https://ukraina.ru/20220108/1032869574.html
Уже катастрофа. До чего власти довели промышленность Украины
Уже катастрофа. До чего власти довели промышленность Украины - 13.07.2022 Украина.ру
Уже катастрофа. До чего власти довели промышленность Украины
Серьезные проблемы в украинской промышленности начались еще до коронакризиса — в четвертом квартале 2018 года объемы пропроизводства впервые с 2015 года ушли в «красную зону». Сейчас промышленная отрасль продолжает падать, причем по многим из ведущих направлений производственной деятельности ситуация сложилась катастрофическая
2022-01-08T10:12
2022-01-08T10:12
2022-07-13T11:11
эксклюзив
промышленность
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102863/91/1028639164_0:55:1042:641_1920x0_80_0_0_d0ef3d82ee9c178b88c34fed268c04b1.jpg
Именно спад в промышленности приводит к тому, что ВВП Украины в течение всего этого времени теряет от 0,6 до 2,6% ежеквартально. Даже в последней четверти 2020 года, когда украинская экономика в целом уже почти вышла на прошлогодний уровень, промышленность, по подсчетам Нацбанка, была единственной из шести основных отраслей, которые внесли отрицательный вклад в общее изменение ВВП. Падение промышленности в 2019 году на 5,2% стало определяющим в торможении экономики в целом на 4%.В частности, производство обуви, кирпича и автотранспортных средств сократилось за прошлый год примерно на 20%. Объемы сборки металлических конструкций, электродвигателей, трансформаторов, оружия уменьшились на четверть. Выпуск металлообрабатывающих станков и паровых котлов, сахара и виноградных вин упал на треть. А от производства железнодорожного подвижного состава осталась только половина показателя 2019 года.Объемы реализации продукции в денежном измерении тоже уменьшаются — в 2020 году они сократились в целом по промышленности на 1,5 млрд грн. А пять ведущих отраслей — угледобыча, добыча газа и нефти, металлургия, машиностроение и производство кокса — понесли наибольшие потери.Загруженность производственных мощностей промышленных предприятий продолжает уменьшаться, в начале 2021-го она снизилась в целом по отрасли до 63,8%. В январе текущего года, по данным Госстата, предприятия были обеспечены заказами в среднем лишь на 4,3 месяца работы, а производители кокса и продуктов нефтепереработки, деревообрабатывающие предприятия — на срок менее 2 месяцев.Утрата рынковНа Украине еще с момента провозглашения независимости интересы отечественного производителя неоднократно приносились в жертву абстрактным политическим лозунгам, за которыми стояли клановые предпочтения и некомпетентность. Так, например, в 2008 году Украина вступила в ВТО на заведомо невыгодных условиях главным образом из-за стремления получить членство в организации раньше России. При этом о защите внутреннего рынка от дешевых импортных товаров никто даже не вспомнил.Дальнейшая деиндустриализация Украины — это результат подписания Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом. Следствием этого стал разрыв кооперационных связей с РФ и странами СНГ. Объективные причины спада в промышленности — снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и одновременно сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения российском рынке. После 2014 года у большинства промышленных предприятий радикально изменилась структура рынков сбыта. И не всем удалось перестроиться. Многие сегменты украинского машиностроения не смогли переориентироваться на экспорт. В товарной структуре экспорта удельный вес продукции машиностроения сократился с 18,9%, или 12,9 млрд долл. (в 2012 году), до 9,9%, или 4,3 млрд долл. (в 2017-м). Вслед за обвалом высокотехнологичного экспорта в ряде регионов Украины практически остановилось промышленное производство.Украина потеряла значительную часть технологической промышленности, зато сильно выросла сфера услуг и товаров с низкой добавленной стоимостью. На это накладывается проблема с трудовыми ресурсами: сокращение населения, отток рабочей силы за рубеж, массовое неофициальное трудоустройство, а также низкая производительность труда (в 5,5 раза ниже, чем в Центральной Европе).Робкие попытки спасения промышленностиОпыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что в сложной социально-экономической ситуации именно активная государственная поддержка отечественного производителя позволяла в кратчайшие сроки повысить конкурентоспособность национальной экономики и добиться ощутимых успехов в самых различных сферах хозяйственной жизни. И Украина в прошлом году даже попыталась сделать шаг в этом направлении.Летом прошлого года в парламенте был зарегистрирован и принят в первом чтении законопроект о локализации при госзакупках машиностроительной продукции. Им предлагается распространить на ряд сегментов машиностроения требование локализации производства на уровне 25-40% при госзакупках с 2021 года и на 40-60% — с 2024 года. Речь идет о таких сегментах машиностроения, как железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальная техника и спецтехника, энергетическое машиностроение (насосы, трансформаторы, турбины) и пр.Для выполнения требований локализации иностранные производители будут «принуждены» к созданию производственных или сборочных мощностей на Украине или к кооперации с отечественными компаниями.Однако данная инициатива была подвергнута критике Запада. В Евросоюзе заявили, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации Украины и ЕС, и предупредили Киев о недопустимости поддержки украинского машиностроения. Кроме того, Брюссель пригрозил, что в случае принятия закона европейские банки могут прекратить кредитование украинских компаний и организаций. Позже премьер-министр Денис Шмыгаль признал, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС, и заявил, что документ необходимо доработать. Изначально планировалось, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года, однако он застрял в парламенте и на второе чтение пока не выносился.Послушное следование правительства в фарватере рекомендаций МВФ окончательно добьет украинского производителя и превратит страну в сырьевой придаток Запада. Например, если в 2013 году машиностроение занимало в структуре производства 18-20%, то сейчас — всего 7-8%. И отрасль близка к точке невозврата. Через год-два спасать будет уже нечего.
https://ukraina.ru/20211014/1032463074.html
https://ukraina.ru/20210929/1032344900.html
https://ukraina.ru/20211115/1032657689.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102863/91/1028639164_58:0:985:695_1920x0_80_0_0_50662133d0767c25be717a93e591c9eb.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, промышленность
Уже катастрофа. До чего власти довели промышленность Украины
10:12 08.01.2022 (обновлено: 11:11 13.07.2022) Серьезные проблемы в украинской промышленности начались еще до коронакризиса — в четвертом квартале 2018 года объемы пропроизводства впервые с 2015 года ушли в «красную зону». Сейчас промышленная отрасль продолжает падать, причем по многим из ведущих направлений производственной деятельности ситуация сложилась катастрофическая
Именно спад в промышленности приводит к тому, что ВВП Украины в течение всего этого времени теряет от 0,6 до 2,6% ежеквартально. Даже в последней четверти 2020 года, когда украинская экономика в целом уже почти вышла на прошлогодний уровень, промышленность, по подсчетам Нацбанка, была единственной из шести основных отраслей, которые внесли отрицательный вклад в общее изменение ВВП. Падение промышленности в 2019 году на 5,2% стало определяющим в торможении экономики в целом на 4%.
В частности, производство обуви, кирпича и автотранспортных средств сократилось за прошлый год примерно на 20%. Объемы сборки металлических конструкций, электродвигателей, трансформаторов, оружия уменьшились на четверть. Выпуск металлообрабатывающих станков и паровых котлов, сахара и виноградных вин упал на треть. А от производства железнодорожного подвижного состава осталась только половина показателя 2019 года.
Объемы реализации продукции в денежном измерении тоже уменьшаются — в 2020 году они сократились в целом по промышленности на 1,5 млрд грн. А пять ведущих отраслей — угледобыча, добыча газа и нефти, металлургия, машиностроение и производство кокса — понесли наибольшие потери.
Загруженность производственных мощностей промышленных предприятий продолжает уменьшаться, в начале 2021-го она снизилась в целом по отрасли до 63,8%. В январе текущего года, по данным Госстата, предприятия были обеспечены заказами в среднем лишь на 4,3 месяца работы, а производители кокса и продуктов нефтепереработки, деревообрабатывающие предприятия — на срок менее 2 месяцев.
На Украине еще с момента провозглашения независимости интересы отечественного производителя неоднократно приносились в жертву абстрактным политическим лозунгам, за которыми стояли клановые предпочтения и некомпетентность. Так, например, в 2008 году Украина вступила в ВТО на заведомо невыгодных условиях главным образом из-за стремления получить членство в организации раньше России. При этом о защите внутреннего рынка от дешевых импортных товаров никто даже не вспомнил.
Дальнейшая деиндустриализация Украины — это результат подписания Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом. Следствием этого стал разрыв кооперационных связей с РФ и странами СНГ. Объективные причины спада в промышленности — снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и одновременно сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения российском рынке.
После 2014 года у большинства промышленных предприятий радикально изменилась структура рынков сбыта. И не всем удалось перестроиться. Многие сегменты украинского машиностроения не смогли переориентироваться на экспорт. В товарной структуре экспорта удельный вес продукции машиностроения сократился с 18,9%, или 12,9 млрд долл. (в 2012 году), до 9,9%, или 4,3 млрд долл. (в 2017-м). Вслед за обвалом высокотехнологичного экспорта в ряде регионов Украины практически остановилось промышленное производство.
Украина потеряла значительную часть технологической промышленности, зато сильно выросла сфера услуг и товаров с низкой добавленной стоимостью. На это накладывается проблема с трудовыми ресурсами: сокращение населения, отток рабочей силы за рубеж, массовое неофициальное трудоустройство, а также низкая производительность труда (в 5,5 раза ниже, чем в Центральной Европе).
Робкие попытки спасения промышленности
Опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что в сложной социально-экономической ситуации именно активная государственная поддержка отечественного производителя позволяла в кратчайшие сроки повысить конкурентоспособность национальной экономики и добиться ощутимых успехов в самых различных сферах хозяйственной жизни. И Украина в прошлом году даже попыталась сделать шаг в этом направлении.
Летом прошлого года в парламенте был зарегистрирован и принят в первом чтении законопроект о локализации при госзакупках машиностроительной продукции. Им предлагается распространить на ряд сегментов машиностроения требование локализации производства на уровне 25-40% при госзакупках с 2021 года и на 40-60% — с 2024 года. Речь идет о таких сегментах машиностроения, как железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальная техника и спецтехника, энергетическое машиностроение (насосы, трансформаторы, турбины) и пр.
Для выполнения требований локализации иностранные производители будут «принуждены» к созданию производственных или сборочных мощностей на Украине или к кооперации с отечественными компаниями.
Однако данная инициатива была подвергнута критике Запада. В Евросоюзе заявили, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации Украины и ЕС, и предупредили Киев о недопустимости поддержки украинского машиностроения. Кроме того, Брюссель пригрозил, что в случае принятия закона европейские банки могут прекратить кредитование украинских компаний и организаций. Позже премьер-министр Денис Шмыгаль признал, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС, и заявил, что документ необходимо доработать. Изначально планировалось, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года, однако он застрял в парламенте и на второе чтение пока не выносился.
Послушное следование правительства в фарватере рекомендаций МВФ окончательно добьет украинского производителя и превратит страну в сырьевой придаток Запада. Например, если в 2013 году машиностроение занимало в структуре производства 18-20%, то сейчас — всего 7-8%. И отрасль близка к точке невозврата. Через год-два спасать будет уже нечего.