Сытник forever? Как собираются изменить закон о НАБУ - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сытник forever? Как собираются изменить закон о НАБУ

© Facebook* (*деятельность Meta по реализации Facebook запрещена в России как экстремистская) / Національне Антикорупційне Бюро УкраїниСытник Артем НАБУ
Сытник Артем НАБУ - РИА Новости, 1920, 25.09.2020
Читать в
Как известно, Конституционный суд Украины (КС) 16 сентября признал неконституционными положения закона о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ), которые касаются президентских прерогатив относительно этого органа

Это права президента:

— создавать НАБУ;
— назначать и увольнять его директора;
— назначать 3 из 9 членов конкурсной комиссии и 1 из 3 членов комиссии по внешнему аудиту НАБУ;
— утверждать положения о совете общественного контроля НАБУ и порядке его формирования.

Глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник - РИА Новости, 1920, 09.09.2020
Продавал крымскую недвижимость. Директор НАБУ может отправиться в тюрьмуГосбюро расследований Украины открыло уголовное производство в отношении директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артема Сытника по факту незаконной продажи земельного участка в Крыму, а также по обвинению в узурпации власти и превышении служебных полномочий. Об этом 9 сентября сообщает УНИАН
Согласно вердикту, положения закона, признанные неконституционными, утрачивают силу через 3 месяца после этого решения КС. Но как известно еще 28 августа КС принял решение о неконституционности указа Порошенко о назначении Артема Сытника директором НАБУ, вступившее в силу сразу после оглашения.

Таким образом, логично считать, что, если Бюро и может (но не более трех месяцев) работать по нынешнему закону пока новый не вступит в силу, то Сытник уже не является его легитимным главой. Тем не менее такой логики оказалось недостаточно для того, чтобы сковырнуть директора НАБУ с должности. Очевидно, надо ожидать, что точки над «i» расставит новый закон.

Однако знакомство с внесенными в Раду законопроектами о НАБУ показывает, что новый закон не обязательно приведет к увольнению Сытника, а вот внешнее управление Украиной через этот орган скорей всего усилится.

Первый проект о приведении закона о НАБУ в соответствие с Конституцией появился еще 2 сентября. Список его авторов начинается с главы комитета Рады по вопросам антикоррупционной политики Анастасии Радиной («Слуга народа»). Далее идут трое коллег по фракции и двое депутатов от «Голоса».

В заключительных положениях этого документа сказано: «Лицо, которое по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона занимает должность Директора Национального антикоррупционного бюро Украины, продолжает осуществлять полномочия директора Национального антикоррупционного бюро Украины до назначения директора Национального антикоррупционного бюро Украины в порядке, определенном настоящим Законом».

Но ведь после решения КС принятого за 5 дней после регистрации этого проекта, неясно кем сейчас является Сытник. Думаю, правомерней всего называть его не директором НАБУ, а лицом, находящимся в директорском кресле. Но, с другой стороны, в проекте Радиной идет речь именно о директоре, а не об и.о., значит, никто, кроме Сытника, не имеется в виду.

Глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник - РИА Новости, 1920, 08.09.2020
Гигантская крыса подстерегает Сытника под зданием НАБУПротивники директора Национального антикоррупционного бюро Украиины (НАБУ) Артема Сытника принесли под здание ведомства чучело крысы величиной со взрослого человека. Об этом 8 сентября сообщает Telegram-канал «Зеландия»
При этом в тексте документа не говорится, что с принятием закона должен сразу пройти новый конкурс, зато записано, что «конкурсная комиссия формируется не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий директора Национального бюро или в течение 30 дней со дня досрочного прекращения его полномочий (увольнения) в порядке, установленном настоящим Законом». То есть предполагается, что новый конкурс пройдет лишь в начале 2022 года, когда истекают полномочия Сытника. Теоретически это может быть и раньше, в случае его увольнения, но практически из проекта следует, что главу НАБУ так же нереально уволить, как и по действующему закону.

Для чего всё это записано — понятно. Авторы проекта — «соросята», для которых главное — показать Западу, что они не посягают на полномочия лица, сидящего в НАБУ в директорском кресле.

Второй момент этого проекта — усиление внешнего управления. Авторы учли мнение КС о том что де-факто НАБУ — это орган исполнительной власти.

Следовательно, оно должно направляться и координироваться Кабмином, но «исключительно в границах и порядке, установленном данным законом», а это значит чисто номинально. Зато предполагается, что:

— правительство назначит всех 6 членов конкурсной комиссии по отбору директора НАБУ, но 3 из них будет выдвинуто международными донорами, которые в последние 2 года перед проведением конкурса «оказывали Украины международную техническую помощь в сфере предотвращения и противодействия коррупции»;
— голоса кандидатов от доноров будут весить больше, ибо для принятия решения комиссии нужно минимум 4 голоса, из которых 2 должны принадлежать им;
— если эта комиссия сейчас подает на утверждение президенту 2 кандидатов на выбор, то, согласно проекту, должна подавать в Кабмин одного;
— комиссия по аудиту будет состоять исключительно из выдвиженцев от доноров.

Стоить же НАБУ для бюджета будет заметно дороже, ибо его предельную численность планируют увеличить с 700 человек до 1500.

Александр Дубинский - РИА Новости, 1920, 02.09.2020
Депутат Дубинский попросил ГБР возбудить дело против директора НАБУДепутат Верховной Рады от «Слуги народа» Александр Дубинский заявил, что подал заявление в Госбюро расследований (ГБР) об открытии уголовного производства в отношении директора Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артема Сытника. Об этом 2 сентября он сообщил на своем сайте
Напомню, что в действующем законе иностранное участие в НАБУ никак не прописано. Да, среди 9 членов прошлой конкурсной комиссии был директор Европейского бюро по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслер, который прошел туда по квоте Верховной Рады. Но формально его участие было результатом добровольного выбора парламента. Однако недовольство Запада Порошенко породило идею узаконить и расширить полномочия иностранцев в подобных органах. Это сделали в 2018 в законе о Высшем антикоррупционном суде. Там появился такой институт как Общественный совет международных экспертов, который вправе заветировать кандидата в состав этого суда.

Эксперты в упомянутый совет назначаются на «основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины». Но проект Радиной идет дальше. Ведь раз речь идет о донорах, значит, правовыдвигать кандидатов в конкурсную комиссию и комиссию по аудиту НАБУ получают и отдельные государства, и Евросоюз.

Но соросята из «Слуги народа» и «Голоса» в данном случае не оригинальны. Их предложения об иностранном участии в конкурсной комиссии и о весе в ней голосов иностранцев списаны с норм проекта изменений закона «О судоустройстве и статусе судей», поданного в Раду президентом Зеленским 19 июня этого года. Только там речь идет о комиссии по отбору в состав Высшей квалификационной комиссии (ВККС), органа, который отбирает кандидатов на пост всех судей. Вскоре после подачи этого проекта послы G7 в Киеве встретились с замом главы Офиса президента Андреем Смирновым, после чего написали в «Твиттере», что, если новое законодательство о судебной реформе «будет отвечать международным обязательствам Украины, мы подтвердим нашу готовность выдвинуть международных экспертов для участия в прозрачном процессе создания ВККС». То есть пресловутые кандидаты от доноров, будут откровенно предлагаться западными послами.

Нардеп от Радикальной партии Игорь Мосийчук - РИА Новости, 1920, 01.09.2020
«Давайте звонить господам узурпаторам»: Мосийчук опубликовал телефоны руководства НАБУЭкс-депутат Верховной Рады Украины Игорь Мосийчук опубликовал список служебных номеров руководителей Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) страны и пообещал обнародовать номера иностранной агентуры. Он сделал это на своей странице в Facebook 1 сентября
Правда, проект Радиной сейчас уже не является единственным. В день, когда КС огласил решение о неконституционности положений закона о НАБУ, в Раде были зарегистрированы еще два документа на ту же тему. Наиболее интересен проект, поданный двумя «слугами народа» (Александром Ткаченко и Иваном Шинкаренко), бывшим «слугой», ныне состоящим в группе «За будущее» Антоном Поляковым и Григорием Мамкой из ОПЗЖ. Он откровенно направлен против внешнего управления. Согласно проекту, членами конкурсной комиссии и комиссии по аудиту НАБУ могут быть только граждане Украины. Но из этого числа исключаются не только те кто работает в органах власти и местного самоуправления (как в действующем законе и всех проектах его изменения), но и те, кто в течение последних 10 лет участвовал в общественных организациях, которые получали деньги или другую материальную помощь из зарубежных источников. В переходных же положениях этот проект предполагает полную перезагрузку НАБУ. С вступлением закона в силу прекращаются полномочия не только его руководства, но и детективов, а Кабмин назначает врио его директора (с правами полноправного директора) и в течение месяца определяет своих представителей в конкурсной комиссии.

Аналогичны переходные положения и в проекте, поданном малоизвестным депутатом от «Батькивщины», Владимиром Кабаченко. Но его документ не предполагает таких ограничений для иностранцев и грантоедов, как вышеописанный. Он не закрепляет за иностранными донорами и организациями какие-либо права, но — как и действующий закон — не делает гражданство Украины условием участия в конкурсной комиссии и комиссии по аудиту.

Однако явным фаворитом выглядит проект Радиной. Логика его закулисных лоббистов очевидна. Раз президент поддержал особые права иностранных доноров в формировании ВККС, он должен поддержать их права относительно формирования НАБУ. А если Рада, имея монобольшинство из президентской фракции, этот проект провалит (несмотря на несомненную его поддержку «Голосом» и очень вероятную «Евросолидарностью»), значит, Зеленский ведет двойную игру и обманывает Запад. За обман же он должен будет расплатиться отказом от кредитов МВФ и прочих доноров. Для украинской власти такие аргументы выглядит неотразимыми.

Правда, не исключено, что в итоге президент может-таки избавиться от Сытника, заплатив за это ростом внешнего контроля за НАБУ. Ведь объективно нынешний правовой статус лица в директорском кресле так неясен, что запуск нового конкурса с принятием нового закона кажется необходимым. Но и этот сценарий представляется лишь возможным, но не обязательным.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала