ротаций.
Эстонская группа базируется в городе Тапа (крупный железнодорожный узел). В основном состоит из британцев (более 800 человек, бронетанковый батальон), которые и осуществляют командование. Присутствуют также военные из Дании (мотопехота) и Франции (морпехи, танковая рота и инженерный взвод). 6 февраля Борис Джонсон заявил, что Британия вдове увеличит число своих военных в Эстонии.
Латвийская группа создана на основе мотопехотного подразделения Канады (более 540 человек), командует ею канадский офицер. Группа базируется в 21 километре от Риги, в её состав входят также военные из Польши, Чехии, Словакии, Словении, Испании, Италии и Черногории.
Литовская группа расквартирована в городке Рукла неподалёку от Каунаса. Её основа — мотопехотная часть бундесвера (более 500 человек), командуют группой немецкие офицеры. В её состав входят также военные из Чехии, Франции, Нидерландов и Норвегии.
Стоит отметить, что на аэродромах всех трёх стран Прибалтики в рамках ротации находятся на боевом дежурстве самолёты ВВС различных стран НАТО — не только тех, чьи военные представлены в группах EFP.
В Румынии американские военные появились в 2014 году. Во-первых, тогда на базе в Девеселу началось строительство сегмента системы ПРО AegisAshore, а во-вторых — американцы получили в своё распоряжение огромную базу «Михаил Когэлничану» рядом с портом и аэропортом города Констанца. В настоящее время в Румынии размещены многонациональные сухопутные войска НАТО численностью до 4 тысяч человек, большинство из которых составляют американцы и французы. Кроме этого, на авиабазе Кымпия-Турзий базируется эскадрилья американских разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 Reaper, а в рамках ротации в Румынии дежурят боевые самолёты из Великобритании и других стран НАТО.
На минувшей неделе Пентагон объявил о переброске в Румынию дополнительной тысячи военных с территории Германии. Большинство из них уже прибыли в Румынию по суше, через Чехию, Словакию и Венгрию. Кроме того, Франция поддерживает создание в Румынии военной миссии НАТО, аналогичной существующим в странах Прибалтики, и Париж готов эту миссию возглавить. А 11 февраля на базе «Михаил Когэлничану» побывал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который заявил, что Альянс рассмотрит долгосрочное присутствие своего контингента в Юго-Восточной Европе.
В соседней Болгарии по договору с США может находиться до 2,5 тысяч военных США, но ныне их число составляет только 206 человек — правда, со своей техникой. При этом объекты, которые американцы могут использовать на территории Болгарии — полигон в районе Ново село, аэродром «Безмер», авиабаза «Граф Игнатьево» и склады в Айтосе — находятся в распоряжении и под командованием болгарских военных. Кроме того, в Болгарии действует штаб для подразделений по интеграции сил НАТО (NIFUs), который выполняет функцию базы для войск быстрого развертывания.
Кто на очереди?
Как отмечалось выше, НАТО намерено разместить многонациональные военные контингенты в Словакии, Румынии и Болгарии. Судя по всему, речь идёт о расширении на эти страны программы EFP — по крайней мере, в конце декабря 2021-го именно это предлагал Верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генерал США Тод Уолтерс. Правда, тогда о Словакии речь не шла, да и министр обороны Болгарии Стефан Янев публично заявлял, что «размещение войск альянса на болгарской территории не соответствует ни интересам Болгарии, ни интересам самого блока». Однако американцы умеют убеждать.
Какие аргументы были применены в случае Болгарии, неизвестно, а вот Словакия взяла деньгами. 3 февраля Вашингтон и Братислава договорились о военном сотрудничестве, в рамках которого американские военные смогут использовать два аэродрома на территории Словакии, а взамен США обязались вложить 100 миллионов долларов в модернизацию военной инфраструктуры республики. Договоренности не подразумевают создание баз американских войск в республике, подчеркнул госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе пресс-конференции по итогам подписания соглашения. Хотя ныне в Словакии проходят акции протеста против ратификации этого соглашения, но вряд ли они что-то изменят.
Пока что единственной страной Восточной Европы, которая жёстко противится размещению сил НАТО на своей территории, остаётся Венгрия. 10 февраля глава МИД этой страны Петер Сийярто заявил: «Нет, мы не соглашались на это и не согласимся, потому что войска НАТО на территории нашей страны уже есть: это вооружённые силы Венгрии, которые в состоянии гарантировать безопасность страны. Так что нам не нужны дополнительные контингенты войск на территории Венгрии».
В то же время Сийярто призвал США, Европу и Россию продолжать переговоры для предотвращения наихудшего сценария, подчеркнув, что страны Центральной Европы проиграют в большей степени в случае разворачивания конфликта. Глава МИД Венгрии добавил, что нынешняя ситуация вокруг Украины напоминает ему времена холодной войны и долгие десятилетия страданий, которые она принесла.
Петер Сийярто добавил, что Венгрия не видит реальной угрозы российского вторжения на Украину, но с тревогой следит за ростом напряжённости вокруг этой ситуации. По его словам, венгерская сторона скептически относится к предложению ввести новые ограничения в отношении России, поскольку, как отметил дипломат, очевидно, что эти санкции не работают.