Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ЧАО «Укргидроэнерго» Богдан Сухецкий раскритиковал Министерство энергетики за неправильную подготовку к отопительному сезону.
«Мы каждый год, каждую зиму занимаемся исправлением плохого планирования, неправильного подхода к прохождению осенне-зимнего периода», — сказал он.
В данный момент в украинской энергетике из-за этого сложилась парадоксальная ситуация: в стране переизбыток производства электроэнергии, однако ее приходится дополнительно закупать в Белоруссии, рассказала представитель нацкомиссии по регулированию тарифов в энергетике (НКРЭКУ) Ольга Бабич.
Несмотря на то, что в целом в течение суток на Украине производится больше электричества, чем потребляется, в периоды пикового потребления энергии не хватает, пояснила она.
Ядерный профицит
Профицит образовался из-за того, что «Энергоатом» запустил все свои 15 атомных реакторов, и одновременного падения спроса на электроэнергию, сказал директор «Центрэнерго» Сергей Шульга.
Как известно, АЭС вырабатывают энергию с постоянной мощностью и не могут ее варьировать в соответствии с нуждами потребителей.
Как рассказал Шульга, компания «Центрэнерго» только в октябре получила оплату за произведенную в январе 2021 года электроэнергию.
Задержки с выплатами от «Укрэнерго» не позволили своевременно накопить запасы угля перед отопительным сезоном, что привело к панике на украинском рынке. Аналогичная проблема неплатежей государства и у гидрогенерации.
«У нас из-за просчетов Министерства энергетики точно так же увеличилась задолженность на балансирующем рынке, которая превысила уже 6 млрд грн, и никто даже не пытается нам помочь, как "Центрэнерго", расчитаться на балансирующем рынке», — отметил замдиректора «Укргидроэнерго» Сухецкий.
По его словам, если одни проблемы решаются, то тут же возникают новые. Например, из-за возникновения профицита обвалилась стоимость энергии на рынке, и ТЭС не могут накопить средства на закупку угля на весну.
«Один месяц решаем проблему дефицита, потом решаем проблему профицита, теперь будем решать проблему ценовую», — констатировал он.
И такая дребедень каждый день — из года в год с того самого момента, как на Украине ввели энергетический рынок.
«Невидимая рука рынка»
Коммерческий директор ПАО «Донбассэнерго» Олег Ларионов справедливо отметил, что, если тепловая генерация оказалась убыточной, то рынок не работает.
С этим согласились все участники мероприятия, среди которых были также ряд трейдеров энергорынка.
«Украинский энергорынок за последние два года не стимулировал ничего, кроме манипуляций, долгов и проблем», — подытожил директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
«Невидимая рука рынка» только помогала наполнять карманы крупных игроков, которые владеют одновременно генерирующими компаниями, распределительными сетями, трейдерами и источниками энергоресурсов, добавил он.
Омельченко не стал уточнять, кого именно он имеет в виду, однако под его описание подпадает, пожалуй, только корпорация ДТЭК Рината Ахметова.
Представительница НКРЭКУ Бабич также рассказала, что в манипуляциях на рынке одну из основных ролей играет государственный «Энергоатом», который непонятно из каких соображений продает свою энергию себе же в убыток, обваливая рынок.
По ее мнению, возможен сговор «Энергоатома» с некоторыми другими игроками рынка, соответствующий запрос уже отправлен НКРЭКУ в Антимонопольный комитет Украины.
За чей счет банкет
В результате этого бардака страдают и производители, и конечные потребители электроэнергии, на которых собираются переложить накопленные проблемы отрасли, подняв и без того высокие тарифы, выросшие в разы после победы Майдана.
И остается нерешенной проблема следующего отопительного сезона. Уголь и газ не дешевеют, а денег на их закупку нет.
«Если в эту зиму мы вошли с запасами предыдущего периода, и нам было достаточно закупить всего 3 млрд кубометров газа, то на следующую зиму нам нужно закупать не меньше 12 млрд кубометров», — отметил Омельченко.
А цены на газ сейчас сверхвысокие. Даже если прогнозы оправдаются, и среднегодовая цена в 2022-м составит $500-600 за тысячу кубов, то на закупку газа понадобится до $6 млрд, которых нет в принципе и негде взять.
А в случае нехватки газа, на котором преимущественно работают предприятия теплокоммунэнерго Украины, в домах станет холодно и люди начнут активнее включать электроприборы, перегружая энергосистему.
Кто виноват?
Все эти вопиющие проблемы, о которых говорили участники мероприятия, вызывают один закономерный вопрос: а как, черт возьми, энергосистема вообще работала при этом «неэффективном» и «тоталитарном» Советском Союзе?
Да и при «кровавом тиране» Викторе Януковиче такого беспорядка в украинской энергосистеме не наблюдалось.
Что интересно, после высказанных претензий все участники обсуждения, среди которых был и не сказавший вообще ничего внятного советник министра энергетики Украины Александр Визирь, удовлетворенные разошлись по своим учреждениям.
Это позволяет предположить, что все останется как есть и украинская энергетика продолжит в авральном режиме решать все новые и новые проблемы.
А ведь впереди отсоединение от единой энергосистемы с Россией и Белоруссией. Как оно пройдет, уже более-менее понятно: проблем будет выше крыши.